Производство российского пищевого оборудования за 6 мес. 2023 года выросло на 24%
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
По данным Минпромторга России, по состоянию на конец 2022 г. производством оборудования для пищевой промышленности занималось более 270 предприятий в 51 регионе. Концентрация производства характеризуется ведомством как низкая – свыше 80% предприятий относятся к субъектам малого и среднего бизнеса.
Выпуск отечественного пищевого оборудование за период январь-июнь 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 23,8%, до 53,5 млрд руб.
За шесть месяцев текущего года экспорт российских машин для пищевой и перерабатывающей промышленности сократился на 8,9%, до 5,1 млрд руб. Доля зарубежных поставок в производстве у заводов из России составляет 9,5% против 13% в прошлом году.

Фото: Unipack.Ru
Доля российских предприятий на внутреннем рынке по сегментам:
- Оборудование для мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – 52%;
- Оборудование для хлебопекарной и кондитерской промышленности – 31%;
- Оборудование для молочной промышленности – 47%;
- Оборудование для мясной, в том числе птицеперерабатывающей, промышленности – 18%;
- Оборудование для плодоовощной и консервной промышленности – 8%;
- Оборудование для рыбоперерабатывающей промышленности – 5%;
- Оборудование для масложировой промышленности – 8%;
- Оборудование для сахарной, соляной, крахмалопаточной, дрожжевой промышленности, производства чая, кофе, натуральных ароматизаторов и красителей – 25%;
- Оборудование для пивобезалкогольной, винодельческой, спиртовой и ликероводочной промышленности и для производства соков – 45%;
- Оборудование для расфасовки, упаковки и розлива – 35%;
- Оборудование для общественного питания и торговли – 52%;
- Оборудование для животноводства – 22%;
- Компоненты машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности – 53%.
Российский рынок пищевого оборудования за рассматриваемый период вырос на 59,4%, до 111,4 млрд руб., при этом доля отечественных производителей на нем снизилась с 53,8% в 2022 г. до 43,5% в 2023 г.
Рост доли импорта на внутреннем рынке России связан с тем, что зарубежные игроки и отечественные производители находятся в неравных условиях конкуренции. Иностранные компании в большинстве своем пользуются системной и широкомасштабной поддержкой в своих государствах. Благодаря этому они могут достаточно долгое время реализовывать свою продукцию по ценам, которые находятся на грани или за гранью рентабельности, чтобы как можно быстрее укрепить свое положение на зарубежном рынке.
Российские же заводы сталкиваются с необходимостью приобретать металл по высоким ценам, с постоянно растущими ценами на энергоснабжение, перевозки, комплектующие, с высокими налогами и дорогими кредитами. От этих и других факторов напрямую зависит себестоимость производства.
Вместе с тем, стоит отметить, что на фоне низких цен на сельхозпродукцию, аграрии демонстрируют повышенный спрос на доступное по цене, небольшое оборудование для её переработки, чтобы не терять прибыль. Хозяйства покрупнее даже организуют полный цикл производства: от поля до прилавка магазина, используя отечественное пищевое оборудование.
В связи с этим Ассоциация «Росспецмаш» фиксирует увеличение спроса на оборудование для переработки мяса и молока, для производства сыра, упаковки продукции. Отечественные заводы отмечают, что это явление не носит краткосрочный характер. Достаточное количество заводов уже давно обеспечено заказами до конца года.
Российские производители активно развиваются
Несмотря на сложные условия конкуренции с иностранными компаниями, российские предприятия демонстрируют достаточно динамичное развитие. Заводы инвестируют средства в расширение производства, строительство новых цехов, расширение номенклатуры оборудования, осваивание новых ниш, в цифровизацию. Всё чаще не только малые производители, но и довольно крупные компании отдают предпочтение именно отечественному производителю, в связи с санкциями предприятия достаточно быстро перестраивают экспортные поставки, что говорит о высокой конкурентоспособности оборудования, выпускаемого в России.
Например, Кропоткинский завод МиССП успешно сдал в эксплуатацию новую линию розлива растительного масла производительностью 3000 бутылок в час для крупного агрохолдинга «Союзпищепром», а также поставил пищевое оборудование компании «ЧЕРНОГОЛОВКА» на замену импортного. ООО «БЕСТЕК-Инжиниринг» осуществило поставку набора оборудования для производства мясных консервов и каш с мясом в Ставропольском крае.

Алтайская компания «СиСорт» начала поставки фотосепараторов в Турцию. Воронежсельмаш, РОМАКС, Мельинвест, Агропромтехника реализуют проекты любой сложности по обработке, хранению зерна в разных регионах России. И это только малая часть примеров.
Планы на будущее
Согласно сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2030 г. и на период до 2035 г., доля отечественного оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности к 2030 г. на внутреннем рынке не должна быть ниже 62%. Документ уже рассмотрели на заседании правительства. Премьер-министр Михаил Мишустин поддержал его с отдельными правками.
В стратегии говорится, что приоритетными направлениями отрасли является выпуск оборудования для мукомольно-крупяной и хлебопекарной, молочной, мясной, сахарной, масложировой отраслей, а также оборудования для общественного питания и торговли.
Объем производства оборудования для мукомолов и хлебопеков в 2024 г. предусмотрен в 6,1 млрд рублей, в 2030 г. – в 8,3 млрд рублей, в 2035 г. – в 10 млрд рублей, для молочной промышленности – соответственно 2,2 млрд, 2,4 млрд, 4 млрд рублей, для мясной – 0,8 млрд, 1,1 млрд, 1,5 млрд рублей. Самый крупный объём выпуска предусмотрен в сегменте производства оборудования для общественного питания и торговли – соответственно 8,2 млрд, 10,5 млрд и 12 млрд рублей.
В целом в 2024 г. производство оборудования для приоритетных отраслей предусмотрено в размере 17,9 млрд рублей, в 2030 г. – в 24,2 млрд рублей, в 2035 г. – в 28,7 млрд рублей.
Важен еще тот факт, что в стратегии говорится о рисках, которые могут повлиять на развитие машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности (часть из них уже негативно влияет на развитие производства отечественного пищевого оборудования). Это нестабильность потребительского спроса на продукты питания, колебания курса рубля, рост цен на сырье, материалы, комплектующие и энергоносители, увеличение логистических затрат.
Поэтому для достижения показателей, отраженных в стратегии, необходимо создать для отечественных производителей пищевого оборудования условия работы на внутреннем рынке, которые будут не хуже, чем у их иностранных конкурентов. Такая поддержка должна быть предсказуемой, всесторонней и системной, предусматривать стимулирование спроса, субсидирование производства комплектующих, проведения НИОКР, компенсацию части затрат на транспортировку, реализацию эффективных программ по развитию кадрового потенциала, защиту внутреннего рынка, льготные цены на сырье и энергоносители для машиностроителей, налоговые льготы, доступные кредиты и другие важные механизмы.

Самые актуальные вопросы развития отрасли эксперты обсудят на ключевом деловом мероприятии для российских игроков рынка – «Форуме «Пищевое машиностроение», который пройдет 12 октября 2023 г. в ЦВК «Экспоцентр» (Павильон №8, конференц-зал) в рамках выставки «Агропродмаш-2023». Организатором форума выступает Ассоциация «Росспецмаш».
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:
Другие публикации в спецпроектах:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуЧитайте по теме:
Все производители и поставщики продукции
- Пищевое оборудование (13923)
- Оборудование для мясопереработки от поставщика (1645)
- Оборудование для переработки молока (331)
- Оборудование для производства алкогольных и безалкогольных напитков (2022)
- Оборудование для групповой упаковки напитков (44)
- Кондитерское и хлебопекарное оборудование (2564)



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.