Всеобщая история упаковки (часть 3-я)

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

12.02.2008

См. также "Всеобщая история упаковки" (часть 1-я) и Всеобщая история упаковки (часть 2-я)

«Ты вершина всего, ты - целлофан!»

«Ты вершина всего, ты - целлофан!», - спел в 1934 году, обращаясь к своей возлюбленной, популярный американский певец Коул Портер. И он был недалек от истины. Прозрачный, влагонепроницаемый и блестящий целлофан, в то время буквально творил чудеса. Покупатели, несмотря на бушевавшую в 30-е годы в Америке экономическую депрессию, активно раскупали товары в целлофановой обертке. «Целлофанированные» товары казались покупателям более современными и свежими.

Изобрел целлофан в 1911 году швейцарский химик, безуспешно пытавшийся придумать покрытие для скатертей, спасающее их от пятен. Промышленные масштабы производство целлофана обрело после того, как компания «Du Pont» в 1923 году запатентовала материал и в 1927-м произвела ключевое усовершенствование, превратившее целлофан во влагонепроницаемый материал для хранения продуктов.

Эра пластмасс

В 1907 году немецкий ученый Фредерик Киппинг открыл силикон, а его бельгийский коллега Лео Хендрик Бэкленд изобрел фенолоформальдегидную смолу - эти открытия, перевернули мир, положив начало эре пластмасс. Долгое время пластмассу использовали в качестве заменителя натуральных материалов при производстве разнообразных бытовых приборов и утвари. Пластмассы хорошо подходили для создания обтекаемых, изящных форм, которых требовал стиль модерн. Однако в упаковочном производстве возможности пластмассы до второй мировой войны не нашли должного применения, если не считать декоративных крышек, бесплатных приложений и окошек в складных картонных коробках.

На войне пластмассовые упаковки получили большее распространение. Одним из самых ярких примеров стала производившаяся для американских солдат этилцеллюлозная фляга с завинчивающейся крышкой. В пластмассовые емкости упаковывалось оружие, медикаменты и продукты. Целлофановые обертки на американских сигаретных пачках и термоформованные блистер-упаковки для лекарств появились также во время второй мировой войны. После победы союзников пластмассовая упаковка постепенно стала входить в жизнь мирных граждан по обе стороны океана.

Полиэтилентерефталат (ПЭТ), впервые полученный в 1941 году английскими химиками Уинфилдом и Диксоном, в упаковочных целях начал использоваться лишь в начале 60-х годов. Из ПЭТ в эти годы стали производить ткани для мешков и мягких контейнеров, растягивающиеся и липкие ленты, неориентированные и ориентированные пленки, а затем и гибкие материалы для термоформования. В конце 70-х гг. специалисты фирмы «Du Pont Company» (США) научились делать из ПЭТ «преформы» и выдувать из них бутылки для газированных напитков. В России производство ПЭТ-бутылок было освоено лишь в середине 90-х годов.

Tetra Pak: от идеи к воплощению

«Еще ни разу в истории человечества математическая идея не находила столь удачного практического воплощения», - так отозвался о знаменитом тетраэдре Tetra Pak великий датский физик Нильс Бор. Действительно, история упаковки Tetra Pak началась с того, что шведу Рубену Раусингу пришла идея о создании принципиально новой экономичной и гигиеничной упаковки для молока и молочных продуктов. Но путь от идеи до воплощения оказался длиной в 24 года.

В 1929 году Рубен вместе со своим другом и единомышленником Эриком Окерлундом основал небольшое предприятие «Окерлунд и Раусинг». Предприятием не без успеха было создано несколько вариантов упаковки для муки, сахарного песка, других сыпучих продуктов. Однако с упаковкой для молока пришлось изрядно повозиться.

Знаменитая упаковка в форме тетраэдра была изобретена в только 1944 году. Как-то зимним вечером, когда Эрик Валленберг сотрудник фирмы Раусинга сидел дома с высокой температурой и мастерил из бумаги макеты упаковки, его осенило: идеальная форма – это тетраэдр, четырехгранная пирамида. Ее легко склеить и, что немаловажно, легко заполнить нужным содержимым. Она удобна, занимает мало места и супертранспортабельна. Но прошло еще несколько лет, прежде чем новую конструкцию удалось запустить в производство.

Первая упаковочная линия для производства упаковочных тетраэдров была сконструирована в 1952 году молочной ассоциацией «Лундаортенс». Она предназначалась для розлива сливок в упаковки объемом 100 мл. А в 1953 году на бумажные пирамидки Tetra Pak перешли крупнейшие молокозаводы Стокгольма. Затем их примеру последовали и другие шведские производители молока. За пределами Швеции первой оборудование Tetra установила компания Alster Milchwerk из немецкого Гамбурга. Так началось триумфальное шествие «пирамидки» Tetra по планете.

В 1961 году был разработан асептический вариант упаковки, резко увеличивший сроки хранения молочных продуктов, а в 1974 году канадская фирма Leiterie Cit впервые в мире упаковала в «кирпичик» от Tetra Pak сок. Сегодня компания Tetra Laval выпускает 90 млрд. упаковок в год, обеспечивая ими почти весь мир.

В 50-годы прошлого века безалкогольные напитки и пиво разливались в основном в стеклянные бутылки. Стеклянная тара, возвращавшаяся производителю для нового использования, занимала на складах супермаркетов много места. Поэтому супермаркеты в крупных городах Америки легкие напитки и пиво принимали на продажу только в жаркие месяцы. Частично проблему решила появившаяся в 1953 году консервная банка, выдерживавшая высокое внутренне давление пива, однако она была не пригодна для розлива газированных напитков. Окончательный успех банке принесли два технических новшества: изобретение алюминиевой банки в 1958 году и крышки с колечком, для которой не нужен консервный нож, в 1963 году. С проектированием колечка было немало трудностей, так как при вскрытии упаковки оно нередко отламывалось, и до содержимого уже было не добраться. Еще несколько лет ушло на проектирование колечка, которое вообще не отрывалось бы от банки. В 70-е годы The Coca-Cola Company практически полностью перешла на розлив своих напитков в алюминиевые банки и в появившиеся к тому времени ПЭТ-бутылки.

Вместо послесловия

Безусловно, самые совершенные «упаковочные проекты» созданы Природой. Сочную мякоть апельсина она защитила твердой кожурой, зародыш новой жизни надежно спрятала в скорлупе, душу и ту до поры заключила в телесную оболочку. «Человеку упакующему» предстоит еще многому научиться у матушки-природы. Так, что продолжение следует…


Автор:  Архангельская Ксения, Независимый бренд-консультант, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента УрГЭУ


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу
На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru