Бренд шоколада ручной работы от Высшей школы брендинга
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
SHOLTO – интернет-кондитерская в городе Воронеж. В ассортименте представлены шоколад и конфеты ручной работы с уникальными вкусовыми сочетаниями (более 300 ингредиентов). Оборот на 2016 год – 2 млн руб. Основные покупатели - женщины 30-45 лет с доходом средним и выше и корпоративные клиенты. Продвижение осуществляется через SMM, WEB, а также с помощью отзывов клиентов.
Елена Труфанова, создатель бренда SHOLTO, вспоминает о том, как начинала свой бизнес по производству шоколада ручной работы: «Мой личный путь в шоколадном бизнесе начался с того, как я увидела продукцию немецкой компании по производству шоколада и конфет ручной работы Chocri. Тогда я работала директором по маркетингу на ОАО "Воронежская кондитерская фабрика". Мое желание сделать то же самое стало настолько велико, что справиться с этим было невозможно. Весь мой опыт и знания кондитерского рынка касался только этого "большого" рынка, рынка FMCG, где совсем не было видно маленьких ручных и ремесленных производителей. Следовательно, знаний нового "маленького" рынка у меня не было, и я стала его изучать. Нашла аналогичных производителей в России, изучала их ассортимент, дизайн, удобство сайтов и прочее. В то же время вместе с двумя соратниками проводили работы по поиску оборудования с небольшими мощностями. Так, за месяцев 6-7 мы запустили проект и у нас появился продукт».
ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
- Не соответствует ценовому позиционированию
- Нет бюджета на продвижение
- Нет четкого позиционирования
- Нет индивидуальной упаковки для конфет

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Сотрудничество Высшей школой брендинга с шоколадным домом Елены Труфановой произошло благодаря личному знакомству с куратором Школы. Заказчик и его партнеры имеет внушительный опыт в маркетинге и изначально подходил к своему бренду профессионально. Но одно дело - тратить на разработку дизайна марки из 8-9 SKU пару-тройку миллионов рублей и а совсем другое - когда ты вкладываешь свои собственные деньги, которые очень далеки от 2-3 миллионов. Причем, очень не всегда большие денежные вложения окупаются! Что касается понимания необходимости что-то менять Елена признается, что всегда трезво оценивает результаты работ: “Я знаю все положительные и отрицательные качества выпускаемого нами продукта и качество нашего продвижения, и всегда иду по пути совершенствования. Я проанализировала наших клиентов и поняла, что наш солнечный логотип выглядит очень мило и по-детски что ли, и где-то не соответствует реальной аудитории”.
Таким образом, перед проектной группой Высшей Школы Брендинга были поставлены следующие цели:
- разработать стратегию уникального позиционирования
- продумать рестайлинг визуальной идентификации
- создать эффективную стратегию продвижения с минимальным бюджетом для бренда шоколада ручной работы SHOLTO
Были определены несколько задач.
В области бизнеса:
- стать одним из лидеров рынка ручного шоколада в Воронеже
- увеличить объем продаж с 4 млн руб (2017 г) до 15 млн руб (2020 г).
- заложить основу для работы на федеральном рынке
В области маркетинга:
- установить соответствие ценовому сегменту «премиум»
- увеличить количество повторных покупок
- ускорить рост узнаваемости бренда
В области брендинга:
- сформировать устойчивое позиционирование в глазах целевой аудитории
Делясь планами на будущее, заказчик отметил, что в скором времени получает свидетельство о регистрации словесного обозначения SHOLTO. В планах также открытие собственного магазина, ("шоколадной галереи", как будет предложено проектной группой ВШБ позже). Планируются новые продукты, смена упаковки и дизайна сайта.
АУДИТ ЛОГОБЛОКА И УПАКОВКИ
Проектная группа Высшей Школы Брендинга провела аудит логоблока бренда SHOLTO. По нему были сделаны следующие выводы:
Положительные:
- Цвета соответствуют категории
Отрицательные:
- Логотипа не соответствует ценовому сегменту
- Слабая несовременная типографика
- Плохо читается
- Элемент «солнце» не обоснован (ассоциации: солярий, шоколад на солнце тает)
Выводы по аудиту упаковки:
Положительные:
- клеймы о качестве ручной работы
- конфеты – прозрачная крышка, шоколад – акцентное окно – видно продукт
Отрицательные:
- несовременно, не соответствует позиционированию
- слабая цветовая отстройка; клеймы разбросаны по упаковке
- случайная композиция
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Слабый логоблок. Рекомендуется разработать более сильное решение.
- Отсутствие единого стилистического решения. Рекомендуется привести оформление продукции к единому стилю.
- Размытое позиционирование. Рекомендуется подчеркнуть сильные стороны продукта через визуальную коммуникацию.
ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА
С 2013 г по 2016 г стоимость сырья на рынке возросла на 80%. В то же время рынок шоколада в РФ (в натуральном выражении) вырос на 10%. Если в 2015 г потребление шоколада в России на душу населения составляло 4кг, то в 2016 г этот показатель увеличился до 4,4кг.
По данным статистики, темный шоколад догоняет молочный по объемам продаж. Продукция из шоколада входит в ТОП-3 в категории подарки и сувениры.
Распределение ценовых сегментов в категории «Школадные плитки»: 22% - премиум сегмент, 62% - средний сегмент, 16% - эконом сегмент.
ТРЕНДЫ
Изучив рынок шоколада, проектная группа Высшей Школы Брендинга пришла к выводу, что сейчас популярными являются необычные вкусовые сочетания: шоколад&абсент/карри/бекон/овощи/цветы. Декор продукта тоже перестал иметь обычный вид. Все популярнее становится декор под акварель, мрамор, цветной шоколад.
Не обходят стороной и специализированные виды шоколада: безлактозный, диетический, эко-шоколад, для постящихся, мужской/женский.
Шоколад становится настоящим проявлением моего «Я»: кошерный шоколад, винтажный шоколад, халялный шоколад. Шоколад географического наименования.
Кондитерские галереи – еще один тренд на рынке шоколада. Покупка сладости сочетается с получением эстетического удовольствия при посещении.
ВЫВОДЫ
- Сегмент премиального шоколада растет быстрее, чем остальные +30%
- В премиальном сегменте низкий уровень брендированности
- Неожиданные вкусовые сочетания вызывают наибольший интерес
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Потребители – 65% женщины , 35% - мужчины (источник «Маркетинговое исследование потребителей шоколада»).
Мотивы потребления:
- Плитка шоколада является наградой в конце дня.
- Конфеты – подарок
- Снятие стресса, источник эндорфинов и энергии.
ВЫВОДЫ
- Основная категория потребителей – женская аудитория.
- Продукт: натуральность, внешний вид, разнообразие и необычность вкусов, удобство.
- Эмоции: яркость, предвкушение нового и необычного.
КОНКУРЕНТЫ
К конкурентам бренда SHOLTO в ценовом сегменте «средний+» проектная группа отнесла такие бренды, как НеОбЫчНыЙ шОкОлАд (Эмоция: радость), «Вкуси счастье» (Эмоция: забота).
Что они транслируют: оригинальный подарок, ручная работа, качество, индивидуальный подход.
Ценовое позиционирование: средний+
Особенности сегмента: домашнее производство, доморощенный дизайн упаковки.
Ассортимент: единообразный, не отличимый друг от друга (основа – фигуры из шоколада)
Из категории, более близкой к «премиум», были выделены следующие конкуренты: Кулинарная лавка Варвары (Эмоция: забота), French Kiss (Эмоция: любовь).
Что транслируют: натуральность, качество, универсальный презент, положительные эмоции, сладость, избранность.
Ассортимент: работа с ассортиментов (фигуры, шоколад, конфеты, работа со вкусами)
Особенности сегмента: Москва, Санкт-Петербург – сложившийся сегмент. Города-миллионики – активноразвивающаяся категория, в остальных – появляющаяся категория.
Ценовое позиционирование: средний+, премиум.
И несколько брендов-конкурентов в категории «премиум»: “Кантата” (Эмоция: забота), “Конфаэль” (Эмоция: праздник), Baccarat Chocolatier (Эмоция: наслаждение).
Что транслируют: опыт, уникальные рецептуры, изысканность, натуральность, качество, положительные эмоции, мастерство, неповторимый вкус, новизна, гурмэ.
Ценовое позиционирование: премиум
Ассортимент: работа с ассортиментом, необычные вкусы и начинки, дополнительные категории
Особенности сегмент: наличие франшизы, упаковка – часть продукта
Ассортимент: вкус, вид продукта, упаковка, точки контакта – являются продолжением и развитием идеи/метафоры бренда.
Особенности: в основе бизнес-идея, а не продукт.
Vosges (Эмоция: восторг). Шоколад – проводник в твои мечты, твой спутник.
La Maison Du Chocolat (Эмоция: наслаждение). Шоколад, как музыка.
The Chocolate Line (Эмоция: страсть). Новые формы: помада, нюхательный шоколад.
ВЫВОДЫ
- Схожий ассортимент
- Работа только с положительными ситуациями потребления – любовь/наслаждение/подарок/удовольствие
- Основной цвет в идентификации – «шоколадный»
- Все говорят об одном и том же – Франция/Бельгия/Швейцария, натуральность, ручная работа.
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
Продукт:
Авторский шоколад с разнообразным набором вкусов и ингредиентов
Возможность создать шоколад, конфету в тон своему настроению
Рынок:
Растущий рынок премиального шоколада
Тренд: необычные вкусовые сочетания
«Шоколад, как часть настроения»
Потребители:
Ядро – женская аудитория
Разнообразные жизненные ситуации потребления
Предвкушение нового и необычного
Конкуренты:
Работа только с «положительными» эмоциональными полями
Схожий ассортимент
Ожидания: «Я хочу есть шоколад, отражающий мое настроение»
Ценности: свобода, разнообразие, поддержка
Стиль и характер: яркий, универсальный, динамичный, отзывчивый
Суть бренда: авторский шоколад твоего настроения
Обещание: мы создаем шоколад, который подчеркивает или помогает изменить ваше настроение
Метафора: шоколадное ателье твоего настроения
ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
ПРОДВИЖЕНИЕ
Проектная группа предложила 2 канала коммуникации бренда с потребителями в digital-среде:
Фанаты бренда: база клиентов, программы лояльности, подарки, осведомление, продажа остальных продуктов.
SMM: работа с блоггерами, co-marketing, акции: здесь и сейчас, массфоловинг, маслайкинг, хэштеги, геолокация, продвижение через личный аккаунт, корпоративные клиенты, дегустации.
Для реализации заказчиком принята идея паттернов, сам логотип. Елена Труфанова рассказывает, что из предложенного проектной группой запущено в реализацию, а что – нет: “Ребята смогли "положить на бумагу" идею бренда, гипотезы и вообще все, что было в моей голове, но в силу нехватки времени не формализовалось в документ. Я немного доработала идею с принтами паттернов, используя не просто рисунок, а рисунок "со смыслом": все принты - это самые популярные расцветки тканей самых известных модельеров и линий одежды домов моды. Наша целевая аудитория, по моему мнению, должна их узнать и увидеть.
Не принято в реализацию изменение "шоколадного дома" на "шоколадное ателье". У нас в коллективе так уютно и тепло, мы такие хорошие, что это ДОМ, настоящий дом. С нами легко и приятно находиться. Так у меня дома, так у меня в семье, так было у меня в отделе, так со мной всегда. Я так хочу. И я хочу, чтобы это чувствовал наш покупатель”.
Директор Высшей школы брендинга Андрей Кожанов тоже поделился впечатлениями от работы над проектом: “Приятно что проект магистрантов ВШБ был оценен клиентом положительно, а главное принят на вооружение бизнесом. Брендинг, есть искусство формирования смыслов и переведения их в точные образы. В этом кейсе коллеги, благодаря глубокому погружению в ценности потребителя и возможности бизнеса, вышли на четкое позиционирование. И конечно, метафора, как инструмент переведения сути бренда в образную плоскость восприятия, позволила легко решить задачу визуального комплекса. Получился простой и эффективный дизайн-конструктор, способный легко развиваться на новые коллекции шоколада, прет-а-парте, модные шоколадные показы, и прочие атрибуты «шоколадной моды».
Гордимся этой совместной работой и желаем бренду Sholto многократного роста».
Проектная группа Высшей школы брендинга:
Дарья Макурина – руководитель проекта
Елена Баранова – менеджер
Андрей Сулимко – стратег
Элина Ибрагимова – аналитик
Тимофей Быков – дизайнер
Анастасия Пушкова – дизайнер
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуЧитайте по теме:
Все производители и поставщики продукции
- Оборудование для производства шоколада (59)
- Дизайн студии, дизайн агентства (360)
- Дизайн упаковки (202)



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.