Об упаковке - Для упаковки

2020-Й – ГОД "ВИРУСНОЙ" КРЫСЫ: КАК ОН ОТРАЗИЛСЯ НА УПАКОВОЧНОЙ ИНДУСТРИИ

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

29.12.2020

Часть 2

Продолжим подводить итоги уходящего года мировой индустрии производства и потребления упаковки и прочего, что с этим связано. И чаще итоги оказываются противоречивыми.

Сразу стоит отметить, что противоречивые сообщения о положении упаковочной индустрии касались практически всех её секторов, в частности, производства упаковочной техники.

Стоит ли паниковать?

Самые противоречивые сведения об этом рынке, как ни странно, приходят из ведущей в этой области страны – Германии. Иной раз – оптимистичные, другой – полные пессимизма. Порой – на грани паники.

Вот два сообщения самого конца года. Восторг от увеличения заказов на упаковочное оборудование в октябре в сообщении, размещённом 11 декабря. Поступление заказов выросло на 17% по сравнению с октябрём прошлого года. При этом с тревогой говорится о парадоксах в поступлении заказов в сентябре. Главное, по множеству приведённых процентов роста и падения величин заказов, на мой взгляд, не совсем ясно, какое истинное положение с потребностями в упаковочном оборудовании. В принципе, так же, как и на упаковочные средства, возможны временные отрезки роста и падения спроса и на оборудование.

Американские машиностроители в этом плане дают более уверенные и оптимистичные прогнозы и сведения. Ранее говорилось о планах выхода на немецкий рынок, что невозможно задумать при трудностях внутри страны. А вот на портале прошло сообщение о росте рынка оборудования для производства пластмасс.

И снова к Германии. Под самый конец года оттуда пришло сообщение, что в индустрии упаковки страны индекс делового климата повышается. Так стоило ли тревожить упаковочную общественность несколькими предыдущими негативными сообщениями? Тем более, что никаких особых поводов для серьёзных тревог в них не было. Хотя в стране под самое Рождество ввели жёсткие ограничительные меры из-за пандемии коронавируса. И ещё неизвестно как отразятся на отрасли эти новые ограничения.

А что же «экологи»?

Термин «экологи» взят в кавычки не случайно. Имеются в виду кликуши, которые, крича «Всё пропало! Гибнем!», действуют в основном по принципу «запретить и не пущать». Запретить полимерную тару и одноразовую посуду, которые во многом препятствуют распространению Covid-19. В трудное время такие речи должны, казалось бы, утихнуть, или, по крайней мере, притихнуть.

Притихли… Но не совсем. Раздаются все-таки их заклинания. Вот британские «зелёные» заявляют: одноразовые защитные маски, да ещё, подумать только, использованные, т. е. заразные, засоряют природу! Или вот проблема поднятая теми же британцами: «Темза загрязнена микропластиком». Удивительно «вовремя» поднята тема. А то британскому правительству или общественности во время пандемии заняться больше нечем. Не под воздействием ли таких вот воплей известный производитель макаронных изделий убрал прозрачные окошки с пакетов со своей продукцией?

Удивительное рядом

Казалось бы, индустрия переработки полимеров в условиях увеличения потребления упаковки должна процветать. Но, удивительно, что и тут возникли проблемы. И если снижение уровня переработки в Ирландии продолжается несколько лет и началось задолго до событий этого года, то в других странах это явление напрямую связывают с пандемией. В Евросоюзе вообще возник вопрос: не находится ли экономика замкнутого цикла под угрозой? В стране-лидере единой Европы – Германии – вопрошают: не находится ли накануне краха рециклинг пластмасс? Винят в том снижение цен на нефть в условиях пандемии. И это в Германии, которая занимает лидирующие в мире позиции в переработке пластмасс! И в Европе, и непосредственно в Германии просят помочь индустрии переработки политическими мерами.

Ну, а что же политики?

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) вводит новые правила в отношении отходов пластика, явно затрудняющие его перемещения между странами.

Евросоюз вводит новый налог на отходы пластиковой упаковки, несмотря на вполне обоснованную критику немецкого союза переработчиков пластмасс. Да и при всей возможной полезности налога и правил, вводить их в разгар сложностей для экономики, на наш взгляд, не стоило бы.

В том числе наши?

То, что международные и национальные руководящие органы даже в сложных условиях не ослабляют внимания к проблемам упаковки, включая её утилизацию, не вызывает сомнений.

Это относится и к нашей стране. Правительством РФ в июле сформировало рабочую группу по обновлению подходов к утилизации отходов упаковки, а по сути доработки новой концепции расширенной ответственности производителя (РОП) по утилизации отходов в России. А к концу года группа уже представила свои предложения.

Торгово-промышленная палата РФ – неправительственная, но очень уважаемая организация. Под её эгидой состоялось несколько мероприятий. В конце лета прошёл вебинар на тему рынка упаковки России и мира. Участие в «семинаре на удалёнке» приняли более 300 экспертов, среди которых весьма уважаемые в упаковочном мире люди. Жаль, что в сообщении не говорится: были ли выработаны какие-либо хотя бы рекомендации для отрасли? А в конце осени была обсуждена проблема развития отрасли выпуска упакованной питьевой воды.

Самое же приятное для отечественного пищевого, а значит, и для упаковочного машиностроения заключается в том, что программа Правительства РФ поддержки этого сектора производства сохраняет свое действие.

И напоследок

И всё-таки, похоже, что большинство населения планеты до конца не осознало, какую роль играет упаковывание продукции, больше пищевой и медицинской, в экстремальных условиях, особенно в мировом масштабе, как это произошло в этом году. Поэтому, как только вирус хоть немного отпустит хватку, вновь начнутся активные гонения на упаковку, особенно полимерную. А уж под воздействием таких призывов правительства опять начнут принимать меры, нередко драконовские. И это несмотря на предельно обоснованную критику огульных и массовых запретов, которые должны применяться только в исключительных случаях.

В итоге можно сделать вывод, что для мировой упаковочной индустрии в этом году сложилась уникальная, хотя и противоречивая обстановка, которая продлится и в наступающем году (по крайней мере, в части года): на неё действует общий мировой экономический кризис, вызванный пандемией, а с другой стороны – в условиях той же пандемии возрастает значение упаковывания продукции.

***

Так что парадоксы упаковочном рынке, как мировом, так и в отдельных странах, вполне понятны. Отсюда противоречивые, а то и просто противоречащие друг другу сообщения из упаковочного мира, мнения, вступающие часто в конфликт. Понятно, что эти противоречия не могли не отразиться в новостях, статьях, пресс-релизах и прочих материалах, публикуемых на портале Unipack.Ru. Понятно, что режим изоляции, различные ограничения, отмены важных отраслевых выставок плюс работа на удалёнке осложнили работу редакции портала. Однако, судя по тому, как тщательно и исключительно по делу сотрудники редакции подбирали и публиковали информацию, им удалось их преодолеть. Всем упаковщикам страны стоит выразить им искреннюю благодарность за это. Портал стал в условиях полной или частичной изоляции нашими «глазами и ушами» в упаковочном мире.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Добавить комментарии

Последние комментарии Правила обсуждения материалов на Unipack.ru

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru