Об упаковке - Для упаковки

RosUpack 2022 глазами портала Unipack.Ru

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

22.06.2022

Автор этих заметок по состоянию здоровья, к сожалению, пропустил выставку RosUpack этого года. Множество последних лет я был в некоторой степени «газами» портала Unipack.Ru на этой выставке. Во всяком случае, одной парой из множества любопытных и внимательных глаз портала. Рассказывал читателям портала обо всём интересном, что видел и слышал на выставке. В этом году не получилось приехать, так что портал своими публикациями стал для меня «глазами», «взглядом», пусть и онлайн, на выставке RosUpack.

Как только пошли первые сообщения о предстоящем экспомероприятии, как только начали меня, как постоянного гостя выставки и эксперта Unipack.Ru, приглашать устроители, я стал следить за всеми публикациями о выставке RosUpack 2022. По числу и составу участников выставки, по деловой программе, проходящей в рамках выставки, по планируемым в ней выступлениям становилось ясно, что состоится прекрасное мероприятие и, если не экстраординарное, то точно заметное в жизни упаковочной отрасли нашей страны.

Начнем с итогов

Так оно и получилось. Уже по итогам первых двух дней работы дирекция выставки отметила, что за эти дни выставку посетило 17200 человек. Что на 38% больше чем за первые два дня работы выставки прошлого года. И при таком наплыве общее число посетителей вполне может выйти на уровень выставки допандемийного 2019 года, а то и превзойдет его. А деловая программа… Ее охарактеризовал уже первый комментарий, отметивший большое число людей в залах и толковых, знающих проблемы выступающих.

Одним словом, ожидалось, что международная выставка RosUpack этого года побьет свои же предыдущие рекорды. Так и случилось. По ее окончании были приведены показатели. Число участников, 418 компаний из 18 стран мира и из более 50-ти регионов России, оказалось на уровне прошлого года. Более 23 тысяч посетителей по результатам трёх дней – это наибольший показатель за последние 7 лет. И еще одно интересное соотношение, которое никогда раньше не приводилось. По числу посетителей, приходящихся на одного экспонента, выставка поставила абсолютный рекорд за все время своего существования.

Конечно, выставке в этом году не удалось побить рекорд 2007 г. по числу экспонентов, когда в ней участвовали более 900 компаний из 40 стран мира. Его вообще вряд ли удастся побить – тогда была другая эпоха, и международная обстановка была другой, да и интернет не так был развит, и выставки были самой реальной возможностью делового контакта между производителями, продавцами и покупателями. Причем последние имели возможность осуществить одновременные контакты сразу с несколькими поставщиками.

Тем не менее, международная выставка RosUpack 2022, вне сомнений, оказалась грандиозным событием.

Проблемы упаковочной отрасли во всем ее разнообразии и пути их решения

Никто не сомневается, что у неофициальной, но весьма обширной упаковочной отрасли страны, куда входят тысячи предприятий, создающих упаковочные материалы, тару и прочие упаковочные средства, оформляющих упаковку, выпускающих технику для соединения упаковки и продукции, а также тех, кто упаковывает продукцию, есть в нынешнее время проблемы. В чем-то крупные, в чем-то мелкие, в чем-то обычные, в чем-то неожиданные.

И насколько можно судить по информации о выступлениях на мероприятиях деловой программы, ведущие специалисты отрасли, чаще представляющие крупные предприятия-лидеры, их прекрасно осознают. И что отрадно, нигде не было отмечено тональности в смысле: «Ах, беда! Ах, все пропало!». Наоборот, почти во всех выступлениях звучала мысль о том, что эти трудности надо преодолеть. И звучали предложения, как это сделать.

Традиционно ёмки и интересны были доклады генерального директора НКПак Александра Бойко и президента той же организации Владимира Чуйкова на экспертно-аналитической сессии «Индустрия упаковки 2022: как экономические и политические факторы влияют на развитие рынка». Но если Александр Гавриилович больше рассказал о мерах, предпринятых Правительством, Минпромторгом и ТПП, то в докладе Владимира Александровича была охвачена вся картина состояния упаковочной индустрии, и говорилось о буквально новой эпохе бизнеса. Он охарактеризовал ее как хрупкую, беспокойную, нелинейную, непостижимую. И чем скорее мы в нее встроимся, тем лучше. Одной из крупнейших опасностей он считает уход с нашего рынка зарубежных компаний. Угроза в том, что уходят эффективные собственники, генераторы идей. Если их бизнес в России перейдет к таким же собственникам, то все будет в порядке. Структурная же трансформация нашего бизнеса видится как продолжение курса на импортозамещение, развитие связей со странами БРИКС, АТЭС, ЕврАзЭС. А в результате должна образоваться новая модель российского бизнеса.

Не столь уж, казалось бы, большой, но все же немаловажный аспект, влияющий на упаковочный рынок, касающийся изменений сбережений населения, осветила на этой сессии Елена Шишова, заместитель руководителя группы исследовательской компании «Ромир». Изменения «подкожного запаса» средств народа вызывают изменение потребительского рынка, что не может не влиять и на рынок упаковывания.

Меры действуют

Вновь вернуться к мерам Правительства и прочих руководящих организаций заставил материал о выездном заседании Комитета по химической промышленности «Деловой России». Там высоко оценили эти меры. Но химики и сами предпринимают решительные шаги по увеличению производства химической продукции, в том числе, той, что связана с упаковыванием. Самое отрадное в этом сообщении то, что в индустрии большой химии сохранились научно-исследовательские центры и институты, у которых есть большой потенциал, и с которыми предприятия готовы работать. Значит, стоит ожидать у нас собственных новых технологий, в том числе, в производстве упаковочных материалов.

Ну, а о конкретных примерах появления технологий и выпуске упаковочной продукции речь пойдет ниже.

Проблемы той же отрасли и решение их, но в части полимерной упаковки

Конечно, в анализе ситуации в выступлениях специалистов от разных компаний были и противоречия. Но вполне допустимые. Видимо, вызванные разным подходом или тем, что пользовались они разными источниками, или тем, что оперировали они разными измерениями, например, в натуральном и денежном выражениях.

Например, на пленарной сессии «Полимерная упаковка. Состояние. Тренды и прогнозы развития» выступили руководитель направления отраслевых исследований IndexBox Marketing Екатерина Колина и руководитель отраслевых продаж сегмента «Упаковка» ПАО «СИБУР Холдинг» Сергей Роскошный. Оба докладчика говорили о полимерной упаковке и ее внутреннем рынке.

И оба отметили снижение спроса на полимерную упаковку. Причины этого назвали близкие, но в чем-то и разнящиеся. Больше вопросов по данному аспекту к Екатерине Колиной. Например, она считает, что одной из причин снижения потребности в потребительской гибкой упаковке является переход на мелкую (до 1 кг) фасовку. Такая тенденция есть. Но житейская логика подсказывает: чем больше будет меньших упаковок объемов, тем больше в сумме потребность в упаковке. У Сергея Роскошного логика более надежная. Например, трудно возразить против его утверждения, что потребность в транспортной упаковке снизилась из-за сокращения экспортных поставок из нашей страны.

Но если представитель «СИБУР» считает, что до конца года спрос на гибкую полимерную упаковку будет снижаться (по гибкой упаковке – на 5%, по жесткой – до 7%), то Екатерина Колина утверждала, что к концу этого-началу следующего года в итоге будет небольшой прирост. А в перспективе более крупный прирост и по итогам 2022 г., и тем более 2025 г. Причина этого, отметим, не столь существенного различия, видится, на наш взгляд, в том, что Елена оперирует объемами в денежном выражении, а Сергей в натуральном. Интересно, правда, что он под этим понимает: тонны или квадратные метры? Здесь цифры точно будут разниться.

Но в чем все выступавшие были единодушны, так это в том, что выход из проблем отрасли они видят в импортозамещении, как в производстве самих упаковочных материалов, так и тех сырьевых компонентов, которые ранее получали из-за рубежа. Сергей Роскошный, как представитель крупного предприятия реальной экономики, совместно с коллегой Данилой Могилевцевым рассказал, что для этого делается компанией и что уже сделано. В частности, для упаковывания молочной и соковой продукции, положение с которой сильно тревожило производственников и общественность еще в марте. Слишком зависимо производство молочной продукции и соков от импортной тары и упаковки.

На высокую зависимость от импорта в производстве полимерной упаковки, причем, не столько по самой упаковки, а ее сырьевых компонентов обратил внимание и Михаил Канцевман, президент НО «Союз переработчиков пластмасс». При этом он же отметил, что возможность сокращения этой зависимости у российских химиков есть.

В этом плане очень интересно сообщение другого представителя «СИБУРа» Дмитрия Исаева, сделанное на другой сессии, названной «Упаковка под санкциями. Управление изменениями и технологическое развитие в период турбулентности». Было рассказано о том, что создана марка полиэтилена, предназначенная для ламинирования материалов для асептической упаковки. Вот что крайне нужно молочникам и производителям фруктовых и овощных соков. Вот оно: сокращение зависимости от импорта.

Удивительно быстро на это среагировали и в Правительстве. Появилось сообщение о том, что вице-премьер Виктория Абрамченко рассказала об эксперименте по замене импортной картонно-алюминиево-полиэтиленовой асептической упаковки типа Tetra Pak и Pure-Pak.

Проблемы и решения в производстве других видов упаковки

Кроме производителей полимерной упаковки, широко, как можно понять, обсудили свои проблемы представители предприятий и организаций, связанных с выпуском других видов упаковки.

Так 9 июня прошла сессия «Современное производство гофроупаковок: проблемы и пути их решения».

Состоялась пленарная сессия «Перспективы импортозамещения во всех сегментах алюминиевой тары, упаковки и укупорочных средств». Обратил внимание на то, что, судя по сообщению на портале, там много говорилось о об экологичности и рециклинге алюминиевой упаковки. При ее переработке требуется только 5% энергии от той, что необходима для получения первичного металла. Отмечалось и практически бесконечное число возможных циклов возможной переработки. А так как алюминий обладает водоотталкивающими свойствами, большинство алюминиевой тары практически чисто и требует минимальных затрат на мойку. Сплошные плюсы. Но вот цифры о том, что в мире перерабатывается более 50% алюминиевой упаковки и 74% алюминиевых банок в Европе, честно говоря, не впечатляют. Мало это при той легкости переработки при максимальном сохранении природных ресурсов, в том числе, энергии и самого сырья. Тем более, что практика показывает, что просто валяющуюся банку встретить труднее, нежели другие виды упаковки. Народ хорошо собирает и сдает их.

Обсудили свои проблемы полиграфисты и дизайнеры упаковки. Не сомневаюсь, что, хотя я далек от проблем полиграфии, мне было бы крайне интересно присутствовать на сессиях по проблемам автоматизации и роботизации полиграфического производства упаковок и этикеток. Во-первых, если не ошибаюсь, эта тематика еще не поднималась на выставках, связанных с упаковыванием. Во-вторых, полиграфическое производство с его большими тиражами и высокой производительностью оборудования всегда было предельно автоматизировано. Иначе просто не может быть. Посему, как инженеру, мне, разумеется, интересно, что еще предлагается в этом вопросе на современном этапе.

В выступлениях на мероприятиях деловой программы RosUpack 2022 нашло очень точное отражение то состояние, в котором оказалась упаковочная индустрия страны, а также были предложены меры по улучшению положения. А что касается «ярмарочной составляющей», хотелось бы видеть ещё больше материалов. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», в нашем случае «прочитать». Тут я пожалел, что в этом году не смог лично присутствовать на ведущем экспомероприятии отечественной индустрии упаковки.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Все публикации компании Информация о компании

Другие публикации в спецпроектах:

RosUpack-2022

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru