About packaging - For packaging

Планета штрихкодов. Часть II

Add articleSubscribe to News

25.03.2013

Комментариев: 1

Черно-белые полоски штрихкодов незаметно захватили нашу планету. Полосатые прямоугольники сегодня можно увидеть повсюду: на товарной упаковке, на деталях и комплектующих, на медицинских документах, почтовых отправлениях, книгах и даже удостоверениях личности.

См. также Планета штрихкодов. Часть I.

Глобальный язык для бизнеса

Надо сказать, что еще до принятия UPC, на складах, фабриках, в библиотеках и прочих автономных предприятиях и учреждениях применялись различные системы кодирования, применявшие свой собственный шифр. Однако после внедрения универсального штрих-кода любой промаркированный продукт мог быть легко идентифицирован в любом соответствующим образом оборудованном магазине или на складе. Безусловно, такая стандартизация потребовала от промышленных компаний и предприятий сферы торговли дополнительных расходов на закупку оборудования для организации автоматизированных рабочих мест. Однако через пару лет во всех торговых и промышленных предприятиях затраты окупались сполна. Что было вполне закономерным. Поскольку штрих-код печатался и считывался машинами, то обработка информации стала занимать гораздо меньше времени и проводится с более высокой точностью, чем ввод данных вручную. Скорость считывания позиций увеличилась в 20 раз, а количество ошибок сократилось с одной на 300 позиций до одной на миллион. В результате объем времени и количество сотрудников, необходимые для проведения учета и инвентаризации товара сократились в разы, что привело к значительной экономии денежных ресурсов.

В результате стремительного распространения штрих-кода обнаружилась новая проблема — проблема стандартизации и контроля. В самом деле, возникла острая необходимость в создании специального органа, который взял бы на себя заботу о регламентации применения штрих-кода, а также о регистрации и выдаче индивидуальных номеров новым предприятиям, желающим маркировать свою продукцию. Поэтому в Соединенных Штатах в сентябре 1974 года «Комитет по унификации кодов бакалейных товаров» был преобразован в «Совет по универсальному штрих-коду» (UCC), который и взял на себя указанные функции.

Разработанная и внедрённая система кодировки товаров UPC стала настолько популярной в супермаркетах в США и Канады, что европейцы также стали задумываться о её внедрении. Для этого было необходимо решить две ключевых задачи: предоставить производителям определённый диапазон кодов, отличных от американских, для кодировки производимых товаров и обеспечить магазинам возможность считывать как американские, так и европейские коды, причем желательно, чтобы на упаковке был только один, единый штрих-код, а не два кода (для США и для Европы). Стандартизацией и регистрацией кодов в странах Европы с февраля 1977 года стала заниматься «Европейская ассоциация маркировки товаров» (EAN) штаб-квартира, которой находилась в Бельгии. Именно этой организацией был разработан код EAN-13, практически полностью идентичный UPC. Ключевое отличие состояло в том, что UPC, содержит 12 цифр кода, тогда как EAN-13, кодирует 13 цифр. Коды UPC легко преобразуются в EAN-13 (но не наоборот). Это достигается простым и естественным для понимания человека способом — добавлением тринадцатой цифры.

С конца 80-х годов EAN International и UCC, стали активно взаимодействовать. В октябре 1990 года UCC и EAN International подписали соглашение о сотрудничестве в области совместного управления мировыми стандартами систем автоматической идентификации товаров, а в феврале 2005 года стали работать под единым брендом - GS1. Сегодня GS1 – это крупнейшая в мире международная добровольная некоммерческая неправительственная ассоциация, занимающаяся внедрением глобальных стандартов и решений, в области повышения эффективности и прозрачности цепей поставок во всех отраслях экономики, как на локальных рынках, так и в мировом масштабе. Стандарты GS1 - наиболее распространенная система стандартов для товарной нумерации и штрихового кодирования для цепей поставок во всем мире. Более миллиона компаний, практически, во всех странах мира применяют стандарты GS1 в повседневной практике.

GS1 включает в себя более 100 Национальных организаций. Европейская штаб-квартира организации находится в Брюсселе (Бельгия), американская — в Принстоне (Нью-Джерси, США). Ассоциация выдает глобально-уникальные 13-ти значные коды для товаров/услуг (GTIN, они же ранее UPC и EAN) и мест (GLN). Для услуг предусмотрен Global Service Relation Number (GSRN). В аппарат управления GS1 входят представители крупнейших товаропроизводителей - Nestlé, The Procter & Gamble Company, Unilever, представители влиятельнейших торговых сетей - Wal-Mart Stores, The Kroger Company, METRO Group и Tesco, а также главы нескольких Национальных организаций GS1. Нынешний слоган Ассоциации GS1 гласит - « GS1. The global language of business». И это действительно так, ибо благодаря многолетней работе GS1 штрих-коды стали по-настоящему глобальным языком для современного бизнеса.

Иные измерения

За четыре десятилетия существования универсального товарного кода, было разработано более 300 различных стандартов штрих-кодирования. Стандарты использовали различные алгоритмы кодирования. У каждого алгоритма существовали свои особенности такие, как минимальная и максимальная длинна данных, ограничения на размер штрих-кода и т.д. различные стандарты имели свои достоинства и недостатки и часто разрабатывались с учетом конкретной области применения.

Однако любые линейные символики позволяли кодировать лишь очень небольшой объём информации до 20—30 символов, обычно цифр. Поэтому штрих-код – долгое время был лишь ключом от базы данных, содержащей детальную информацию о продукте. Но многие пользователи нуждались в кодировании большего объема информации. Им требовался штрих-код, выполняющий роль портативной базы данных, а не ключа в ней. Решить эту задачу можно было с помощью двухмерного кода, в котором , в отличии от линейного кода, для хранения и расшифровки информации используются два направления на плоскости - вертикальное и горизонтальное. В результате по объему хранимой информации емкость двухмерного кода может в сотни раз превышать емкость одномерного, что позволяет отказаться от использования дополнительной базы данных.

Начало работ по созданию такого двухмерного кода относят к 1984 году, когда американская некоммерческая ассоциация Automotive Industry Action Group (AIAG) опубликовала стандарт для маркировки грузов и деталей, содержащий четыре поставленных один на другой штрих-кода Code 39. Эти коды содержали артикул детали, количество, отправителя и серийный номер. Однако первый по-настоящему двухмерный код был представлен американской фирмой Intermec Corporation в 1988 году, когда они предложили Code 49. С тех пор с целью создания максимальной по емкости портативной базы данных, размещенной в минимально возможном пространстве было спроектировано более 20 других систем (символик) двумерного кодирования. Двухмерные коды принято подразделять на многоуровневые и матричные. Многоуровневые штрих-коды исторически появились раньше матричных, и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов.

Наиболее популярным многоуровневым кодом является код PDF417, разработанный в 1991 году фирмой Symbol Technologies,. Название PDF происходит от «Portable Data File». Число «417» отражает структуру кода – штрих-код имеет длину в 17 модулей, состоящих из 4-х «штрихов» и «пробелов». Структура кода поддерживает кодирование от 1000 до 2000 символов в одном коде. Он используется в армии США и других американских государственных службах. Например, его наносят на карточки персонала для идентификации личности. Код PDF417 также можно встретить на товарах, документах, билетах.

Матричные коды в отличии от многоуровневых более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали. Они представляет собой частично заполненную черным красителем сетку из (в большинстве случаев) квадратных модулей - ячеек данных. Такой код считывается уже не линейным, а специальным площадным ридером. Одним из наиболее популярных форматов матричных кодов является код - Data Matrix, изобретенный в конце 80-х годов компанией International Data Matrix. Ключевое преимущество этой разновидности двухмерных кодов – их сверхмалый размер. С помощью Data Matrix можно поместить информацию в 50 символов на площадь размером в 2 квадратных миллиметра. При этом код может быть нанесен на поверхность различными способами печати. Все это делает Data Matix отличным кодом для маркировки малых объектов, к примеру, микросхем. Data Matrix также широко применяется в промышленности, в частности, этот код активно используют такие крупные компании как Intel, BMW, Mercedes Benz, Siemens, Philips, NASA, Vodafone.

Еще одной сверхпопулярной в последние два года разновидностью матричного кода является QR Code. Его название происходит от английского «Quick Response» – «Быстрый Отклик». Он был создан японской компанией Denso в 1994 году. При разработке QR Code фирма Denso сделала ставку на увеличение скорости считывания/декодирования информации. Представители компании утверждают, что им удалось достичь на порядок более высокого быстродействия - 30 этикеток в секунду (каждая емкостью 100 символов) против максимум 3 этикеток в секунду (такой же емкости) в кодировке Data Matrix или PDF417.

Сегодня QR Code успешно используется в рекламных коммуникациях брендов по всему миру: начиная от банальной ссылки на рекламный ролик или сайт компании, размещенной на рекламном щите и визитке, заканчивая целыми интерактивными стендами. К примеру, в южно-корейском метро международная торговая сеть Tesco разместила рекламные изображения, имитирующие витрины магазина с продуктами и товарами. Под каждым товаром был размещен QR-код, отсканировав который с помощью мобильного телефона, пассажиры метро могли на ходу заказать нужный товар, который доставлялся им курьером как раз к моменту их прихода домой. Такие интерактивные стенды позволили компании увеличить прибыль от доставки товаров на 130%.

Раз уж мы заговорили о покупках посредством мобильных устройств, нужно сказать, что в последний год появилось несколько мобильных приложений для iPhone и Android, позволяющих пользователям сканировать линейные штрих-коды товаров для совершения покупок с помощью смартфонов.

Одной из последних новинок в категории матричных кодов стал разработанный компанией Microsoft специально для мобильных фотокамер код Microsoft tag.

В отличие от QR, Data Matrix и других монохромных кодов, Microsoft tag может быть цветным. Помимо черного используется еще три цвета: Yellow, Magenta, Cyan. В штрих-коде этого формата вся информация закодирована в цветных точках в центрах треугольников. Все остальное поле может быть каким угодно. Это позволяет сделать штрих код действительно уникальным, размещая на нем различную тематическую графику.

Помимо двухмерных существуют и трехмерные или рельефные коды. На самом деле любой линейный, то есть одномерный код, тисненный на поверхности, какого либо предмета может быть трехмерным кодом. Трехмерный код считывается с учетом различий высоты, а не контраста, с целью различения штрихов и промежутков между ними, с помощью специального считывающего устройства. Этот код может использоваться, когда отпечатанные этикетки невозможно наклеить на поверхность или когда они могут быть повреждены в агрессивной среде.

Итак, в начале были линейные штрих-коды. Затем появились двухмерные и даже трехмерные. Что же может ждать нас в будущем? Весьма перспективной выглядит идея использования Bokode, разработанного компанией MIT Media Lab.

Название произошло от слова «bokeh», означающего эффект размытости изображения, размещенного не в фокусе, и «barcode», что в переводится как штрих-код. Прототип был представлен еще в 2009 году. Диаметр метки данного кода составлял всего несколько квадратных миллиметров. Сама метка состоит из светодиода, на который накладывается специальная маска и особой линзы. Этот элемент представляет собой ретрорефлективную (отражающую свет только под прямым углом) голограмму, для распознавания которой на нее нужно направить расфокусированную, то есть настроенную на бесконечность камеру. Такой код способен передавать в тысячи раз больше информации, чем линейные штрих-коды. Кроме того, его можно считывать с расстояния в несколько десятков метров. Потенциал применения Bokode-технологии довольно широк, хочется верить, что она займет достойное место в ряду других технологий штрихового кодирования.

Продолжение следует


Subscribe to our news in social networks and newsletter:

Source: Unipack.Ru

All rubric articles All articlesPrintable versionSearch

Other news on this subject:

Manufacturers and suppliers of production

Comments

25.03.2013 16:54Jktu

Интересный материал, ждем продолжения.

Discussion is ended

Unipack.Ru is presenting: companies units
Registered: users
We are in social networks:
Рейтинг@Mail.ru