Об упаковке - Для упаковки

Россельхозбанк провел отраслевую агросессию по развитию молочной отрасли

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

22.07.2020

Третью агросессию по актуальным вопросам развития АПК Россельхозбанк посвятил рынку молочной продукции. Участниками агросессии стали представители Минсельхоза РФ, Национального союза производителей молока, бизнес-сообщества, в том числе торговых сетей, и фермеры.

Во вступительном слове Председатель Правления АО «Россельхозбанк» Борис Листов отметил высокую значимость молочной отрасли для мирового продовольственного рынка, и для России в частности. Он привел данные ООН, согласно которым на молочный сектор приходится около 14% мировой торговли сельхозпродукцией, а годовое потребление молочных продуктов составляет около 16% от всех видов пищи. «В нашей стране тоже сильны традиции потребления молока и молочных продуктов, которые занимают важное место в ежедневном питании россиян. Поэтому нам необходимо достичь высокого уровня самообеспечения». Борис Листов напомнил, что целевой ориентир самообеспечения по молоку и молочным продуктам, который установлен Президентом в Доктрине продовольственной безопасности, — не менее 90%. «И мы постепенно решаем эту задачу. Рынок молока достиг высокого уровня зрелости. Появились опытные игроки. Благодаря господдержке растут объемы производства молокосырья в товарном секторе. РСХБ как опорный банк АПК заинтересован как в сбалансированном развитии всей молочной отрасли, так и в повышении рентабельности бизнеса своих клиентов», — подчеркнул Председатель Правления Россельхозбанка.

Предметом обсуждения на встрече стали общие тенденции и перспективы производства молока и молокопродуктов. Отдельное внимание было уделено рискам на фоне пандемии, инструментам государственной поддержки и потенциалу реализации новых проектов. Повестка мероприятия включила в себя все уровни производственно-сбытовой цепочки.

Подробнее на рисках и проблемах остановился в своем докладе Артем Белов, генеральный директор Национального союза производителей молока. По его мнению, хотя текущие условия в России благоприятны для дальнейшего развития отрасли, пандемия внесла свои коррективы и степень неопределенности прогнозов возросла. «Что касается потребления, то в марте-апреле мы наблюдали временный всплеск спроса на 20-30%. В июне спрос выровнялся, но снижение доходов населения и ослабление рубля будет оказывать влияние на потребление как минимум до конца года. Со сложностями столкнутся в первую очередь малый и средний бизнес, в том числе из-за низкого уровня консолидации в части переработки. Однако производство сырого молока в России развивается очень динамично, и по итогам 2020 года мы ожидаем дополнительно 1 млн объема. В целом, молочный сектор имеет серьезный потенциал как внутри страны, так и на экспортном направлении. Если говорить о долгосрочной стратегии, то основными ее направлениями я бы назвал импортозамещение, рост внутреннего производства и продолжающийся тренд на увеличение экспорта», — отметил Артем Белов.

Повышенную актуальность импортозамещения для молочной отрасли подтверждают данные, представленные на встрече Центром отраслевой экспертизы РСХБ. Хотя за последние пять лет доля импорта и сократилась с 22% до 19%, это почти в 2 раза больше предела, установленного Доктриной продовольственной безопасности. При этом в 2019 году производство молока во всех категориях хозяйств увеличилось на 2,4% и достигло 31,3 млн тонн. В этом году прогнозируется еще больше — около 32 млн тонн.

Наряду с постепенным снижением доли импорта, одним из основных трендов завершающегося пятилетнего периода, с 2016 по 2020 годы, стал постепенный рост потребления до 34,8 млн тонн (+1 млн тонн). Однако одновременно с этим аналитики зафиксировали снижение доли личных подсобных хозяйств (ЛПХ) с 42% до 36%. По данным Росстата, фактическое потребление молочных продуктов в России все еще остается ниже рекомендаций Минздрава.

Руководитель Центра отраслевой экспертизы РСХБ Андрей Дальнов обозначил текущий потенциал ввода новых молочных товарных ферм — 2,4 млн тонн, и назвал экономические районы России, где он наиболее высок. К таким районам он отнес Западно-Сибирский, Центральный, Уральский и Северо-Кавказский. «Можно выделить три ключевых драйвера роста предложения молокосырья. Это импортозамещение в регионах с высоким уровнем предложения молочной продукции из Беларуси, обеспечение сырьем вводимых мощностей по производству молочных продуктов и замещение выпадающих объемов производства молокосырья в ЛПХ. В дополнение к этим драйверам свою роль могут сыграть восстановление уровня потребления до уровня 2013 года, рост экспорта и ускорение импортозамещения. За счет этих факторов долгосрочный потенциал увеличения производства молокосырья возрастает до 5,7 млн тонн», — отметил в своем докладе Андрей Дальнов.

В части агросессии, посвященной вопросам переработки, участники отметили исключительную важность вертикальной интеграции, причем как от производства молока в производство молочных продуктов, так и в обратном направлении. Во многих случаях переработчикам имеет смысл становиться производителями молокосырья, так как это добавит их бизнесу стабильности. О дальнейших планах по развитию молочного животноводства и изучению возможностей для интеграции заявил на агросессии представитель одного из крупнейших производителей молока в России, компании «Русмолко».

Своим мнением поделился Андрей Романов, председатель совета директоров АПХ «Залесье» (Калининградская область): «Наша стратегия – быть сбалансированными. Мы шли параллельно: инвестировали в переработку – расширяли производство молока, потом расширяли переработку – опять увеличивали производство молока. На текущий момент мы видим определенный рост запасов готовой продукции у многих предприятий. И снижение цен на некоторые виды продукции, прежде всего длительного хранения. Конечно, это беспокоит».

Константин Гозман (ООО "Агропромышленный холдинг «Дороничи») назвал молочную отрасль одним из самых сложных бизнесов для извлечения прибыли и подтвердил, что кризисная ситуация обострила необходимость вертикальной интеграции.

Данными о спросе на молочную продукцию в условиях пандемии поделились представители торговых сетей. Так, Сергей Ермолаев, представлявший сеть магазинов «Магнит», рассказал, что в первые 5 недель ограничений значительное увеличение спроса было зафиксировано в сегменте традиционных молочных продуктов, а йогуртно-десертная группа, наоборот, стала продаваться хуже: «Многие люди перешли на удаленную работу из дома, поэтому стали покупать меньше продуктов, которыми привыкли перекусывать в офисе или по пути на работу. При этом выросли продажи молочных товаров в больших упаковках, так как большинство стало готовить еду дома. Если же говорить о прогнозах на потребление во втором полугодии, то оптимизма в ожиданиях у нас меньше. Все-таки покупательская способность так быстро не восстановится, а бизнес только начинает возобновлять работу».

Представитель сети магазинов «Азбука вкуса» рассказала, что их покупатели отдают предпочтение молочным продуктам от фермеров. Это стимулирует «Азбуку вкуса» помогать и поддерживать фермерские хозяйства в поиске своего потребителя.

Марина Хромова (ГК «Дикси») отметила, что доля локальных производителей в продажах молочной продукции очень высока и продолжает увеличиваться. Потребители проявляют явную лояльность к местным брендам, за которыми стоит как средний бизнес, так и фермеры.

Обсуждая перспективы и стратегические точки роста отечественной молочной отрасли, участники встречи отметили значимость грамотной сбытовой стратегии. При этом и переработчики, и торговые сети выразили готовность работать с представителями малого и среднего бизнеса, в том числе с молочными фермерами. Для Россельхозбанка фермерство всегда было и остается почетным клиентским сегментом. В Банке разработана целая программа по содействию в развитии фермерского движения. Несколько лет подряд проводится фестиваль фермерской еды СВОЁ, а в рамках проекта «Своё фермерство» доступны более 30 разработанных Банком и его партнерами сервисов, которые направлены на повышение эффективности работы фермерских хозяйств. «Для меня это производства с душой. Фермерский труд очень непростой: приходится работать без выходных и праздников, выдерживая серьезную конкуренцию на рынке», — отметил Борис Листов.

По его словам, Россельхозбанк продолжит финансировать и фермерские хозяйства, и крупные холдинги – в части наращивания молочных производств, их модернизации. «За последнее десятилетие Банк инвестировал в отрасль свыше 420 млрд рублей. Мы помогли в реализации более 2 тысяч проектов и не собираемся останавливаться», — сказал Председатель Правления Россельхозбанка.

Подводя итоги агросессии, участники отметили, что российский рынок молока достиг высокого уровня зрелости и сохраняет значительный потенциал для роста. При этом все сошлись во мнении, что инвестиции в молочное производство и переработку требуют тщательного предварительного анализа рынков сбыта, каналов реализации, конкурентной среды и мер государственной поддержки.


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru