Лихо закрученная лента Мёбиуса
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
В ходе мероприятия Future Factory («Фабрика будущего»), организованного Ассоциацией итальянских производителей печатной, целлюлозно-бумажной и бумагообрабатывающей промышленности ACIMGA в Милане 15-16 сентября 2021 г., выступил Дэвид Старк (David Stark), профессор социологии и международных отношений им. Артура Лемана факультета социологии Колумбийского университета в Нью-Йорке (США), который популярно рассказал гостям об алгоритмическом управлении в экономике платформ. Название презентации, сделанной им совместно с Иваной Паис (Ivana Pais), профессором экономической социологии миланского Католического университета Святого Сердца (Италия), было «Социальная организация «Платформы: Новая форма организации?».
Своё выступление профессор начал с вопроса о том, кто находится в числе самых дорогих публичных компаний. Если в 2010 г. мы видели среди лидеров таких нефтехимических гигантов, как ExxonMobil и PetroChina, то в 2020 г. рейтинг возглавили Facebook, Amazon, Microsoft, Apple, Alphabet Google, Alibaba Group, Tencent. Их общая рыночная стоимость составила 8,3 трлн долл. США. Налицо кардинальное изменение картины: на первый план выходят платформенные компании.

Фото: Behave Lab
И это неслучайно. Большая часть нашей жизни так или иначе связана с платформами. На платформах мы можем получить доступ к информации, смотреть фильмы, слушать музыку, читать книги, покупать товары и пр. Забронировать поездку или заказать доставку продуктов или такси – всё это делается на платформах.
Дэвид Старк задаётся вопросом, что такое платформа. Относится ли модель платформы к рынкам, иерархии или сетям? Учёные пришли к выводу, что нет. Платформа – особая форма организации. Для рынков главное – это заключать контракты, для иерархии – командовать, для сетей – сотрудничать. А платформы вовлекают (Дэвид Старк использовал здесь глагол co-opt). Получается, что платформы привлекают активы, которые не являются частью компании, и создают ценности в социальном или экономическом пространстве, которое находится ни внутри, ни за пределами платформы. Это что-то вроде ленты Мёбиуса, в которой нет ни внутренней, ни внешней поверхности.
Как управлять созданием ценности на платформе? Дэвид Старк утверждает, что отличительная черта алгоритмического управления платформой – наличие трёх сторон. Владельцы платформы вовлекают поставщиков и пользователей без делегирования им управленческих полномочий. Причём петли обратной связи здесь не просто закольцованы, они скручены самым причудливым образом. Здесь никто не начальник. Поставщик услуг не является агентом оператора.
В отличие от научного менеджмента, в алгоритмическом менеджменте платформ существуют правила, но не бюрократические, имеются рейтинги, но не ранги, есть мониторинг, но не дисциплинарный надзор. Рейтинги могут служить формой обратной связи для поставщиков товаров и услуг. Алгоритмическое управление, закрученное трёхсторонними отношениями между владельцем платформы, поставщиком и потребителем, по мнению Дэвида Старка, придает кибернетической петле поворот Мёбиуса. Вот такая сложная конфигурация организации платформенной экономики вырисовывается.
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделу


21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.