Об упаковке - Для упаковки

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ…

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

03.06.2021

…конечно, по возможности экономной, как когда-то высказался тов. Л. И. Брежнев. Но в отношении громадного раздела народного хозяйства, называемого упаковочной отраслью или индустрией, всё куда яснее: экономика просто должна быть.

Вновь задуматься над этим вопросом заставил проект «Программы учебных курсов подготовки специалистов для работы в упаковочной индустрии», который должен быть опубликован в третьем номере журнала «Тара и упаковка» за этот год. Так что можно надеяться, что «широкие круги» упаковочной общественности смогут ознакомиться с ним уже во время проведения выставки RosUpaсk-2021. Автору этих строк проект был любезно прислан из редакции журнала, чтобы он мог совместно с другими специалистами в области упаковывания ознакомиться с документом заранее и сделать какие-то замечания по нему.

Сможем ли обучить студента?

Сразу скажу, что данный документ, подготовленный уважаемыми специалистами, связанными с упаковыванием, Г. К. Хмелевским и В. А. Кулаковым, весьма интересен и полезен. Больших замечаний к нему не возникло, науки, которые должны изучить молодые кадры, указаны верно. Все они нужны будущему специалисту.

Г. К. Хмелевский

В подпункте 3.4 Программы «Обзор основных факторов, влияющих на выбор упаковочного решения» содержатся экономические факторы. Под ними понимаются: стоимость используемого упаковочного материала и упаковки, а также экономическая целесообразность использования для выбранного упаковочного решения специальных консервирующих и обеспечивающих защиту товаров и продукции веществ.

В этом отношении вопросов к авторам программы нет, разве что данных факторов по существу больше. Без экономических, точнее, технико-экономических исследований наладить достойное, всесторонне оправданное упаковочное производство не получится.

Невольно задумался: а сможем ли рассказать молодым кадрам об экономических факторах? Или шире: есть ли у нас в стране какие-либо экономические исследования в области упаковок и упаковывания? Есть ли вообще экономические науки в этом вопросе?

Давняя проблема

Еще в январе 2013 г. во время круглого стола «Актуальные проблемы подготовки в упаковочной индустрии», проводимого в рамках выставки «Упаковка/УпакИталия», профессор РЭУ им. Плеханова Т. И. Чалых отметила отсутствие экономических исследований в области обширнейшей упаковочной отрасли страны, охватывающей индустрию производства самых различных упаковочных материалов и упаковок, упаковочное машиностроение и великое множество разнообразных предприятий, упаковывающих свою продукцию. Приведём цитату из её выступления: «Экономики упаковки и упаковочного производства в принципе не существует… а ведь это прекрасное, очень важное и нужное направление».

Какие-то исследования в общей индустрии упаковывания, вне сомнений, существуют. Но до нас они доходят косвенным путем. «Пищевая упаковка – драйвер производства полимеров» – подобную фразу в разных вариантах не раз приходилось слышать от представителей предприятий химии полимеров. В том числе на официальных мероприятиях. Например, в январе 2018 г. на II международной конференции «Рынок гибкой упаковки, жёсткой и полужёсткой тары» представитель редакции «Полимеры» компании «Химкурьер» А. Марценюк просто заявил: «Прирост производства полимеров происходит, прежде всего, за счёт упаковки». Причем прирост не только количественный, но и качественный. Выпускаются упаковочные средства с новыми барьерными свойствами. А предугадать потребность в таких материалах невозможно без исследований, в том числе, экономических. В мощной химической промышленности, где сохранились отраслевые НИИ корпоративного и федерального подчинения, вне сомнений, экономика существует. Да и фраза про «драйвер» невозможна без экономических исследований.

То же касается и производства других упаковочных материалов: бумаги, картона, жести и прочего.

Можно ли применить знания, открытые сведения о которых были опубликованы 35 лет назад?

Увы, не берусь утверждать, что существует хотя бы в теории экономика непосредственного упаковывания. Если и есть, то где-то «в подполье». Потому что единственной книгой, в которой затрагивались эти вопросы, является изданный в 1987 г. переводной учебник под названием «Организация упаковки продовольственных товаров». Там имеются две главы, названные «Экономика упаковочных материалов» и «Экономическая эффективность упаковки». Только на две эти главы автор пособия, венгерский исследователь технологии упаковывания д-р Б. Мадьяри-Косса (B. Magyari-Kossa) отвёл лишь 18 страниц. Да и приведенная там информация (на мой взгляд, толковая) с 1982 г. (год издания на венгерском языке), могла хотя бы частично, но устареть.

По наблюдениям, при создании потребительских упаковок руководитель упаковывающего продукцию предприятия задумывается об экономике лишь в её части. Даже на самом малом предприятии при самых мелких объёмах производства фасование и упаковывание осуществляется на механических устройствах. С бόльшей или меньшей степенью автоматизации – другой вопрос. Просто все знают, что без механизации получить достойную упаковку, к которой потянется покупатель, невозможно. Экономика же требуется в вопросе срока хранения упакованной продукции. Какой материал или тара оптимальны? Применять ли какие-то способы, увеличивающие срок годности или улучшающие свойства продукта?

А вот групповое и транспортное упаковывание практически везде осуществляется с использованием ручного труда. Хотя и есть сейчас разнообразная техника, облегчающая труд работников на этих операциях. Допускаю, что хорошие экономические исследования, подкрепленные технической проработкой вопроса, могли бы подтолкнуть к механизации и автоматизации процессов получения групповых упаковок. В итоге выгоду бы получили и сами упаковывающие предприятия, и заводы, выпускающие технику для группового упаковывания, и, инжиниринговые компании, осуществляющие подбор и установку техники в комплексе.

Вместе с тарой возим и воздух

Пока же нередко бросаются в глаза неудачные упаковочные решения, которые, вне сомнений, не были бы приняты в условиях развитой экономики упаковывания.

Молочная ферма вблизи областного центра в Черноземье снабжала миллионный город прекрасным молоком в 3,5-4 % жирности, установив сеть автоматов по продаже продукта. Тару для наполнения можно было использовать свою или приобрести тут же ПЭТ-бутылку. Автор этих строк в своё время побывал на экскурсии на той ферме и до этого, честно говоря, не представлял, что древнее молочное производство может быть так автоматизировано и компьютеризировано. Только вот бутылки для молокоматов возили за 70 км. Удивительно, что, осуществив такие капиталовложения в ферму, в социальные условия жизни села, в котором расположена ферма, закупив дорогостоящие молокоматы, руководители предприятия не догадались приобрести и технику для выдува ПЭТ-тары, чтобы в буквальном смысле не возить воздух за 70 верст.

В данном случае речь идёт о сравнительно небольшом предприятии. Но такие же ошибки, бывает, встречаются и у куда более солидных компаний. Года три назад на мероприятии в рамках деловой программы одной из московских выставок представитель крупной торговой сети рассказывала о внедряемой логистике доставки товаров. В целом предлагаемая система мне понравилась. Кроме одного пункта. Полимерные контейнеры, в которые будет фасоваться часть продукции, предполагалось изготавливать в одном месте и доставлять их на «точки», раскиданные по всей европейской части страны. По моей просьбе были продемонстрированы контейнеры, которые предполагалось изготавливать. Так вот, при доставке некоторых контейнеров «возить воздух» явно придётся на куда более длинные расстояния.

Известно, что на крупном консервном производстве (чаще это предприятия. сохранившиеся с советских времен) имеются тарные цеха, в которых из белой жести изготавливаются консервные банки. А вот на мелких предприятиях тару получают от сторонних (в основном, тоже небольших) предприятий. Невольно задумаешься: сколько километров прошли эти банки, прихватив и «воздух», прежде чем их заполнили и закатали? Насколько выгодно такое разделённое в пространстве производство?

Вызывает интерес упаковочный прогресс

Большой интерес у автора этих заметок, бывшего конструктора упаковочного оборудования, вызывает изменение принципиального построения этой техники. В 1950-е-80-е годы основной тенденцией построения упаковочного оборудования, как, впрочем, и построения пищевой техники в целом, была тактика использования минимального числа эдектродвигателей, в идеале – одного. Этот двигатель придавал вращение головному валу машины. А от него посредством различных передач получали движение все исполнительные механизмы.

Сейчас изменилась техника, главное, средства управления. Ныне принято строить машины так, что каждый исполнительный механизм имеет свой привод, управляемый с единого пульта. Достоинства такого построения очевидны. Машина проще в изготовлении, легче в наладке и переналадке, а значит, в целом в эксплуатации.

Но… Сумма потребления электроэнергии множеством двигателей будет всегда больше потребления одним, пусть и более мощным, двигателем. Под каждый привод используется свой редуктор, часто червячный. А КПД червячной передачи «как у паровоза», порядка 50%. Как это согласуется с нынешними требованиями уменьшения потребления электроэнергии, сокращения вредных выбросов в атмосферу и прочими экологическими опасениями?

Техническая обоснованность применения раздельных приводов понятна. Но насколько это обосновано экономически, с точки зрения потребления электроэнергии и себестоимости техники?

Ничего не вижу, ни о чём не слышу

Экономика упаковочных производств (это слово в единственном числе тут точно не подходит) – обширная сфера для приложения экономических наук, то пространство, где есть возможность подготовить кандидатскую и докторскую диссертацию.

Вполне возможно, что такие исследования есть и даже наличествует защита диссертаций. Автору этих строк, волею судьбы посвятившему трудовую деятельность упаковочной технике, было бы интересно об этом узнать и прочесть некоторые работы этого плана. Только вот сведений о них в популярной упаковочной прессе нет.

Как специалисту автору этих строк жаль, что единственный сохранившейся журнал данной направленности «Тара и упаковка» не является «ваковским». Тем более, таким статусом не обладает и крупнейший российский портал упаковочной индустрии Unipack.Ru. Думается, что стоило бы на портале сообщать в виде новостей или кратких заметок о научных работах в сфере упаковочной экономики. И лучше с указанием, где можно увидеть более полную информацию. На портале мы регулярно видим сообщения о разработке новых упаковочных материалов в лабораториях производственных гигантов и учебных заведений. Встречаются новые предложения о технологиях упаковывания. Не говоря уже о новых конструкциях упаковочных средств, предложенных профессиональными дизайнерами, российскими студентами и их преподавателями. Хорошо бы нечто подобное увидеть и по экономике упаковочных производств во всём их многообразии.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru