Об упаковке - Для упаковки

Тенденции цифровой печати издательской продукции

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

09.06.2023

В Москве 16 мая 2023 г. состоялся семинар «Текущее состояние выпуска издательской продукции в России. Практика взаимоотношений издательских организаций с полиграфическими предприятиями», организованный Академией медиаиндустрии. На мероприятии выступил Александр Иванов, президент Издательско-полиграфической ассоциации вузов с презентацией «Состояние и тенденции расширения сферы применения цифровой печати при выпуске издательской печатной продукции».

Обращаясь к истокам, он отметил, что электрофотографическая печать появилась ещё задолго до эпохи интернета, в 1938 г., практически одновременно в Японии и в США. В США эта печать связана с известным ныне названием Xerox. После изобретения интернета цифровая печать получила уникальную особенность – возможность печатать где угодно и какими угодно тиражами. Интернет породил также мощного конкурента для цифровой печати, потребитель уходит в цифровое «рабство». В старом советском фильме говорилось, что со временем телевидение заменит всё. Однако до сих пор остались и театр, и фотография, и кино. Так, по словам Александра Иванова, останется и полиграфия, которая займёт свою часть информационного пространства.

Фото: Unipack.Ru

По данным «ЛитРес», динамика продажи электронных книг демонстрирует неуклонный рост. Александр Иванов отметил: «Да, продажи файлов электронных книг растут. Но при этом объём рынка электронных книг по отношению ко всему книжному рынку в России пока что не превышает 2%». Это очень мало.

Если обратиться к структуре полиграфического рынка по видам продукции, объёмы производства книг, журналов и газет ничтожно малы по сравнению с полиграфическими услугами и услугами, связанными с печатанием, то есть печатью продукции производственно-технического назначения, а именно упаковки и этикеток. Это тенденция. Производители товаров и услуг бьются над продвижением своей продукции, ведь в мире давно уже перепроизводство всего. И в деле “отстраивания” от конкурентов, обеспечения заметности продукта на торговой полке как раз помогают упаковка и этикетка с качественной печатью и отделкой.

Состояние и структура рынка печати

Согласно данным Росстата, объём рынка полиграфии в России составляет 393 млрд руб. В 2022 г. полиграфические услуги, связанные с печатанием, выросли на 14,5%. При этом наблюдался спад производства газет (95% от уровня предыдущего года), периодика также сократилась (90% от предыдущего года). Что касается печати книг и географических карт, здесь наблюдался хороший подъём на 13,5%. Производство этикеток и ярлыков увеличилось на 26,2%, а услуги по допечатной подготовке выросли на 12,5%.

По словам Александра Иванова, участники недавнего Клуба директоров типографий в Санкт-Петербурге говорили, что 2022 г. был для них сказочным. Представители крупных типографий отмечали, что такого не было уже лет десять. И мало кто акцентировал внимание на том, что цена на расходники и многое другое существенно выросла.

По данным отраслевого доклада «Российская полиграфия. 2022» Минцифры, в 2021 г. в России работало 4220 микротипографий, 2169 малых, 318 средних и 34 крупные типографии и 24 полиграфических холдинга. Средние и крупные типографии имеют самую большую долю рынка. Александр Иванов отметил, что это хороший иллюстративный пример, показывающий, что крупные компании не смогли бы обеспечить полностью потребности рынка, потому что крупные монстры не умеют делать того, что делают мелкие типографии. Так и должно быть.

Доля цифровой печати в общем объёме полиграфического рынка составила для производства упаковки и этикетки 4,8%, для коммерческой печати 9,6%, издательской печати 5,8%, рекламной печати 3,3%. По мнению Александра Иванова, процент, указанный для издательской печати, самый дискутируемый. В прошлом году объём продукции самиздата увеличился ещё на 18% и почти сравнялся с промышленным профессиональным книгоизданием. Александр Иванов считает, что цифровая печать изданий будет расти очень серьёзно и мощно, и тот факт, что в прошлом году мы произвели столько же книг, сколько и в предыдущем году (108 тыс.), свидетельствует о том, что этот объём достигнут только благодаря малотиражной цифровой печати.

Санкционное давление и цифра

Опрос в Клубе директоров цифровых типографий, который представляет также и Александр Иванов, в мае 2022 г. показал, что расходные материалы подорожали для большинства компаний на 50%, а то и в два раза. Это связано с тем, что цифровая печать полностью зависит от импорта. Александр Иванов привел пример скачка стоимости простого тонера для машин Xerox (C 560 – Versant 180). Если 30 декабря 2021 г. черно-белый тонер стоил 4800 руб., то в сентябре 2022 г. он стоил 15160 руб., что означало рост в три раза. К концу года цена скорректировалась и несколько снизилась, но всё равно рост составил 2,6 раза.

Цифровые типографии несут эти издержки. И потребитель готов платить повышенную цену. Александр Иванов подчеркивает: «Слава Богу, что бумажники смогли стабилизировать цены на бумагу». Здесь проблема решена.

Другое положение с запчастями. Эти проблемы более серьёзны. Через определенное время отрасль может столкнуться с ними. Что делает цифровая печать в такой ситуации? По словам Александра Иванова, можно купить недорогое МФУ Pantum, можно купить корейскую машину «Катюша». На рынке есть и другое цифровое печатное оборудование. Разными путями привозят и промышленные машины по двух-, трехкратной цене. «Но как предприниматель стану ли я покупать тяжелую цифровую машину за 12-15 млн руб., зная, что к ней не будет запчастей и сервиса? – спрашивает Александр Иванов и отвечает. – Я это буду делать только в одном случае, если у меня есть заказчик, который гарантированно “отобьёт” эту машину в течение трех лет. А просто так покупать я её, естественно, не буду». Поэтому бизнес покупает оборудование б/у. Это касается, прежде всего большого количества маленьких типографий, занимающихся цифровой печатью.

Куда пойдет цифровая печатная издательская полиграфия?

Александр Иванов провел небольшой опрос в Клубе директоров цифровых типографий о том, как они планируют развивать свой печатный бизнес. Самый массовый ответ (42%) был: «Займусь смежными темами: печать по текстилю, УФ-печать и пр.». Сегодня бизнес диверсифицируется. Если вчера предприятие занималось цифровой печатью книг и рекламных материалов, то сегодня оно закупает оборудование для тампопечати, печати по текстилю, пытается осваивать новые направления. Александр Иванов рассказал о том, что знает несколько типографий, которые активно работают на маркетплейсах Wildberries и Ozon. Эти типографии делают неплохие обороты, разрабатывая, печатая и продавая через эти сервисы, например, наклейки.

Другие директора ответили, что намерены установить более производительное оборудование (38%). Ещё 34% сообщили о том, что собираются нанять дополнительных менеджеров по продажам. По словам Александра Иванова, менеджер по продажам – это сейчас узловое звено любой типографии. Разговоры о том, что web-to-print заменит всё, оказались сильно преувеличены. Типографиям нужны квалифицированные менеджеры. Докладчик также отметил, что менеджеры по продажам в полиграфии – это специальность, по которой у нас в России никто не готовит специалистов.

Что касается тенденций развития цифровой печати в России, по данным Printforum, наивысший рост прогнозируется в сегментах печати упаковки и этикеток, умеренный рост ожидается в сегментах акцидентной и общей коммерческой печати. По мнению Александра Иванова, в сегментах печати журналов и газет роста не будет, будет спад. При этом книги сохранят тенденцию к росту. По оценкам Александра Иванова, прирост книжной продукции будет составлять примерно 11% - 12% в год по малотиражной литературе. В двух издательствах, которыми руководит Александр Иванов, средний тираж одного издания составляет 58 экземпляров. При этом часто приходится осуществлять допечатки тиража. Стоимость допечатки не зависит от тиража. Как книга стоила, например, 300 руб., так она и стоит, будь то сто экземпляров или два. В этом преимущество цифровой печати.

Резюмируя свое выступление, Александр Иванов отметил: «Объём производства издательской продукции с применением цифровой печати будет расти на 8% ежегодно. Происходит увеличение диверсификации цифровых печатных производств, связанное с расширением спектра услуг. Предложения по автоматизации цифровых печатных производств достигли своего предела, и с учётом воздействия антироссийских санкций, здесь ожидается стагнация. Требования к качеству издательского продукта снижаются. Появляются новые виды печатной продукции – печать по текстилю, продукция для маркетплейсов, рекламные товары. Оборудование и технологии, производимые дружественными странами, будут определять развитие цифровой печати в России».


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru