Рынок гибкой упаковки РФ в 2024 г.
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
Гибкая упаковка относится к широкому спектру упаковочных материалов, разработанных таким образом, чтобы соответствовать форме продукта, который они содержат. В отличие от жесткой упаковки, такой как стеклянные бутылки или металлические банки, гибкая упаковка отличается эластичностью и минимальным весом, что позволяет легче обращаться с ней и хранить. Чаще всего такая упаковка представляет из себя плёнку на полимерной основе с нанесенной методом флексопечати графикой.
Существует множество вариантов того, из чего может быть изготовлена гибкая упаковка с использованием различных материалов, в том числе пластмасс: полиэтилена (PE), полипропилена (PP), полиэтилентерефталата (PET) и поливинилхлорида (PVC) – широко используемых пластиков для гибкой упаковки. Слой алюминиевой фольги применяется для защиты от света, кислорода и влаги. Бумага может использоваться в качестве основы для гибкой упаковки, обеспечивая прочность и пригодность для печати. Нетканые материалы и ткани могут применяться для создания воздухопроницаемой упаковки таких продуктов, как фрукты.
Упаковка может быть однослойной и многослойной, в зависимости от нужды в фасовке и запайке пакетов. Структура гибких упаковочных конструкций обычно состоит из нескольких слоев, каждый из которых выполняет определенную функцию. Внутренний слой непосредственно контактирует с продуктом и защищает от загрязнений. Основной слой обеспечивает прочность и поддержку упаковки. Внешний – защищает упаковку от внешних факторов, таких как влага, пыль и солнечный свет.
Пакеты из гибкой упаковки могут быть плоскими, с боковыми накладками, с различными функциями открывания и закрывания (зип-пакеты, дрип-пакеты), которые обычно используются для упаковки закусок, кофе и кормов для домашних животных; сумки типа пластиковых и бумажных пакетов для сыпучих продуктов, круп и сетчатые сумки для фруктов и овощей, а также повторно закрывающаяся упаковка, оснащенная застежками-молниями или липучками для многократного использования.
Гибкая упаковка используется в широком спектре отраслей промышленности, таких как производство продуктов питания и напитков, фармацевтика, средства личной гигиены, товары для дома, промышленные принадлежности и сельское хозяйство. На примере пищевой промышленности и производства напитков можно выделить упаковки для снеков и кондитерских изделий (ламинированные пакеты для чипсов, крекеров, конфет и шоколада), молочные продукты, вроде молока, йогурта, сыра и масла, упаковываются в мягкие пакеты и плёнку. Замороженные продукты транспортируются и продаются в вакуумных пакетах для фруктов, овощей и мяса. Напитки – в пакетиках для соков, спортивных напитков и иногда даже вина.
При производстве предметов личной гигиены и косметики также для расфасовки используют гибкую упаковку для разных средств по уходу, из нее делают защитную мембрану, срываемую при первом открытии бутылочек и баночек. Тюбики для лосьонов, кремов и сывороток изготавливаются из комбинированных слоев гибкой упаковки, шампуни, кондиционеры и средства для укладки могут быть расфасованы в удобные пакеты-подставки, в плёнку упаковываются пудреницы, палитры и тюбики тонального крема, теней для век и губной помады. Гибкая упаковка является основным типом упаковки для твердого мыла. Современные варианты гибкой упаковки позволяют создать имитацию бутылки с привычной помпой-дозатором, однако на самом деле являются прочной плёнкой.
Фармацевтическая промышленность использует различные виды гибкой упаковки для фасовки таблеток и капсул, а именно блистерные упаковки и плёнки внутри баночек для защиты от попадания посторонних элементов. Жидкости и средства для инъекций (ампулы, флаконы и предварительно заполненные шприцы) также хранятся в герметичной гибкой упаковке. Медицинские изделия, хирургические принадлежности, имплантаты и диагностическое оборудование защищаются слоями упаковки.
Гибкая упаковка активно применяется в химической промышленности в виде пакетов различного назначения и в качестве важного элемента бочек для растворителей, смазочных материалов и чистящих средств. Для бочек обычно требуется внутренняя подкладка, предотвращающая контакт растворителя с металлическим корпусом. Для изготовления таких вкладышей используются гибкие упаковочные материалы, такие как полиэтилен, полипропилен или их комбинация. Вкладыши обеспечивают непроницаемый для жидкости барьер, защищающий растворитель от загрязнения и утечки. Автозапчасти покрываются защитными плёнками для предотвращения коррозии покрытия металлических деталей. Для строительных материалов предусмотрены гидроизоляционные мембраны, изоляционные плёнки и пароизоляционные барьеры. В таких отраслях как электроника, используются антистатические пакеты для полупроводников и печатных плат.
В секторе ухода за домашними животными производятся пакеты для корма и подстилки, а сельское хозяйство нуждается в пакетах и вкладышах для семян, удобрений и пестицидов.
Не стоит забывать и о том, что электронная коммерция – массовый потребитель гибкой упаковки, все почтовые отправления, фасовка при транспортировке до пункта выдачи заказов и конверты для пересылки изготовлены или упакованы в пакеты из гибких материалов.
Если говорить о мировом рынке гибкой упаковки, то в 2023 г. его объём оценивался в 303 млрд долл. США. Оценочно к 2026 г. этот показатель составит 445 млрд долл.
	
Источник: на основании данных Statista «Flexible packaging market value worldwide 2032»
В натуральном выражении мировой рынок гибкой упаковки оценивается в 1417,4 млрд упаковочных единиц и будет расти в среднем на 3% ежегодно.
Российский рынок гибкой упаковки в целом имеет положительный тренд, и его рост в 2023 г. составил примерно 5% по отношению к предыдущему году. Его объём в 2023 г. оценивается величиной 1,4 млн т. К 2026 г. его объём может достичь порядка 1,6 млн т.
	
Источник: ГК Step by Step на основании данных «СИБУР»
Российский рынок, с одной стороны, отличается высоким уровнем самообеспеченности сырьем, с другой стороны, сталкивается с тем же препятствием, что и остальные отрасли, а именно с ростом цен на сырье, увеличением затрат на ремонтно-сервисные работы по оборудованию, удорожанием транспортировки в целом. В том числе свое влияние на рынок оказывает и ужесточение законодательства в рамках переноса ответственности за утилизацию упаковки с производителя товара на производителя упаковки (Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 1 января 2024 г.), так как его действие может в среднесрочной перспективе увеличить себестоимость производства гибкой упаковки.
Сдерживающим фактором для российской отрасли является то, что подавляющее большинство станков для производства гибкой упаковки – импортные. Из-за санкций соответственно усложнилось гарантийное обслуживание и поставки запчастей, однако за 2023 г. данная проблема была решена параллельным импортом, многоступенчатой логистикой, нашлись поставщики в том числе с азиатского направления. В 2022 г. не наблюдалось изменений в сфере инноваций гибкой упаковки, однако в 2023 г. компании получили доступ к новым печатным машинам и сольвентным ламинаторам, которые позволяют производить новые варианты продукции.
Важно помнить, что санкции вводят на типографское сырье и материалы, печатное оборудование, компоненты для производства бумаги и специальные химикаты. Наряду с этим происходит удорожание логистики, всё это отражается на росте себестоимости конечного продукта больших и малых производителей.
Если сопоставлять данные о российском производстве в такой категории, как «плёнки пластмассовые неармированные или не комбинированные с другими материалами», видно, что в 2023 г. производство было довольно стабильно, и спада в конце весны, как это произошло в 2022 г., не было. Ожидается, что 2024 г. покажет значения как минимум на уровне 2023 г. и даже выше, благодаря таким факторам, как повсеместное использование и высокая функциональность, удобство и адаптивность к разнообразным рынкам, экономическая эффективность и сравнительная дешевизна, перспектива экологичности, широкие возможности дизайна и брендинга, технологические достижения и инновации, а также изменение предпочтений потребителей в пользу гибкой упаковки.
	
Источник: ГК Step by Step на основании данных РОССТАТа
Рассмотрим глобальные тренды на рынке гибкой упаковки.
Потребительские тренды:
- Запрос на экологичность со стороны потребителя. Граждане становятся все более сознательными в отношении бережного отношения к природе и уделяют все больше внимания вопросам охраны окружающей среды. Если есть такая возможность, то потребители отдают предпочтение более экологичным вариантам упаковки, которые просты в переработке и безопасны для природы.
- Особое внимание к повышению удобства использования. В быстром темпе большого города для потребителя будет комфортно использовать портативные, повторно закрываемые и простые в использовании упаковки, которые точно не позволят продукту пролиться или рассыпаться в сумке.
- Растет спрос на гибкую упаковку для порционных блюд и малую тару, которые позволят легче транспортировать продукцию и будут более пригодны для переработки.
- Персонализация упаковки, что подразумевает под собой адаптацию дизайна упаковки под вкусы представителей целевой аудитории. В целом данный тренд говорит о необходимости привлекать внимание потребителей через отличительные элементы упаковки и дизайнерских решений. Гибкая упаковка также может стать визитной карточкой бренда и приобщить к нему новых последователей. Создание эстетичной и привлекательной упаковки повышает значимость бренда.
