Об упаковке - Для упаковки

Проблемные зоны и перспективы индустрии напитков

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

17.03.2021

В день открытия международной отраслевой выставки производства напитков Beviale Moscow 2021, которая проходит с 16 по 18 марта в Москве, в рамках деловой программы состоялась научно-практическая конференция «Упаковка и этикетка для напитков, тренды и вызовы рынка». Мероприятие провёл Александр Бойко, генеральный директор Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак).

На конференции выступил Виктор Кухарский, директор Научно-образовательного центра дизайна упаковки с обстоятельным докладом «Проблемные зоны индустрии напитков в России», в котором рассказал о текущем состоянии рынка, его общих тенденциях и перспективах. По оценкам Виктора Кухарского, прошлый год для отрасли в целом прошёл довольно успешно. В некоторых сегментах произошла стагнация (группы соков, кваса), что тоже неплохо. Но в целом даже зафиксирован рост. В частности, рост наблюдался в сегменте воды, сладких напитков.

Докладчик выделил три проблемные зоны отрасли производства напитков. Это, во-первых, охлаждение потребителя к брендам и экспансия СТС. Во-вторых, застой в сфере упаковки и недоиспользование новых возможностей. И, в-третьих, агрессивное вторжение экотемы в процесс производства, в отношение к брендам, в отношение к упаковке. Эти проблемные зоны взаимосвязаны. Бренд напитка неотделим от дизайна, а тара и упаковка после использования создаёт проблемы для экологии. Способ решения этой проблемы может повлиять и на отношение к самому продукту.

На российском рынке напитков в группе соковой продукции для взрослых отмечен бурный рост производства сокосодержащих напитков и морсов (+ 108% за три года с 2017 по 2020 г. до 291,9 млн условных банок). Это говорит о том, что потребители настроены на здоровые и природные напитки. Виктор Кухарский называет это тенденцией к разнообразию.

Пока во время пандемии люди сидели дома, усилилась тенденция к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Значительно выросло производство бутилированной воды. Этот тренд затронул даже такую «нездоровую категорию», как сладкая вода. Внутри данной категории опережающими темпами растёт производство безалкогольных напитков на природной минеральной воде. Как правило, экономический кризис не отражается на детях и животных. В наши дни к ним прибавилась ещё одна категория – фанаты ЗОЖ. Люди вкладывают средства в своё здоровье, понимая, что это главный капитал человека.

Докладчик также коснулся темы конкуренции между брендами и СТМ в сфере напитков. Некоторое время назад СТМ не пользовались особым вниманием ни потребителей, ни производителей. Однако в последнее время здесь замечается значительный поворот. Безалкогольная сладкая вода не является чем-то новым, но доля её в розничной торговле составляет 30%-40% продаж. Оставшиеся 50%-60% распределяются между знаменитыми супербрендами Coca-Cola и Pepsico. Для кваса и минеральной воды доля СТМ составляет 10%.

На российском рынке доминирует тенденция к удешевлению расходной части производства. В этих условиях разница по качеству между СТМ и брендами практически нивелируется. СТМ сильна в своём ассортименте. По оценке ретейла, примерно 60% потребителей отдают предпочтение брендам. Однако, попробовав однажды продукт СТМ, он начинает доверять этой марке. И это доверие уже распространяется в целом на СТМ.

До 2019 г. развитие СТМ в России сдерживалось промодавлением. Бренды могли себе позволить хорошие промоакции, что позволяло им держать значительную долю рынка. По словам Виктора Кухарского, в 2020 г. промоакции были запрещены, и началось увеличение продаж товаров СТМ. Результаты опросов потребителей показывают, что предпочтение СТМ – это не вопрос цены, а вопрос доверия. По данным Nielsen (2021), 62% потребителей в целях экономии купят любой товар со скидкой, а ещё 61% попробуют новый бренд. Кроме того, 37% потребителей выберут самый дешёвый товар, и 20% переключатся на товары под СТМ. Источники доверия к СТМ – предпочитаемый продавец, любимое место покупок, а также позитивный опыт потребления всех СТМ в сети во всех товарных категориях.

Ещё одно интересное наблюдение. В наши дни бренд напитка должен жить в ритме соцсетей. Здесь важны: открытость – стремление бренда рассказать как можно больше о себе; адаптивность – постоянные изменения, проявление внимания к потребителю, доказательство заинтересованности в нём.

Отдельно Виктор Кухарский коснулся глобальных тенденций рынка упаковки, среди которых экологический тренд, возрастание роли электронной торговли, оптимизация и «цифровизация» логистики, а также «кастомизация» упаковки, то есть большая персонализация, вариативность дизайна.

Ежегодный прирост мирового рынка упаковки для онлайн-торговли составляет 14%, а объём этого рынка составит в 2023 г. 65 млрд долл. США.

Виктор Кухарский, говоря о российских производителях напитков, высказал мнение о том, что, пребывая в эйфории от роста, они вряд ли задумаются о том, что нужно что-то менять. Он считает, что необходимо непрерывно развивать эргономику упаковки. Даже бутылки растительного масла меняют свою эргономику. Однако бренды воды и сладкой газировки остаются неизменными по много лет. Нередко в результате ребрендинга эргономичность упаковки не повышается, а понижается.

Другая важная вещь, необходимая производителям, – это выбор новых материалов, в том числе для упаковки. По мнению Виктора Кухарского, привычное сочетание тары из ПЭТ и крышки из ПНД скоро закончится.

Ещё одна важная тенденция – это приоритет вторичной переработки. В настоящее время растёт внимание к целям устойчивого развития. Производство напитков – один из главных факторов замусоривания окружающей среды отходами тары и упаковки, прежде всего пластика. Эта тенденция вызывает ужесточение экологического законодательства в развитых странах. Зелёная экономика к нам стучится в дверь.

Правительство Российской Федерации с 01.01.2019 г. ввело запрет на захоронение отходов пластмасс, которые могут быть эффективно переработаны. По словам Виктора Кухарского, одним запретом решить проблему невозможно. Сначала по всей России при поддержке государства необходимо создать новую отрасль по переработке пластиковых отходов, потом заниматься регулированием. С этой инициативой обратился к правительству Союз переработчиков пластмасс на своём форуме в феврале текущего года.


Автор:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru