Об упаковке - Для упаковки

В 2024 г. рынок гофроупаковки будет характеризоваться положительной динамикой

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

30.11.2023

Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу ГП «Готэк», председатель Экспертного совета НКПак, в своем аналитическом докладе на совместном заседании Национальной конфедерации упаковщиков и подкомитета по развитию упаковочной индустрии ТПП РФ «Российский рынок упаковки из гофрокартона. Состояние. Перспективы дальнейшего развития» рассказал о состоянии и перспективах отечественного рынка упаковки из гофрокартона и тарных картонов. Заседание состоялось 28 ноября 2023 г. в Торгово-промышленной палате РФ. Сначала докладчик предложил собравшимся порадоваться росту рынка: за 2023 г. он оценивается в 6,5% (547 млн м²), что немало в современных условиях. В 2024 г. прогнозируется рост рынка в 4,3%.

Юрий Алпеев обрисовал макроэкономические факторы, влияющие на рынок упаковки, особенности рынка потребительских товаров повседневного спроса и запросы производителей товаров к поставщикам упаковки на ребрендинг и редизайн, на комплексный подход – проектирование, тестирование, масштабирование и сопровождение упаковки. Российские компании, работающие на рынке товаров повседневного спроса, перенимают принципы и подходы мировых лидеров, что заставляет производителей гофропродукции сотрудничать с производителями товаров FMCG и сетями розничной торговли. С точки зрения производителей товаров, поставщики упаковки должны обладать способностью в сжатые сроки решать комплекс задач по проектированию, поставке и сопровождению эффективных сбалансированных УР для обеспечения операционной эффективности потребителей. Это серьезный вызов для индустрии упаковки.

Фото: Unipack.Ru

Говоря о состоянии рынка упаковки из гофрокартона на ноябрь 2023 г., докладчик отметил позитивный рост. Динамика за период с января по сентябрь 2023 г. составила 7,2%. Годовой рост оценивается в 6,5%. Первая десятка крупнейших производителей гофроупаковки наращивает свои доли на рынке за счет загрузки свободных мощностей, приобретения и строительства новых активов. По оценкам, объём рынка гофроупаковки в 2023 г. составит 9 млрд м2. Доля рынка первой десятки (ТОП-10) производителей составляет 51%. Динамика их производства в 2023 г. составит 11%.

На рынке тарных картонов отмечается нестабильность обеспечения сырьём. Тенденция на профицит сырья в первом полугодии сменилась на дисбаланс предложения во втором полугодии. Производители макулатурных тарных картонов, утилизировав некачественные мощности в 2022-м – первом полугодии 2023 г. из-за низкого спроса, во втором полугодии текущего года не смогли нарастить объём производства и обеспечить растущий спрос на МТК из-за деградации мощностей.

По словам Юрия Алпеева, 2023-й стал годом нового витка консолидации рынка упаковки в нашей стране. Десятка крупнейших компаний отрасли продолжает наращивать свою долю, вытесняя мелких производителей. Они добиваются своих целей путем выбора тактических инструментов: ценового давления, сотрудничества с крупными клиентами, ввода новых мощностей или консолидации мелких производств. При этом резкое колебание цен, а точнее, рост цен (+ 10-15 тыс. руб. за тонну с июня по ноябрь), на тарные картоны становится постоянно действующим фактором в условиях неопределенности экспортных возможностей и отсутствия долгосрочной стратегии развития.

Говоря о внешнеэкономической конъюнктуре рынка тарных картонов, Юрий Алпеев отметил, что она по состоянию к началу 2024 г. неблагоприятна для российского экспорта в силу продолжающегося снижения цен FOEX, нестабильного курса рубля и введения экспортных пошлин. Среди факторов, определяющих ценовые тенденции рынка гофропродукции, Юрий Алпеев назвал следующие: восстановление экономики и активизация потребительского спроса во втором полугодии 2023 г. задали положительную динамику гофрорынка во втором полугодии выше ожидаемой ранее; структура спроса на сырьё на внутреннем рынке изменилась – потребление целлюлозных тарных картонов выросло с 25% до 30% (или на 215 тыс. т за год) в силу внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности рубля. С увеличением потребности рынка гофропродукции в тарных картонах с августа 2023 г. рынок макулатурных тарных картонов не смог вовремя отреагировать и увеличить предложение, что привело к снижению запасов на складах МТК.

На 2024 г. прогнозируется позитивно-умеренный рост рынка упаковки из гофрокартона. Прирост составит примерно 385 тыс. м² (или 4,3%). Положительная динамика рынка обеспечит прирост загрузки мощностей у десяти крупнейших производителей гофропродукции на 300-350 млн м². Цены на упаковку из гофрокартона в 2024 г. будут определяться структурой предложения тарных картонов, которая зависит от внешнеэкономической конъюнктуры на рынке целлюлозных тарных картонов и импорта макулатурных тарных картонов из дружественных стран.

В докладе отмечается, что в первой половине 2024 г. сохранится баланс между предложением и спросом на тарные картоны, который урегулируется благодаря умеренному сезонному спросу со стороны рынка гофропродукции, а также за счёт управления структурой потребления целлюлозных и макулатурных тарных картонов, в том числен и объёмом импорта МТК.

В 2024 г. сложно предсказуемая конъюнктура для экспорта тарных картонов и запуск целлюлозно-картонного комбината в Усть-Илимске продолжит оказывать ценовое давление на рынок тарных картонов в связи с ограничением возможности маневрирования.

Характеризуя перспективы развития рынка в 2024 г., Юрий Алпеев подчеркнул, что рост рынка гофроупаковки будет поддерживать развивающиеся тенденции: импортозамещение в обрабатывающей промышленности, повышение эффективности логистики и цепей поставок, развитие СТМ в ретейле, замена ассортимента, вывод на рынок новых продуктов.

Ввод новых мощностей по гофрорынку (+ 0,5 млрд м² ежегодно) и рынку тарных картонов (+ 0,5 млн т МТК ежегодно) при прогнозируемой динамике роста рынка гофроупаковки обеспечивает баланс спроса и предложения до 2026 г. Но при этом пока нет ответа на вопрос, готова ли существующая бизнес-модель рынка гофроупаковки решать комплекс задач, отвечая на запрос потребителей по проектированию, поставке и сопровождению эффективных УР, обеспечивающих операционную эффективность всей цепочки жизненного цикла упаковки.


Автор:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru