Отечественное производство упаковки
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
Российский рынок тары и упаковки является одним из крупнейших в мире, последние годы он характеризовался высокими темпами прироста. В статье будут рассмотрены три его сегмента: деревянная, бумажная и картонная и пластиковая тара.
Автор: Буйлова Ольга, маркетинговый аналитик
Деревянная тара
Основные виды деревянной тары – это ящики, коробки, корзины, барабаны, бочки, поддоны и щиты деревянные погрузочные. Среди преимуществ деревянной тары перед пластиковой – более легкая утилизация, возможность ремонта, возможность варьирования размеры без изготовления дорогостоящих пресс-форм. Учитывая простоту изготовления деревянной тары, многие производители выпускают упаковку для своей продукции самостоятельно. Однако у деревянной тары есть и ряд недостатков: быстрая потеря товарного вида, особенно при небрежном хранении, массивность, громоздкость.
В 2013 году по виду деятельности «Производство деревянной тары» было отгружено продукции на сумму около 7,3 миллиардов рублей, что на 16% превышает показатель 2012 года. За первые два месяца 2014 года объем отгруженной продукции превысил 1,3 миллиард рублей, что на 22,6% больше, чем в аналогичный период предыдущего года.
Рисунок 1. Динамика объема отгруженной продукции по виду деятельности "Производство деревянной тары" в 2009-2013 гг., млрд руб.
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Деревянные поддоны – один из наиболее востребованных видов деревянной тары, который используют производители из широкого круга отраслей. Они могут быть одноразового и многоразового использования, а также отличаться размерами.
В 2013 году было произведено 16,4 млн штук деревянных поддонов, это на 5% меньше, чем в 2012 году, когда отмечался максимум выпуска этого вида тары за рассматриваемый пятилетний период. Отметим, что в структуре производства возрастает доля нестандартных и одноразовых поддонов.
Рисунок 2. Динамика объемов производства деревянных поддонов в 2009-2013 гг., млн шт.
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Во внутригодовой динамике отмечаются сезонные изменения: в первые три-четыре месяца объемы выпуска увеличивают, в мае отмечается снижение, следующий пик наблюдается в июле-августе, а затем - в декабре.
Основное производство деревянных поддонов было сосредоточено в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах, на их долю в последние пять лет приходилось от 66 до 76% совокупного выпуска. Среди регионов-лидеров Нижегородская и Владимирская области (9,2% и 6,7% соответственно в 2013 г.) и Красноярский край (6,5%).
Рисунок 3. Изменение структуры производства деревянных поддонов по регионам в 2009-2013 гг., %
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Помимо поддонов, деревянная тара включает ящики, коробки, корзины. В 2013 году объем производства изделий такого типа составлял более 800 тысяч кубических метров. Подавляющая часть выпуска (86%) была сконцентрирована в Сибирском, Центральном и Приволжском федеральных округах. Аналогичное приближение производства к потребителю наблюдается и для других видов тары. Отметим, что на эти три округа в рассматриваемый период приходилось около двух третей оборота розничной торговли.
Бумажная тара
Объем производства бумажной и картонной тары (ящиков, коробок, пачек) в 2013 г. сократился на 3% до 4,86 миллиардов квадратных метров. Во внутригодовой динамике периоды роста выпуска отмечались в феврале (прирост в среднем 28%, за исключением 2011 и 2013 гг.), в октябре объемы производства росли на 6-8%. В декабре объемы выпуска также увеличивались, но прирост от года к году заметно различался.
Рисунок 4. Динамика производства тары из картона в 2009-2013 гг., млрд кв. м
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Бумажная и картонная тара может применяться как в качестве транспортной тары, так и для упаковывания продукции для конечного потребителя. Применение покрытий и пропиток позволяет повысить её устойчивость к воздействиям внешней среды, а также придать уникальный, привлекательный внешний вид. В структуре производства (в весовом выражении) в 2010-2013 гг. транспортная тара преобладала, более того, его доля выросла с 69% в начале периода до 75% в 2013 г.
Однако если рассмотреть структуру производства, выраженного в квадратных метрах, то при сохранившемся преобладании транспортной тары динамика противоположная: доля потребительской тары увеличилась. Таким образом, средний вес квадратного метра транспортной тары снизился на треть: если в начале периода средний вес квадратного метра потребительской тары составлял 58% от показателя транспортной тары, то к концу периода они сравнялись.
Рисунок 5. Изменение структуры производства бумажной и картонной тары по назначению в 2010-2013 гг.. %
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Преобладающая часть упаковки изготавливалась из гофрированного картона (рассмотрен выпуск, выраженный в квадратных метрах), на её долю в последние четыре года приходилось более четырех пятых общего объема производства. При этом нужно отметить, что в 2010-2011 гг. доля тары из гофрированного картона была на 5 п.п. выше.
Если рассматривать отдельно транспортную и потребительскую тару, то тара для транспортировки почти в полном объеме изготавливается из гофрированного картона. В потребительской упаковке доля продукции из гофрированного картона составляет около 30% (±2%).
Рисунок 6. Изменение структуры производства бумажной и картонной тары по материалу в 2010-2013 гг.. %
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Пластиковая тара
Пластиковая тара очень разнообразна по своему типу, назначению, потребительским характеристикам: ящики и контейнеры, лотки, паллеты, емкости для жидкостей, сыпучих, пастообразных продуктов. Применения пластиковой тары возможно как для промышленной, так и для пищевой продукции. Основным потребителем пластиковой тары является пищевая промышленность, второе место занимает химическая промышленность.
Среди преимуществ этого вида тары и упаковки – продолжительный период использования, минимальное обслуживание во время работы, невысокая цена, возможность изготовления тары по индивидуальному заказу, возможность использования б/у тары (для промышленности). Конечному потребителю пластиковая тара обеспечивает лучшую сохранность продукции, большую наглядность. Отметим, что пластиковая тара может быть переработана и использована вторично.
Объем российского производства разнообразной пластиковой упаковки в 2013 году вырос на 8%, а темпы прироста замедлились по сравнению с предыдущими годами.
Рисунок 7. Динамика российского производства пластиковой тары и упаковки в 2009-2013 гг., млрд шт.
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Максимальные объемы производства пластиковой тары в штучном выражении приходились на упаковочные изделия категории «прочее», которая включает катушки, бобины, пробки, крышки, полимерную сетку трубообразной формы, контейнеры для опасных грузов, бочки и другую транспортную тару вместимостью от 5 до 300 литров и вместимостью более 300 литров, контейнеры для перевозки мусора и отходов, армированные контейнеры.
Таблица 1. Объемы производства пластиковой тары в 2009-2013 гг., млн шт.
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Однако доля этой категории, начиная с 2010 года, сокращалась за счет роста доли мешков и сумок из полиэтилена (28-29% в 2011-2013 гг.) и других полимеров. Доля последних за три года выросла с 5% до 9%. Кроме полиэтилена, для производства мешков и сумок применяют, например, полипропилен, поливинилхлорид.
Полипропиленовые мешки подходят для пищевых продуктов, строительных сыпучих материалов, мусора и отходов, агропродукции. Они выдерживают водную и тепловую обработку, не теряя своих свойств, что позволяет использовать их повторно. Полипропиленовые мешки устойчивее к механическим воздействиям, чем полиэтиленовые или бумажные аналоги. По сравнению с полиэтиленом полипропилен нетоксичен. По мнению производителей, самыми востребованными являются мешки на 50 кг. Мешки, рассчитанные на вес до 10 килограмм, пользуются спросом в розничной и мелкооптовой торговле.
Мешки, сумки, пакеты из ПВХ отличаются высокой прочностью, устойчивостью к воздействию влаги, бензина, жиров, спиртов, а прозрачность материала позволяет продемонстрировать продукцию.
Рисунок 8. Изменение структуры производства пластиковой тары по видам в 2009-2013 гг., %
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Объем производства пластиковой тары без учета бутылок и флаконов в 2013 г. составлял более 71 миллиарда рублей. Прирост по сравнению с предыдущим годом был незначительным – один процент. С учетом бутылей и флаконов объем производства мог быть больше на 30-40%, а прирост в 2013 г. – выше.
Рисунок 9. Динамика объемов производства пластиковой тары в стоимостном выражении в 2010-2013 гг., млрд руб. (без учета бутылок и флаконов)
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Полимерные мешки и сумки находят более широкое применение, чем бумажные. Объем производства первых в 2013 г. превышал 25,6 миллиардов штук, тогда как бумажных произвели около 700 миллионов. За последние пять лет выпуск пластиковых мешков удвоился, а объем производства бумажных вырос в полтора раза.
Рисунок 10. Динамика производства бумажных мешков в 2009-2013* гг., млн шт.
Источник: Федеральная служба государственной статистики
Российское производство упаковки стабильно развивается. Хотя большинство компаний не могут похвастаться высокой рентабельностью, в отрасли реализуются инвестиционные проекты, направленные на создание новых и модернизацию существующих мощностей. На рынке отмечается высокая конкуренция между производителями.
Рост рынка стимулируется развитием пищевой промышленности, розничной торговли, а также изменениями в структуре спроса на упаковку: к ней предъявляются новые требования, такие как экологичность, экономичность, оригинальность, сохранение свойств продукции, появляется спрос со стороны производителей товаров, ранее не упаковывавших продукцию.
По оценкам аналитиков, рост отечественного производства продолжится, но необходимо отметить негативное влияние макроэкономической ситуации (как и для многих других отраслей). В 2013 году темпы замедлились прироста ВВП, причиной этому стали как внутренние, так и внешние для страны явления. Вследствие более медленного увеличения доходов и уменьшения активности в потребительском кредитовании снизились темпы роста оборота розничной торговли и объема платных услуг населению, которые непосредственно связаны с рынком тары и упаковки.
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:
Другие публикации в спецпроектах:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделу


17:46Jktu
Уныло как-то для детских витаминов
21:24Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...