Обзор российского рынка тары и упаковки

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

01.07.2011

Комментариев: 3

Рынок тары и упаковки зависит от ряда макроэкономических показателей, таких как, например, оборот розничной торговли, объемы производства пищевых продуктов, общий индекс промышленного производства. Основываясь на данных факторах, можно отметить, что рост рынка тары и упаковки в 2011 году составил 11%, а объем - 16,4 млн. долл. США. То есть рынок, несмотря на возобновление роста, пока не достиг докризисных темпов.

Структура рынка производства тары и упаковки выглядит следующим образом:

Подобное распределение объемов, в котором наибольшую долю занимает упаковка из бумаги и картона, объясняется, во-первых, традиционным спросом на продукцию данного сегмента со стороны производителей парфюмерии, фармацевтической и пищевой продукции, а также широким использованием картона в логистике.

Высокая доля полимерной упаковки достигается, прежде всего, за счет роста спроса на полиэтилен, полипропилен, смолы и прочие полимеры.

В 2010 году сегмент полимерной упаковки показал рост. Стоит отметить, что данный сегмент имеет наиболее высокий потенциал, и спрос на него удовлетворен не до конца.

При этом сохраняется высокая зависимость от импорта: практически треть полимерной продукции – привозная. Наиболее распространенной в данном сегменте является упаковка из полиэтилена.

Рынок картонно-бумажной упаковки

За 2010 год рынок упаковки из картона вырос на 6-7%, при этом эксперты прогнозируют дальнейший рост данного сегмента на уровне 10%. Также сохраняется тенденция к сокращению экспорта. Очевидно, что отечественные производители не могут обеспечить возрастающий спрос. По этой же причине продолжают расти объемы импорта: сейчас они составляют порядка 5%, однако уже к концу 2011 года могут увеличиться до 7%.

Стоит отметить значительное увеличение цен на рынке картонно-бумажной упаковки. За 2010 рост составил 30%. Это вызвано, во-первых, повышением стоимости сырья, а во-вторых - возрастающим спросом.

Рынок полимерной упаковки

За 2010 год сегмент полимерной упаковки показал рост почти на 20%. Данный сегмент имеет наиболее высокий потенциал и спрос на него удовлетворен не до конца.

Рынок полимерной продукции наиболее наукоемкий и будет продолжать рост в связи с развитием технологий и внедрением научно-технических разработок. Компании-производители работают над повышением прочности, эластичности, легкости упаковки и возможностью ее повторного использования. Также они уделяют значительное внимание дизайну, эргономичности, информативности и экологичности упаковки. Таким образом, основные затраты, закладываемые в себестоимость упаковки, связаны не столько с ценой материала, сколько с потребительскими характеристиками.

На мировом рынке полимерная упаковка постепенно замещает продукцию остальных сегментов, таких как упаковка из стекла, картона или дерева. В России замещение других видов упаковки полимерной тарой пока не является ярко выраженной тенденцией, однако в ближайшем будущем данный тренд очень вероятен.

Рынок упаковки из стекла

Рынок стеклотары в России возобновил рост, наметившийся в докризисный период. Сегодня объем сегмента составляет порядка $2,3 млрд.Доли стеклобанки и стеклобутылки в сегменте остались на прежнем уровне и составляют порядка 86% на стеклянную бутылку, 14% - на банку. Основными потребителями стеклотары являются производители алкогольной продукции, в частности, пива (порядка 75%).

Стоит отметить, что данный сегмент рынка высоко консолидирован, и его лидеры производят больше половины всей продукции.

Данный сегмент на рынке тары и упаковки далеко не самый перспективный: несмотря на общий рост, доля стеклотары падает в наиболее важных отраслях, значительный «кусок» рынка отнимают пивные бутылки из полиэтилентерефталата и алюминиевые банки (есть вероятность того, что доля стекла увеличится в связи с возможностью запрета на полиэтиленовые бутылки). Среди упаковок молочных продуктов стали доминировать изделия из картона и пластика. Стекло, из-за высокой стоимости, постепенно становится упаковочным материалом для продуктов класса «премиум», таких как первосортные соки, кетчуп и оливковое масло.

