RosUpack 2013 покажет тенденции развития упаковочного рынка России
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
Упаковочная индустрия в Российской Федерации формируется всего около 20 лет и за этот сравнительно небольшой промежуток времени достигла значительных успехов. Российский рынок упаковки в настоящее время стал одним из крупнейших, динамично развивающихся секторов экономики. Всемирная организация упаковщиков (WPO) относит его к десяти крупнейшим в мире.
В годы, предшествовавшие кризису, оборот упаковочного рынка РФ увеличивался на 10-12%. В период кризиса 2008-2009 гг. при снижении общих показателей состояния российской экономики более чем на 10% потери упаковочного рынка составили не более 6%. В 2010 г. оборот рынка упаковки превысил 14 млрд.$, и с этого года наблюдается его дальнейший устойчивый рост.
Индексы роста объемов производства в стоимостном выражении и в физическом объеме упаковки в России (2007 – 2012 гг.)
| Годы | Индекс роста объемов производства в стоимостном выражении | Индекс роста объемов производства в физическом объеме |
| 2007 | 100 | 100 |
| 2008 | 107 | 108 |
| 2009 | 102 | 105 |
| 2010 | 105 | 109 |
| 2011 | 110 | 112 |
| 2012 | 116 | 118 |
В 90-е годы прошлого века основные объемы упаковочных материалов и изделий производились в Центральном регионе. Последние годы характеризуются активным развитием производства упаковки в Приволжском, Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Происходит приближение размещения мощностей по производству упаковки к основным ее потребителям. Немаловажную роль в этом сыграл переход крупных, в том числе транснациональных компаний-потребителей, на упаковку, изготовленную отечественными предприятиями.
Эта тенденция проявляется в экспозиции международной выставки RosUpack. При общем росте на 20% числа российских предприятий, производящих упаковочные материалы, изделия и оборудование, выставлявших свою продукцию на выставке за последние 10 лет, количество экспонентов, расположенных в различных Федеральных округах менялось следующим образом:
В %%
- 33
- 3
+ 30
+ 31
- 73
- 3
+ 16
+ 19
+ 35
+ 42
- 16
- 19
Характерно, что эти изменения, происходившие до и после кризиса, значительно отличаются друг от друга.
Всего же рост числа экспонентов выставки RosUpack, включая иностранных производителей упаковки, составил в 2012 году по отношению к 2002 г. около 40%. Причем активность зарубежных упаковщиков из года в год возрастала – их число за 10 лет увеличилось почти на 80%. В то же время доля упаковки на российском рынке упаковки, произведенной отечественными предприятиями, увеличилась. Это объясняется, главным образом, растущей привлекательностью российского упаковочного рынка, а также поддержкой рядом зарубежных государств участия производителей упаковки в российских выставках. Но, к сожалению, приходится констатировать и некоторый спад «выставочной» активности российских предприятий.
В кризисный и послекризисный период в сфере упаковки произошли значительные структурные и качественные изменения. Многие компании-потребители пересмотрели свое отношение к упаковке, стремясь снизить затраты на нее. Это в значительной степени повлияло на качество применяемых в упаковочном производстве сырьевых материалов, снизило требования к дизайну. Если до 2008 года в структуре используемой упаковки на российском рынке преобладала картонная и бумажная, то начиная с 2009 г., на первый план вышла полимерная упаковка.
Структура производства и потребления в России упаковки из различных материалов (%)
Одной из важнейших тенденций, характеризующих современное состояние отечественной индустрии упаковки, стало укрупнение производства и его интеграция. Все большее число предприятий расширяет технологии, используемые в своей деятельности, стараясь охватить весь цикл изготовления упаковки. Это, в частности, позволяет привлечь дополнительные инвестиции в развитие производства упаковки.
За последние 10-12 лет в России появилось значительное количество предприятий, оснащенных самым современным оборудованием, располагающих всеми средствами контроля качества используемого сырья и готовой продукции, а также высококвалифицированным персоналом. На упаковочном рынке возникла серьезная конкуренция, как среди производителей одного вида упаковки, например, из гофрокартона, так и межвидовая. Предложения ряда видов упаковки превышают спрос на нее. При этом производители упаковки работают в условиях высокомонополизированного рынка сырья (картона, полимеров). Ряд сырьевых материалов, не производимых в России или поставляемых в недостаточных количествах, предприятия упаковочной индустрии вынуждены импортировать. Высокие ввозные пошлины (до 15%) на многие виды сырьевых ресурсов в значительной степени снижают эффективность их деятельности и конкурентоспособность по отношению к зарубежным поставщикам упаковки. Вступление России в ВТО в какой-то степени может изменить ситуацию, однако предполагаемая динамика изменения ввозных таможенных пошлин на готовые упаковочные изделия и ряд видов сырья, необходимого для их производства, не внушают оптимизма в решении затронутого вопроса.
Одним из важнейших факторов, обуславливающих дальнейший рост упаковочного рынка, является увеличение объемов выпуска продукции в отраслях, потребляющих основную массу упаковочных материалов и изделий. В первую очередь это отрасли пищевой промышленности, использующие от 60% до 85% большинства видов упаковки. Увеличение объемов выпуска их продукции и расширение ассортимента предусматривается «Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 года», разработанной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и утвержденной в 2012 году Правительством РФ.
Продолжает увеличиваться доля упакованных товаров в отраслях, ранее практически не упаковывавших свою продукцию. Это строительные материалы, запасные части, метизы и многое другое. Значительным потенциалом в расширении фасовки и упаковки обладает рыбная отрасль, имеющая пока невысокие показатели выпуска продукции в расфасованном и упакованном виде. Все большие требования предъявляет рынок в отношении упаковки, препятствующей выпуску и реализации контрафактной продукции, а также к фармацевтической упаковке. Для представителей этих отраслей экспозиция и ее деловая программа позволят создать основу для новых эффективных упаковочных решений и повысить тем самым свою конкурентоспособность.
К важнейшим тенденциям, определяющим развитие упаковочного рынка, можно отнести следующие:
Эти тенденции отражаются в экспозициях отраслевых выставок, и RosUpack 2013 не станет исключением.
Складывающиеся экономические условия, с одной стороны, предоставляют производителям упаковочных материалов и изделий определенные новые возможности, с другой – требуют значительной оптимизации своей деятельности. Необходимо решать такие вопросы, как создание экологичных и безопасных материалов с возможностью их вторичной переработки, повышение защитных и барьерных свойств упаковки с учетом современных условий хранения и потребления продуктов, снижение материалоемкости упаковки.
В настоящее время российский потребительский рынок занимает в мире 12-е место. Основной сегмент потребительского рынка – продовольственный – еще далек от насыщения. Среднестатистический уровень потребления упакованных продуктов питания достигает 170 кг на душу населения, и здесь Россия существенно отстает от развитых европейских стран, где этот показатель превышает 250 кг. При этом объемы потребления упакованных продуктов питания в 2011 году выросли почти на 12%, а согласно прогнозам, до 2015 года прирост будет составлять в среднем 11% ежегодно. Такой рост, а также изменения в потребительском поведении населения повлекут за собой дальнейшее развитие российской индустрии упаковки во всех ее областях.
Национальная конфедерация упаковщиков
Федеральные округа
2012 г. к 2002 г.
2010 г. к 2002 г.
2012 г. к 2010 г.
Центральный
в том числе:
Москва
Московская обл.
+ 65 + 30
+ 35
+ 6
Северо-Западный
в том числе:
Санкт-Петербург
Приволжский
+3
+78
+3
Южный
+71
+57
+9
Уральский
+12
+60
+13
Сибирский
рост в 6 раза
рост в 2,5 раза
рост в 2,4 раза
Всего:
+20
+40
-12
Виды упаковки
До 2008 года
В настоящее время
Картонная и бумажная
39
35
Полимерная
34
39
Стеклянная
14
12
Упаковка из металлов
8
9
Упаковка из дерева и прочих материалов
5
5
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Все публикации компании Информация о компании
Другие публикации в спецпроектах:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуЧитайте по теме:
Все производители и поставщики продукции
Комментарии
К великому сожалению автор данного аналитического материала персонально не указан. Поэтому обращаюсь к Генеральному директору НК ПАК г-ну А. Г. Бойко. Президента конфедерации - г-на В. А. Чуйко трогать не будем, ему и так забот хватает. Можно, конечно, обратиться к Вице-президенту, руководителю данного портала, но он может быть не в курсе. Уважаемый Александр Гаврилович! Первая же фраза в материале: "Упаковочная индустрия в Российской Федерации формируется всего около 20 лет...". Сколько же можно бороться с таким подходом к истории упаковочной индустрии страны? Уважаемый Александр Гаврилович! Мы с Вами примерно ровесники. И Вы что же не видели в советские времена соли или макаронных изделий в картонных пачках? Я бы не стал касаться этой фразы, если бы подобные ей не проскакивали с пугающей периодичностью на страницах нашего портала или журнала, возглавляемого еще одним Вице-президентом НК И. Н. Смиренным?
15.04.2013 13:01vlulyanov (продолжу)
Извините, Александр Григорьевич, но чем тогда занимался я, работавший с 1977 года в Экспериментально-конструкторском бюро расфасовочно-упаковочного оборудования? Чем занимались сотни инженеров, работавших в КБ такой же направленности, коих было 1,5 десятка, или в почти 40 заводах Минлегпищемаша, да еще на нескольких из Министерства химической промышленности. Куда отнести деятельность Дмитровского завода алюминиевой консервной ленты, выпускавшего замечательный упаковочный материал? Куда отнести научные изыскания профессоров В. Гуля или Ю. Жидониса? В конце концов, куда отнести почти 500 единиц отечественного оборудования, перечисленных в «Классификационно-номенклатурном справочнике упаковочного оборудования для пищевых продуктов», вышедшем в 1982 году?
15.04.2013 13:16vlulyanov (еще продолжу)
Теперь более конкретно. В первой таблице указан в первой колонке прирост производства в стоимостном выражении. А что во второй? Там и "стоимостное выражение" и "физическое выражение" присутствует. В чем конкретно? Что же касается первой колонки, то думаю, что такой прирост вызван чисто инфляцией. Теперь по приросту экспонентов на "Росупак" (простите, привык по старому, по-русски). Скорее всего, прирост относительно выставки 2002 года есть. Но я не вижу оснований возможного прироста относительно выставки 2007 года (8 залов в "Крокус-Экспо", 900 участников из 40 стран). Выставка 2011 года заняла там только 4 зала "Крокуса", а выставка 2012 года на ВДНХ явно не была сопоставима с и вы ставкой 2007 года и выставкой 2006 года (6 залов "Крокуса").
15.04.2013 13:30vlulyanov (еще раз продолжу)
Таблица "Структура производства и потребления в России упаковки из различных материалов (%)" От чего взяты проценты? От стимостного выражения потребленных упаковочных материалов? От массового (в тоннах)? Или от квадратных метров? Простите, но проценты в любом из вариантов будут разными. Понимаете, уважаемый Александр Гаврилович, но я готов назвать несколько умнейших аналитических материалов, подготовленных Конфедерацией, в том числе, подписанных Вами. Материалов, которые помогали мне лично оценивать истинное в положение в отечественной упаковочной отрасли. Данный материал, увы, не даст.
15.04.2013 13:43vlulyanov (и еще раз продолжу)
То, что предстоящая выставка покажет тенденции упаковочного рынка России - у меня сомнений нет. Как покажет и положение упаковочной отрасли станы в целом. Очень надеюсь, коли Бог и здоровье позволят, приехать. Призываю приехать на выставку и всех, кто читает этот материал, не пожалеете. И прошу Вас, Александр Гаврилович, и вас, все посетители портала, не обижаться на меня за данные комментарии. Они вызваны искренней болью за судьбу всей отрасли и за отечественное упаковочное машиностроение страны, которые переживают сейчас не лучшие времена, за то дело, которому я посвятил бОльшую часть своей жизни, и которое продолжают сейчас сотни специалистов моей страны.
Ох, силён старик Ульянов! Шучу... Не обижайтесь... Согласен с Вами по поводу замечаний к статье. Действительно, прочёл, и не понял, для чего она была написана. Скорее всего, с целью рекламы.



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.