Обзор российского рынка колбасных изделий и мясных деликатесов
Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу
На российском рынке представлен широкий ассортимент колбасных изделий и мясных деликатесов. По итогам 2009 года, в структуре российского рынка колбасных изделий и мясных деликатесов наибольшая доля в натуральном выражении – 56% – приходилась на вареные, варено-копченые и полукопченые колбасы (рис. 1). Доля сосисок и сарделек составила 27%, а доля твердокопченых колбас – 5%. Доля мясных деликатесов и прочих мясных изделий в общем объеме российского рынка составила порядка 12%. В настоящее время наблюдается такое же распределение долей основных видов колбасных изделий и мясных деликатесов.
Рисунок 1. Структура рынка колбасных изделий и мясных деликатесов по видам в 2009 г. в натуральном выражении, %
Источник: Росстат, ФТС, Global Reach Consulting (GRC).
Потребление мясопродуктов можно считать индикатором степени развития благосостояния общества. Так, основу российского потребления колбасных изделий и мясных деликатесов составляет недорогая продукция. При этом если до 2009 года наблюдалась тенденция увеличения доли дорогостоящих изделий, то с 2009-го в связи с кризисными явлениями в экономике спрос сместился в сторону более дешевой продукции.
По данным за первое полугодие 2010 года, самые низкие цены наблюдаются на вареные колбасы первого сорта – в среднем по России их цена составляет 167 рублей за килограмм, а также на сосиски и сардельки – 184 рубля за килограмм. Самой дорогой продукцией является сырокопченая колбаса, которая реализуется по цене более 500 рублей за килограмм, и копчености – цена составляет в среднем 337,5 рубля за килограмм.
В течение последних 9 лет розничные продажи колбасных изделий и мясных деликатесов в России растут – среднегодовой темп роста за этот период составил 23%. По итогам 2009 года, розничный объем продаж данной продукции увеличился на 15%, по сравнению с 2008-м, и достиг 567,8 млрд рублей.
В 2009 году почти половина всех розничных продаж колбасных изделий и мясных деликатесов – 47% – приходилась на Центральный федеральный округ, в частности на Москву и Московскую область, доля которых составила более 37% (рис. 2). Еще 14% занимали регионы Приволжского федерального округа, а по 9% – Сибирский и Южный федеральные округа. В настоящее время распределение долей продаж сохранилось на том же уровне.
Рисунок 2. Структура продаж колбасных изделий и мясных деликатесов по федеральным откругам РФ в 2009 г. в стоимостном выражении, %
Источник: Росстат, GRC.
Несмотря на рост рынка в стоимостном выражении, объем видимого потребления колбасных изделий и мясных деликатесов в 2009 году сократился примерно на 7,7% и составил несколько более 2,2 млн тонн. По итогам года, сократились как объемы внутреннего производства, так и объемы экспорта и импорта. Это явилось следствием кризисных явлений в экономике: снизился потребительский спрос, подорожало сырье, доля которого в розничной цене колбасных изделий доходит до 45-50%. В относительном выражении больше всего сократился экспорт – на 17,6%, по отношению к объему 2008 года. В абсолютном выражении наиболее значительным стало сокращение внутреннего производства – на 191,8 тысяч тонн. Таким образом, можно сделать вывод о том, что рост рынка в стоимостном выражении объясняется не ростом спроса – колбас стали потреблять меньше, – а тем, что эти изделия стали значительно дороже.
По наблюдениям аналитиков Global Reach Consulting (GRC), одной из заметных тенденций российского рынка колбасных изделий и мясных деликатесов в последние годы стало увеличение доли продукции из мяса птицы. При этом если доля колбасных изделий из мяса птицы в объеме российского производства составляет менее 2%, то в структуре импорта на их долю приходится почти половина.
Растущая популярность колбасных изделий и деликатесов из мяса птицы эксперты объясняют оптимальным соотношением «цена-качество». Стоимость колбас из мяса птицы ниже, чем колбас из других видов мяса, а по вкусу они практически не отличаются от говяжьих или свиных. При этом изделия из мяса птицы считаются диетическими и более легкими, так как содержат меньше жира и холестерина, что наиболее актуально в свете последних тенденций здорового питания.
Согласно исследованию GRC, основными производителями колбас и деликатесов из мяса птицы являются птицефабрики. Для них выпуск данной продукции – это не следование модной тенденции, а важная часть производственного процесса. Так, на производство колбас идет птица, не соответствующая требованиям стандарта, например, поврежденная в процессе убоя и переработки. Кроме того, глубокая переработка мяса дает возможность птицефабрикам существенно расширить ассортимент продукции и получать дополнительные доходы.Среди лидеров российского рынка колбасных изделий и деликатесов из мяса птицы можно отметить ОАО «Красная поляна Плюс» (Курская область, ТМ «Красная поляна»), ОАО «Пермская птицефабрика» (Пермский край, входит в состав ГК «Продо»), ОАО «Удмуртская птицефабрика» (Удмуртская Республика, ТМ «Глазовская птица», входит в ГК «Комос Групп»), ООО «Межениновская птицефабрика» (Томская область, с одноименной маркой), ОАО «Ивановский бройлер» (Ивановская область, ТМ «Горино», входит в состав ГК «Продо») и другие.
Крупнейшими зарубежными производителями колбасных изделий и деликатесов из мяса птицы, поставляемых на российский рынок, являются Bar-S Foods Co. (США), Perdue Farms Inc. (США) и Minuano De Alimentos (Бразилия).
В перспективе отечественные колбасы и деликатесы из мяса птицы должны практически полностью вытеснить с рынка импортную продукцию, как и в случае с колбасами и деликатесами из других видов мяса. Пока же доля импортных колбас и деликатесов из мяса птицы на российском рынке составляет 13%, а по прогнозам на 2010 год, она может достигнуть 17% (рис. 3). Для сравнения, доля импортной продукции среди колбасных изделий и деликатесов из других видов мяса составляет 0,26%, и с каждым годом она сокращается. При этом отечественные производители практически полностью контролируют низкий и средний ценовые сегменты, а в Россию импортируются колбасы и мясные деликатесы премиального ценового сегмента – сырокопченые и сыровяленые колбасы, ветчина и другие деликатесные изделия из свинины и говядины. Правда, это не относится к импорту колбасных изделий и деликатесов из мяса птицы: здесь, напротив, более 97% приходится на недорогие замороженные куриные сосиски.
Рисунок 3. Динамика структуры рынка колбасных изделий и деликатесов из мяса птицы по произхождению продукции в 2007-2010 годах в натуральном выражении, % (сноска в годах - прогнозируемые данные)
Источник: Росстат, ФТС, GRC.
По прогнозам аналитиков , в 2010 году ожидается рост российского рынка колбасных изделий и мясных деликатесов за счет внутреннего производства. Объемы экспорта, демонстрирующие за последние два года очень высокие ежегодные темпы роста/падения, выше объемов импорта, однако по итогам 2010 года, скорее всего, они останутся на уровне 2009-го.
|
Мнение эксперта Unipack.Ru: |
Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:
Источник: Unipack.Ru
Все статьи рубрики Все статьиПоиск по разделуЧитайте по теме:
Все производители и поставщики продукции
- Линии по производству колбасных оболочек (11)
- Оборудование для упаковки мяса и мясных продуктов (60)
- Оборудование для холодного копчения мяса и колбас (12)
- Оборудование для производства варено-копченых колбас (31)
- Оборудование для производства полукопченых колбас (23)
- Оборудование для производства копченых колбас (32)
- Оборудование для производства вареных колбас (37)
- Искусственные оболочки и пленки для колбас и сыров (37)
- Натуральные оболочки для колбас (23)
Комментарии
Конечно, когда компания не только производит ту же колбасу, но еще имеет сельхоз предприятия, когда мясо свое -а это огромный плюс. И зависимсоти от поставщиков нет , и со стороны потребеителей больше доверия, не из зарубежа непонятно какое сырье покупают, а свое мясо "выращенное" так сказать)
Боремся с импортной продукцией!) еще несколько лет назад сложно было представить, что в мясоколбасном сектое будет стоклько отечественных игроков. А сейчас у потребителя глаза разбегаются. На все обращает внимание и качество, и на внешний вид, на привлекательность упаковки. Производителям тепреь только и успевай что-то новое и оргинальное изобретать.
23.11.2010 14:50Надежда Андреевна
Мне вообще интересно, наверное никогда и ни один производитель не сознается в том, что использует в своем производстве все что угодно кроме мяса, тем более российского производства...
И правильно, что компаниии полного цикла производства выдут вперед, это ж сельхозпроизводители, труженики села, очень тяжелый труд. А то кто-то купит какую-нибудь просроченную кенгурятину и штампуют колбасу.



21:24 Ivan
Вы действительно думаете, что у них был выбор?
10:57 vlulyanov
Опять оголтелая борьба не с тем.
13:23 vlulyanov
А есть ли регион, где спрос на упаковку низкий? Пока существуют магазины сам...
17:47 vlulyanov
Как-то так сложилось, что не сразу прочитал эту статью. А когда сейчас прочи...
10:39 vlulyanov
На мой взгляд, лучше бы снимки изделий-победителей здесь дали.