Технологические тренды:
- Первое – растущая потребность в обеспечении экологической устойчивости производства. Для производства гибкой упаковки обычно требуется меньше энергии и материалов по сравнению с жесткой упаковкой.
- Ключевая тенденция – это технологические инновации и их активное внедрение. Достижения в области материаловедения позволяют разрабатывать гибкие упаковки, которые обладают улучшенными барьерными свойствами, продлевают срок хранения продукта и сохраняют его свежесть. Таким образом растет спрос на перерабатываемую высокобарьерную упаковку, которая значительно качественнее и безопаснее в использовании.
- Гибкая упаковка является главной поддерживающей силой многих отраслей промышленности, предоставляя множество преимуществ по сравнению с традиционной жесткой упаковкой. Легкий вес, долговечность и универсальность делают ее идеальным выбором для широкого спектра продуктов – от продуктов питания и напитков до фармацевтики и электроники. Ожидается, что по мере дальнейшего развития технологий, гибкая упаковка будет играть еще более важную роль в упаковочном производстве будущего.
- Использование экологически чистых материалов, таких как биопластик и материалы вторичной переработки, становится все более важным для производителей гибкой упаковки. Снижая воздействие на окружающую среду, они могут удовлетворить растущий спрос на экологически чистые упаковочные решения. Кроме того, ожидается, что разработка интерактивной и оригинальной гибкой упаковки может значительно улучшить потребительский опыт и предоставит новые возможности для привлечения брендом новых потребителей.
- Мономатериальная упаковка – это упаковка, изготовленная из одного сырья. Данный тренд подкрепляет общую тенденцию к экологической осведомленности, т.к. такие упаковки проще сортировать и перерабатывать. Чаще всего мономатериалы применяются в пищевой промышленности.
- Интеллектуальная или смарт-упаковка, разработанная таким образом, чтобы включать элементы, предоставляющие полезную информацию о продукте. Например, уже повсеместно используемые QR-коды. Умная упаковка улучшает восприятие продукта потребителем, что не только делает его более удобным, но и помогает потребителю ознакомиться с особенностями и преимущества продукта. Благодаря интерактивным элементам компании получают возможность разместить больше информации, чем позволяет физический носитель, с сохранением качества и доступности.
В целом, индустрия гибкой упаковки готова к постоянному росту и внедрению инноваций. Ее способность адаптироваться к меняющимся потребностям разных сфер промышленности и технологическим достижениям обеспечивает ее актуальность в долгосрочной перспективе. Существует потенциал для роста и развития отечественного производства гибкой упаковки, который позволит обеспечить другие производства качественным и надежным продуктом. Например, модернизировать дизайнерские решения, разработать методику эффективной утилизации и переработки, а также рассмотреть возможность использования экологически безопасных материалов. Использование нового оборудования на большинстве предприятий позволяет создать запас прочности производственного объёма на 5 лет вперед. Санкции, хотя и оказывают влияние на поставки, но компании находят выход из сложившейся ситуации и даже привлекают инвестиции в производство новейшей продукции. 2024 год обещает быть постепенно растущим неспешными темпами. Несмотря на глобальный рост цен, стоимость гибкой упаковки и пакетов для потребителей возрастет несущественно.
Ирина Забегаева, директор проектов ГК Step by Step
Ольга Серегина, внештатный аналитик ГК Step by Step
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуЧитайте по теме:
Все производители и поставщики продукции
Комментарии
В целом хорошая статья. Прочел с достаточным интересом. Есть только несколько вопросов и, может, замечаний. Стоило ли так подробно расписывать для чего используются гибкие материалы? Специалисты это и та знают. Есть мысль, что уважаемый автор не полимерщик и не упаковщик. Здесь сказано, что "упаковка может быть однослойной и многослойной". А где же термин "комбинированная". Многослойный и комбинированный материал надо различать и специалисты это знают. В материале путаются термины. В упаковочном деле не термина "фасовка" есть "фасование".
28.06.2024 10:02vlulyanov (продолжу)
Говоря о многослойных материалах уважаемый Автор отметил, что внутренний слой тары из гибких материалов непосредственно контактирует с продуктом. Не спорю. Так и есть. Но что же не отмечено, что этот слой обеспечивает свариваемость материала. То без чего тары не получится. Интересны приведенные цифры и графики. Но хорошо бы, кроме прочего указать и данные в квадратных метрах производства гибких материалов. Вот реальный рост (или, не дай Бог, снижение) производства материалов. А в денежном отношении.. Это ведь и инфляция туда включена. Тонны отражают более реальное положение. Но для полной реальности не хватает квадратных метров. Но, еще раз; статья в целом интересная.



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.