Рынок упаковки из металла

Для производства металлической тары и упаковки чаще всего применяется «классическая белая жесть», которая представляет собой стальной лист, покрытый с обеих сторон тонким слоем олова. Есть попытки применения покрытий из других металлов (цинка, хрома, алюминия, никеля), а также разных комбинированных составов. Однако белая жесть остается безусловным лидером ввиду безвредности соединений олова и высокой коррозионной стойкости. Значительная часть белой жести сейчас лакируется, а снаружи, как правило, окрашивается.

Рынок металлической упаковки состоит из четырех основных сегментов:

  • алюминиевая банка - пиво, слабоалкогольные и безалкогольные напитки;
  • жестяная банка - консервированные мясные и рыбные изделия, овощи и фрукты, питание для животных;
  • крышки для различных напитков и продуктов питания;
  • алюминиевая фольга.

Объем рынка оценивается почти в $1,6 млрд., что составляет 10% всего рынка упаковки.

Тенденции развития рынка тары и упаковки

Можно говорить о выходе отрасли из кризиса. Рынок в целом и каждый из его сегментов показывают положительную динамику. Общее увеличение составило порядка 11%, наиболее динамично развивается сегмент полимерной упаковки, он же на данный момент и является наиболее перспективным.

В целом на рынке тары и упаковки не ожидается замедления роста: об этом говорят как увеличивающийся, не до конца удовлетворенный спрос, так и большинство макроэкономических показателей.


Автор:   Лев Кутепов, специалист компании «Маркет Аналитика»


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

01.07.2011 19:25vlulyanov

Начинется материал очень энергично: диаграммой. Сразу видно соотношение упаковочных материалов. Но чем измерялось потребление, чтобы найти проценты? Косвенное сообщение о том, что вроде бы измерялось в млрд. долл. встречается ближе к концу, где говорится о стекле о металле. Что тут можно сказать? Рост или снижение потребления, идущие от стоимости, "лукавые" цифры. Тут здорово влияет стоимость сырья, а также накладные расходы производителей. Более объективно было бы соотношение, а также прирост или убыль, идущие от массы, или, допустим, площади потребления материалов. Тонна-то как была тонной так и осталась. А на любую валюту влиет инфляция.

01.07.2011 19:50vlulyanov

При этом, совершенно не сообщается общий объем рынка упаковочных материалов. Попробуем его найти косвенным путем. Упаковка из металла, согласно материала: 1,6 млрд долл, или 10%. Следовательно, общий объем материалов - 16 млрд долл. Стекло -2,3 млрд или 14%. Несложный подсчет дает общий объем в 16,42857 млрд. Для исследований, даваемых широкой публике, погрешность в полмиллиарда долларов, т. е. чуть больше 3%, думаю, вполне допустима. Но почему, цифру в 16...16,5 млрд. долл. надо въедливому читатетелю0 находить путем расчетов?

01.07.2011 20:29vlulyanov

Не поленился, полез в другой источник. Материал НК Пак, опубликованный на портале 3 марта. Там объем рынка в 2009 году оценивался в 12,628 млрд. Получается, рост в почти 27% (если брать объем в 16 млрд, а при 16,5 и того больше). Если же брать материал компании "Маркет Аналитика" от 3 февраля, то объем рынка в 2009 году по приведенной диаграмме (общей цифры и там нет) можно определить в 14,3 млрд. Или в 15 млрд, если же опять же использовать косвенный расчет по металлу. Прирост (к 16 млрд) от 14,3 млрд составляет почти 12%, и 7% от 15 млрд. Т.е грубо-усредненно получается обозначенный в данной стате прирост.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru