Об упаковке - Для упаковки

Вызовы на рынке гофрокартона – обзор со стороны заказчика

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

29.10.2021

Сергей Попов, ведущий российский эксперт по закупкам упаковки, 12 октября на VII SCM Конгрессе руководителей логистики представил коллегам обзор ситуации на рынке гофрокартона и рассказал, какие факторы будут определять ценовую ситуацию в ближайшее время.

Сергей начал доклад с разъяснения, что до пандемии тарные картоны или гофрослои определяли 50-65% стоимости закупаемого изделия, в зависимости от его сложности, и за прошедший период доля сырьевой составляющей выросла до 80% и более. При этом в средневзвешенном выражении доля использования макулатурных тарных картонов в изделии была более 70%.

Именно поэтому цена макулатуры являлась определяющим фактором в моменте и весь комплекс операций с ней продолжит критически влиять на цены. Но, к сожалению, это не единственная причина роста цен на гофрокартон.

На графике Сергей наглядно показал развитие цен на макулатуру и тарные картоны в период предшествующий пандемии.

  • В период до пандемии рынок был почти сбалансирован;
  • Наблюдалась постепенная стагнация цен, обусловленная ростом предложения;
  • Цена макулатуры опустилась с 11 тыс. руб/т до 7 тыс. руб/т;
  • Тарные картоны или гофрослои имели соответствующую динамику;
  • Средняя цена гофроящика марки Т23 снизилась до 19 руб за м²;

Таким образом, на момент начала пандемии, закупщики, активно занимавшиеся гофрокартоном, имели самую низкую цену за период.

Следующий график показывает развитие ситуации с начала пандемии.

По словам Сергея Попова, многие закупщики считают, что на рост цен повлиял разрыв цепочек сбора макулатуры во время локдауна и последовавшее снижение активности сборщиков, вторым фактором называют заметное в моменте перетекание потока готовой продукции из ретейла в электронную коммерцию и добавляют регулярной сезонный спрос в конце года. Но, по мнению докладчика, все эти факторы отыграли повышение цены в прошлом году, а в этом году пиковые значения цен мы увидели из-за наложения других факторов, оказывавших давление с двух сторон.

С одной стороны, мы все слышим об увеличении несырьевого экспорта и в том числе упакованных товаров.

Дополнительное падение курса рубля в марте прошлого года дало преимущества для дальнейшего увеличения экспорта не только упакованных товаров, но и целлюлозных тарных картонов, что сократило предложение на российском рынке. И цены в Европе тоже росли. В то же время было много причин не завозить макулатурные картоны из Европы.

Увеличившийся экспорт готовых товаров в упаковке условно «выводил макулатуру» из страны, а из-за сокращения импорта товаров на внутренний рынок перестал поступать и поток гофрокоробок из-под них, как, кстати, и вторичных поддонов.

С другой стороны, увеличивался сам спрос на гофроупаковку из-за роста экспорта, из-за роста потребления товаров населением, не уехавшим за границу и работающим дома. По мнению экспертов, спрос на гофрокартон увеличился на 15% в среднем, а в весной наблюдалось увеличение спроса на 20%.

Надо особо отметить эффект «панических закупок», которым в ситуации дефицита страдают все снабженцы, но в этом году лица, ответственные за закупку макулатуры, явно отличились, разогнав рынок до стоимости макулатуры в 24 тыс. руб./т.

Таким образом, с начала года, рост спроса происходил быстрее, чем контрагенты по цепочке поставок могли нарастить предложение.

Далее Сергей на графике обозначил факторы, позволившие рынку стабилизироваться и начать ценовое смягчение.

Встал вопрос о том, что могут сделать заказчики, так как сложившийся уровень цен на гофрокартон никого из производителей ТНП не устраивает.

По мнению Сергея Попова, не стоит полагаться на снижение цен на макулатуру, и вообще, долгосрочно все станет сложнее, в том числе из-за использования большой доли вторичных волокон потенциально будет снижаться качество макулатурного сырья, возрастёт потребность в качественном макулатурном сырье в упаковочных решениях при замене пластика.

Дальнейшее укрепление рубля могло бы стать значительным фактором для возврата целлюлозных картонов в конкурентную позицию к макулатурным, значительного снижения цен, а также, в долгосрочной перспективе, небольшое увеличение использования целлюлозных слоёв не давало бы снизиться качеству макулатурного сырья, но, к сожалению, в укреплении рубля большие силы не заинтересованы, так как это сократит экспорт и доходы бюджета.

Поэтому единственным действенным стратегическим шагом со стороны заказчиков гофропродукции может быть оптимизация-сокращение потребления разными методами. Гофроупаковка – это упаковочный материал, который несложно оптимизировать в площади раскроя, плотности, и иногда пересмотреть способ использования. Если выросший на 15% спрос так драматично повлиял на цену, то и значительно снизить её можно будет только снижением спроса.

Например, в качестве некоторой альтернативы гофрокоробам выступают возвратные пластиковые ящики. С ними пока много сложностей. Но рекомендуется, как минимум, отработать поставки в них ограниченно по одному из каналов продаж, например, в ближайший РЦ сети или в канале электронной торговли, чтобы на случай нового «обострения» на рынке гофроупаковки иметь возможность быстро масштабировать данный способ отгрузок.

Заказчикам было рекомендовано чётко осознавать, с кем они работают, и каким запасом производственных мощностей обладают поставщики, с которыми поднимается ценовой вопрос. Так, производители, вертикально интегрированные с производством целлюлозных картонов, имеющие собственное производство макулатурных слоёв или независимые неинтергрированные переработчики, в зависимости от усиления конкретного фактора, из рассмотренных ранее, будут реагировать по-разному.

В завершение выступления Сергей Попов предложил посмотреть на графики развития цен ещё раз, чтобы понимать, как изменилась и перераспределилась доходность участников цепочки поставок.

Согласно цифрам индекса цен, наименьшую выгоду от сложившейся рыночной ситуации получили производители белёных тарных картонов. Это удивительно, но, судя по графику, начиная с апреля, было выгоднее использовать белёный топлайнер, так как цены крафтлайнеров стали выше и даже цена макулатурных лайнера и флютинга сравнялась с белёным слоем на 56 тыс. руб./ т. Данный факт подчеркивает «паническое» развитие цен.

Другие производители целлюлозных тарных картонов в своей ценовой политике для внутреннего рынка, по сути, «следовали» за динамикой цен макулатурных тарных картонов, стараясь не отставать и не сокращать ценовой паритет с ними, и в настоящий момент даже увеличили его, грандиозно повысив свою абсолютную маржинальность и прибыльность.

На графике видно, что растущая стоимость макулатурных слоёв долгое время отражали только реакцию переработчиков на повышающуюся цену на макулатурное сырьё, но в мае 2021 г. наряду с началом снижения цен на макулатуру им удалось провести последнее повышение, и до настоящего момента они сохраняют значительно повышенную относительную маржинальность (новый паритет к цене макулатуры) и ищут возможности сохранить этот статус-кво.

С доходами участников, аккумулирующих первичные потоки макулатуры, а в основном это торговые сети, всё очевидно.

Крупнейшие компании-производители ТНП вынуждены были увеличить свои затраты на гофроупаковку практически в 2 раза, так как за год с небольшим с момента начала пандемии, стоимость квадратного метра гофрокартона увеличилась с 19 руб. за кв. м до 36 руб. за кв. м и, по словам Сергея Попова, текущая цена, откатившаяся сейчас до 33 руб. за кв. м, совершенно не устраивает заказчиков.

Независимые неинтергрированные переработчики тарных картонов фактически тоже проиграли и стали ещё более зависимыми от развития ситуации на сырьевых рынках, но при этом как раз они могут выступить на стороне заказчиков гофропродукции в вопросе дальнейшего снижения цен на гофрослои.


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru