Об упаковке - Для упаковки

Тенденции и проблемы российского рынка упаковки

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

31.03.2021

Комментариев: 1

Александр Бойко, генеральный директор Национальной Конфедерации упаковщиков (НКПак) выступил 30 марта 2021 г. на онлайн-мероприятии из цикла Future Factory («Фабрика будущего»), организованном ICE – Агентством по продвижению за рубежом и интернационализации итальянских компаний, в сотрудничестве с ассоциацией итальянских производителей полиграфического оборудования ACIMGA. Проект Future Factory является частью дорожной карты движения к предстоящей отраслевой полиграфической выставке Print4All, которая пройдет 3-6 мая 2022 г. в Милане (Италия).

В своём выступлении Александр Бойко рассказал о ситуации на российском рынке упаковки. По данным всемирной упаковочной организации WPO, российский рынок упаковки входит в десятку крупнейших мировых рынков: его оборот превысил 16,5 млрд евро, что составило порядка 115 евро на душу населения в год.

В предыдущие периоды динамика рынка упаковки коррелировала с динамикой показателей перерабатывающей промышленности. Особенностью 2020 г. стало расхождение трендов рынка упаковки и макроэкономическими тенденциями. Динамика в этот период превзошла показатели прошлых лет. Упаковочная отрасль в России не пострадала от пандемии так, как некоторые сегменты рынка товаров широкого потребления. Спрос на упаковку был поддержан ростом производства пищевых продуктов, прежде всего, товаров длительного хранения, средств гигиены, фармацевтики, алкоголя. В секторе гофротары наблюдался рост, а производство картонных коробок сократилось. Довольно сильно выросло производство и потребление гибкой упаковки, жёсткой полимерной тары, а также стеклянной и металлической тары.

В результате введения ограничений, связанных с пандемией, изменилось покупательское поведение. В обиход вошёл термин «экономика социального дистанцирования», который касается не только поведения людей, но и взаимоотношений государства и промышленности. По словам Александра Бойко, новая реальность меняет структуру и модели потребления, влияет на приоритетность каналов закупок, даёт новые потребительские тенденции, некоторые из которых исчезнут после пандемии, а другие останутся.

Прирост производства пищевых продуктов в 2020 г. составил порядка 6% по сравнению с 2019 г. Самый большой рост зафиксирован в секторе фармацевтической продукции – 17,8%. В целом промышленное производство в период пандемии просело. Хотя динамика производства по обрабатывающим отраслям отрицательная, но спад неглубокий по сравнению с рядом других отраслей.

Говоря о развивающихся тенденциях, Александр Бойко выделил разумное потребление, тренд на домашнее питание, беспокойство о здоровье, бесконтактные закупки, сокращение числа походов в магазин, развитие омниканального выбора покупок, активное потребление онлайн, создание единой мультиформатной цифровой экосистемы и др. Расширился ассортимент упаковки в соответствии с потребительскими предпочтениями, например, специальная упаковка для торговли онлайн, герметичная упаковка и пр. Настало время для новинок: появляются новые продукты и СТМ. Ускоряются сроки разработки новых упаковочных решений.

Рынок, естественно, отреагировал на изменения. Проявились следующие тенденции: снижение негативного отношения к полимерной упаковке; опережающий рост рынка полимерной упаковки; повышение спроса на одноразовые изделия; персонификация упаковочных решений; рост значения логистики при разработке упаковочного решения, перевозки становятся дороже, и это привело к тому, что география упаковочного производства существенно расширилась (если несколько лет назад производство упаковки концентрировалось в крупных городах, то сегодня предприятия упаковки широко представлены на всей территории России); расширение использования вторичного сырья и биополимеров (рост производства макулатурных картонов, приведший в 2020 г. к дефициту и удорожанию макулатуры); ужесточение требований по охране окружающей среды (в 2022 г. наши промышленные потребители упаковки обязаны обеспечить сбор всех отходов упаковки или платить экологический сбор).

Александр Бойко отметил стремительный рост торговли онлайн именно в 2020 г. Согласно исследованиям, 42% опрошенных планируют покупать продукты питания в интернете и в следующем году. Со смартфонов совершается 49% покупок онлайн. Если обратить внимание на возраст, то на вопрос: «С какой вероятностью вы будете покупать продукты питания в интернете в течение следующих 12 месяцев?» положительно ответили 55% населения в возрасте 45-64 лет, 42% людей в возрасте от 25 до 44 лет и 40% молодёжи из возрастной группы 18-24 года.

Структура российского рынка упаковки имеет следующие пропорции: доля картонной и бумажной упаковки составляет 36%, гибкой упаковки – 20%, жёсткой полимерной тары – 18%, стеклотары – 12%, тары и упаковки из металла – 10%, и прочей упаковки – 4%. Адександр Бойко остановился на состоянии рынка упаковки из гофрокартона, которая наглядно демонстрирует происходящую в этой области консолидацию. Так, десяти крупнейшим компаниям принадлежит половина её производства. По мнению Александра Бойко, эта тенденция продолжится в будущем. Интересно, что в течение всего 2020 г. в динамике производства гофроупаковки наблюдались большие колебания – от прироста на 10-12% до падения на 3%.

Полимерная упаковка в России всегда была обособленной, и отношение к ней неоднозначно до сих пор. «С одной стороны, все мы понимаем, что она позволяет обеспечить длительные сроки хранения продуктов и что она относительно менее затратна. С другой стороны, многие виды полимерной упаковки всё чаще подвергаются критике. В 2020 г., когда безопасность вышла на первый план, полимерная упаковка значительно укрепила свои позиции», – отметил Александр Бойко. Принятая в 2014 г. концепция расширенной ответственности производителей во время пандемии несколько забуксовала, так как население требовало обеспечения максимальной безопасности товаров. А эта максимальная безопасность обеспечивалась именно полимерной упаковкой. До 2014 г. прирост производства в этом секторе составлял 10-12%. Этот рост несколько замедлился с 2015 по 2019 гг. А в 2020 г. произошёл резкий рост производства и потребления полимерной упаковки.

Однако, по мнению Александра Бойко, основные ценности упаковочного рынка будут сохраняться и в ближайшие годы. Для российских производителей упаковки актуальными темами являются: озабоченность вопросами переработки; всё большая индивидуализация работы с заказчиком; постоянный поиск баланса «цена-качества»; подстройка под увеличение автоматизации процессов заказчика; повышение адаптированности упаковки под логистические процессы. Для заказчика актуальны: соответствие индивидуальным техническим требованиям; адаптированность под продукт; соответствие цены и качества; надёжность поставщика. Для конечного потребителя упакованного продукта важны: удобство; функциональность; возможность быстро найти любимую марку; получение достоверной информации; безопасность для здоровья; соответствие индивидуальным требованиям; экологичность.

Александр Бойко поделился прогнозами относительно развития рынка упаковки. В сфере влияния экономики и демографии тенденции на ближайшие годы следующие: увеличение числа мелких домохозяйств; рост розничного товарооборота; адаптация упаковки мировых брендов к специфике быстроразвивающихся стран. В сфере экологической ответственности речь пойдёт о соответствии брендов всё более жёстким экологическим показателям; повышении интереса к обеспечению устойчивого развития; внедрении экологически устойчивых материалов. В сфере безопасности для здоровья: сохранность продукции; подтверждение качества. С точки зрения повышения роли потребителя, актуальны повышение удобства для потребителя; большая взаимосвязь товара с потребителями посредством упаковки; вовлечение потребителей в борьбу с подделками. Конкуренция на рынке упаковки обостряется, и, с этой точки зрения, важны разработка упаковки для оптимального размещения в магазине; премиализация упаковки. Российский рынок сегодня характеризуется острой конкуренцией. Во многих секторах производство превышает спрос. И эта тенденция сохранится в ближайшие годы.

Существуют и реализуются масштабные планы развития упаковочного производства. Важную роль здесь играет Фонд развития промышленности, который помогает нашим предприятиям в развитии их производств.


Автор:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

31.03.2021 10:40vlulyanov

Спасибо и докладчику и автору материала. Александру Гаврииловичу за подробный. акцентированный и снабженный обоснованиями доклад. Михаилу Алексеевичу за подробное и толковое изложение. Как будто сам побывал в зале. В изложении так и слышу интонации А. Г. Два вопроса. 1) Проценты по материалам: это на основании чего? Стоимости, массы, квадратных метров? По всем этим показателям проценты будут разные. 2) Гибкие материалы - это надо понимать пленки с участием полимеров?

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru