Об упаковке - Для упаковки

Анализ рынка бумажной упаковки в 2020 году: тенденции развития и влияние кризиса

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

20.05.2020

Комментариев: 2

Объем потребления бумажной упаковки зависит от спроса на товары народного потребления и логистические услуги: в подавляющем большинстве случаев (от доставки интернет-заказов до перемещения оптовых партий) товары на В2С-рынках перевозятся автотранспортом в бумажных или картонных коробках, изготовленных из тарного или гофрокартона. В новых экономических условиях этот сегмент будет ощущать возросшую конкуренцию со стороны пластиковой упаковки, т. к. пандемия коронавируса возродила спрос на пластик как наиболее надежный и безопасный вид хранения различной продукции. Экологические антипластиковые программы сейчас потеряли свою актуальность, возврат к ним возможен только после окончательного снятия всех ограничений. В сложившейся ситуации снижение объема рынка бумажной упаковки в ближайшие год-два неизбежно, а его рост может начаться вместе с общим восстановлением российской экономики.

Как рынок преодолевал предыдущие кризисные ситуации

Рынок бумажной тары и упаковки оперативно реагирует на состояние экономики: в периоды кризисов 2009 и 2015 года наблюдалось заметное снижение потребления. При этом обратное восстановление было очень быстрым: уже через год и производство, и общий объем рынка достигали докризисных значений и превосходили их. Общий тренд роста потребления бумажной упаковки сохранялся в течение всех 13 последних лет.

Устойчивый рост потребления бумажной упаковки и тары благоприятно отразился на динамике производства продукции и показателях деятельности компаний-производителей. Выручка основных игроков с 2007 по 2019 гг. увеличилась в среднем в 3–5 раз.

Важно отметить, что российские предприятия бумажной промышленности укрепили свои позиции на рынке еще и за счет сокращения импорта при одновременном росте экспортных поставок. Доля импорта в потреблении в 2019 году сократилась до 6% (по сравнению с 14% в 2007 г.), а доля экспорта в производстве бумажной упаковки выросла до 7–10% (с 2% в 2007 г.).

Пандемия коронавируса и экономический кризис изменят рынок бумажной упаковки

Экологические инициативы по сокращению потребления пластика, в том числе в качестве упаковки, в последние годы подняли спрос на бумажные сумки, пакеты и прочие средства для временного хранения товаров. Мотивировано это было тем, что биоразлагаемая упаковка, а именно бумага, приносит меньше вреда окружающей среде.

Однако эксперты отмечают, что во время пандемии коронавируса происходит временный «откат» экологических антипластиковых инициатив: вопросы безопасности населения выходят на первый план, и одноразовая пластиковая тара и упаковка признается наиболее безопасным способом хранения и транспортировки продуктов. Поэтому потребление бумажной тары и упаковки ждет значительное снижение:

  • в сегменте продовольственных товаров потребление сократится прежде всего за счет снижения спроса со стороны сегмента HoReCa (доставка еды на вынос). Другим сдерживающим фактором останется общее падение спроса на товары FMCG (по оценке экспертов рынка, сокращение потребления затронуло 90% товарных групп) в период самоизоляции и уменьшение покупательной способности населения. Важно отметить, что падение доходов населения продолжается в течение последних шести лет, и это серьезный сдерживающий фактор развития рынка бумажной упаковки;
  • спрос на промышленную тару и упаковку также будет уменьшаться в связи с сокращением потребления непродовольственных товаров и падением объема перевозок. По данным Росстата, грузоперевозки автомобильным транспортом в апреле 2020 г. сократились на 8% по сравнению с апрелем 2019 г.

Сроки восстановления спроса на товары FMCG и, как следствие, на бумажную упаковку будут зависеть от того, насколько быстро будут сняты ограничения по самоизоляции и закончится эпидемия. По окончании кризиса население возвратится к прежнему образу потребления упаковки. При этом в сегменте одноразовых бумажных пакетов и сумок возможно снижение и после пандемии: в целях экономии население будет отказываться от более дорогостоящих изделий из бумаги.

Тренд на заботу об окружающей среде возвратит бумажную упаковку в ниши, ранее занятые пластиками (там, где это возможно). Но, с другой стороны, пересмотр экологических инициатив в сторону внедрения новых технологических решений по утилизации и переработке пластика поможет укрепить позиции пластиковой упаковки в сегменте продовольственных товаров.

Прогноз развития рынка на 2020–2022 гг.

На фоне пессимистических прогнозов МВФ и Центробанка РФ по сокращению экономики России в 2020 году очевидно, что рынок бумажной упаковки также уйдет «в минус».

По мнению аналитиков, существует три сценария дальнейшего развития событий:

  • Пессимистичный. Если экономический кризис и сроки пандемии затянутся, потребление бумажной тары и упаковки в 2020 году упадет на 6%, затем продолжит снижение и перейдет к росту только после 2021 года.
  • Оптимистичный. Если к июлю-августу 2020 г. наметится устойчивый положительный тренд к снижению распространения инфекционного заболевания при одновременном росте нефтяных котировок, рынок бумажной упаковки по итогам года сократится на 4%, а к 2022 году вырастет на 3% по сравнению с докризисными показателями.
  • Базовый. В промежуточном варианте предусматривается снижение объема рынка на 5% и переход к его росту к концу 2020 — началу 2021 года. В конце прогнозного периода в этом случае рынок вплотную подойдет к уровню 2019 года.

Таким образом, кризис 2020 года может оказать самое значительное влияние на рынок бумажной тары и упаковки в России за все время его существования. Темпы его восстановления с большой вероятностью будут ниже, чем в предыдущих случаях, сравнимыми они могут оказаться только при наиболее благоприятном развитии событий.

Материал подготовлен маркетинговым агентством MegaResearch.

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

20.05.2020 11:49Юрий

Это что я только прочитал ? Что за новый сегмент -Бумажная упаковка? Это собрали вместе мешки ,коробки и ящики?

21.05.2020 07:27Анатолий

Юрий, это называется "качественная" работа маркетинговых агентств широкого профиля :)

Добавить комментарии

Последние комментарии Правила обсуждения материалов на Unipack.ru

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru