Об упаковке - Для упаковки

ТЕХНИКА ДЛЯ ПЕКАРЕЙ В ПОГОНАХ

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

21.02.2020

Танки, пушки, самолеты и даже ракеты – их очень часто можно увидеть на постаментах. Понятно – это наглядные «отметины» побед и военных достижений. Но ведь есть еще «орудия», без которых побед не бывает.

И если памятник походной кухне, правда, установленный в честь события, значение которого сильно преувеличено, нашелся, то памятника армейской хлебопекарной печи нет. А ведь хлеб – всему голова. И перечень продуктов во всех нормах питания бойцов Русской, Красной, Советской и Российской армии начинается с хлеба.

При расположении войск «на зимних квартирах», или, говоря современным языком: в гарнизонах, издавна старались снабжать их хлебом, пользуясь в первую очередь услугами гражданских предприятий. Так удобнее и интендантам, да и хлебопекам выгодно – постоянный заказ на продукцию. В принципе, и в настоящее время командиры войскового тыла стараются «взвалить» хлебное снабжение на гражданские хлебозаводы. А если такой возможности нет, организуются армейские стационарные хлебопекарни и хлебозаводы в гарнизонах.

А вот в походах и при боевых действиях солдаты долгое время обходились сухарями.

Печи начала ХХ века

В конце позапрошлого века стало понятно, что без подвижных пекарен не обойтись. Созданием мобильных средств хлебопечения для нужд армии в России озаботились практически одновременно с решением проблемы с полевыми кухнями в 1890-х годах. Нормативный документ по этому вопросу «Положение о полевых военных хлебопекарнях» был принят 1899 г.

Согласно этому «Положению» в военное время все полевые военные хлебопекарни делились на подвижные и этапные. Первые должны были перемещаться в соответствии с движением войск, вторые – размещаться на этапах, указанных интендантом армии. В состав и той и другой хлебопекарни входило 22 печи с соответствующим инвентарем, командиры и персонал, в т. ч. 66 хлебопека и 132 их подручных. Т. е. обеспечивалась трехсменная работа каждой печи. Две печи составляли одно отделение, всего 11 отделений, которые могли работать и самостоятельно. Кроме того, в состав подвижной хлебопекарни входил еще обоз (в этапной его не было). Производительность каждой печи составляла до 42 – 45 пудов (688 – 737 кг) хлеба в сутки, а пекарня целиком (в 22 печи) могла выдать от 14800 до 15840 норм питания по хлебу. Норма тогда была 2,5 фунта (чуть более 1 кг). Таким образом, при нормальной работе пекарня могла обеспечить хлебом личный состав пехотной дивизии, включая имевшуюся в ней артиллерию.

Типы полевых хлебопекарных печей из энциклопедии Брокгауза и Эфрона представлены на рисунке:

На установку и подготовку печи требовалось от 7 до 12 часов. Это летом, зимой больше. Поэтому при маневренной войне перемещение и подготовка к работе пекарен было трудоёмким и долгим делом. Солдатам часто приходилось довольствоваться сухарями, да и хлеб выпекался по особым рецептам, позволяющим увеличить срок его хранения.

Понятно, что наиболее быстро подготавливается железная печь, представляющая набор собираемых деталей. Ее называли «печь Пейера», а ее конструкция ведет начало с австрийской сборной печи образца 1884 г. Но их в Русской императорской армии было мало. Печи Пейера прослужили в Красной армии вплоть до начала Великой Отечественной войны, во всяком случае, имеются упоминания об их применении в «Зимней войне» с Финляндией. «Вспомнили» о ней и во Второй мировой.

Низкая маневренность полевых подвижных хлебопекарен выявилась во время русско-японской войны 1904-1905 гг. При отступлении после Ляолянского и Мукденского сражений большая часть хлебопекарен была безвозвратно потеряна, что привело к хлебному кризису в действующей армии.

А ведь в 1903 г. была предложена передвижная непрерывно действующая военно-походная хлебопекарня системы Ф.И. Чистовского. Удобная в эксплуатации и достаточно производительная, она понравилась высшим интендантам. Но техническим комитетом главного интендантского управления так и не был решён вопрос о её серийном выпуске. Как и не был решён, хотя и долго прорабатывался, вопрос о выпуске печей-повозок. В результате в Первую мировую войну Россия вступила практически не имея по-настоящему мобильных средств армейского хлебопечения. А вот в армиях Германии и Австро-Венгрии хлебопекарные печи на базе «шасси» телег имелись.

И лишь в конце 1914 – начале 1915 г. в войска на испытания стали поступать первые опытные образцы печей-повозок конструкции В. И. Бушковича, имевшие наименование «Марс». Но до 1917 г. вопрос о серийном производстве печей так и не был решён.

Впрочем, Первая мировая война была большей частью позиционной, и серьёзных перебоев со снабжением хлебом в действующей армии России не было.

Предвоенные средства хлебопечения

При организации тыла Красной Армии после окончания Гражданской войны первоначально пытались организовать выпечку хлеба в частях (полках) и даже в подразделениях, например, на батальонных пунктах питания. Об этом говорят нормы красноармейского питания 1922 г., где предусматривалась мука для выпечки хлеба. Однако от этой затеи быстро отказались, вернувшись к практике царских времен: организации хлебопечения на уровне соединений (дивизий).

В 1925 г. упомянутый инженер В. И. Бушкович совместно с П. Л. Важеевским получил патент на изобретение № 433 (заявлен 07.03.1925, выдан 30.06.1925) «Подвижная хлебная печь».

Изобретатели предложили Военно-хозяйственному управлению Красной Армии использовать эту печь в качестве средства войскового хлебопечения. В дальнейшем печь была приспособлена для монтажа на тракторный, а потом и автомобильный прицеп. Но из-за ряда недостатков печь широкого применения не нашла. Главное, в тот момент стало понятно, что в условиях создания механизированных и танковых войск, а также артиллерии на мехтяге и т. д., надо было решать вопрос хлебопечения не только за счёт печей, а в комплексе, включающем создание и механизированных вспомогательных средств: просеивания муки, формовки, замеса.

В связи с этим в 1932-1933 гг. был спроектирован и создан полевой автохлебозавод (ПАХ). Он прошел испытания в условиях реальных боев на Халхин-Голе и с белофиннами. В 1940 г. ПАХ был введён в войска как основное средство хлебопечения.

ПАХ состоял из отделений, которые могли при необходимости действовать самостоятельно. Число отделений могло быть различным, в зависимости от численности состава соединения. Например, по штату стрелковой дивизии общий личный состав ПАХ насчитывал 128 человек и 16 автомобилей. В каждом отделении имелись 2 передвижные печи ПАХ-П, механизированный тестомесильный агрегат ПАХ-МТ, цистерна ПАХ-Ц для перевозки воды, электростанция, цех-палатка для размещения и работы, комплект инвентаря и принадлежностей для работы, ремонтный инструмент и несколько палаток подсобного назначения. Производительность каждой печи – 5000-6000 кг хлеба в сутки.

Хлебопечение в Великой Отечественной войне

Оснащённость войск заводами ПАХ на момент начала Великой Отечественной войны не превышала 66%. Да ещё с началом боев часть автохлебозаводов была потеряна. Пришлось вернуться к практике применения металлических разборных печей и даже использования напольных печей, особенно в тех случаях, когда движения фронта не было. Например, личный состав полевого хлебозавода № 12, построив кирпичную печь удачной конструкции, за время боев за Сталинград выпек 880 т хлеба и заготовил 6 т сухарей, за что его командиры и пекари были награждены орденами и медалями.

В условиях войны возможности восстановления утраченных средств хлебопечения за счёт выпуска ПАХ были сокращены. Пришлось разрабатывать и выпускать средства более простой конструкции. Одним из таких средств стала полевая передвижная хлебопекарня (ППХ). Первоначально её основу составляли печи Пейпера, а позже их упрощенная модификация ПХП-2.

На снимке: выпечка хлеба на разборной металлической печи:

Правда, она вызвала много критики. В 1942 г. была создана передвижная конвейерная хлебопекарная печь на одноосном автоприцепе КПН с суточной производительностью 2,5 т хлеба. Несмотря на ряд имеющихся в ней недостатков, например, в ближнем тылу трудно было использовать преимущества конвейера, она была основной печью во фронтовых условиях в годы Великой Отечественной войны, особенно в механизированных и танковых войсках. С целью устранения недостатков и увеличения производительности была создана передвижная конвейерная печь ХП-44 производительностью 4000-4500 кг хлеба в сутки. Но толком «повоевать» она не успела.

Современные средства войскового хлебопечения

Современные воинские наставления дают точное определение: хлебопекарня полевая – комплекс автомобильных или прицепных хлебопекарных печей или блоков и другого вспомогательного оборудования, предназначенных для выпечки хлеба в полевых условиях.

Если раньше считалось, что хлебозавод это то, что более насыщенно механизированными средствами, нежели хлебопекарня, то сейчас степень механизации примерно одинакова. Поэтому в войсковом хлебопечении их разделяют по возможной суточной производительности: предприятия, которые могут выпускать до 15 т хлеба в сутки, относят к хлебопекарням, свыше 15 т – к хлебозаводам.

Сейчас средств хлебопечения, как в виде отдельных элементов, так и в виде блоков или комплектов хлебопекарен, имеется в войсках несколько. Расскажем о некоторых.

Начнем с самых мобильных. В 1975 г. был разработан и выпущен опытный образец передвижного автомобильного хлебопекарного блока АХБ-2,5, с 1980 г. он стал выпускаться серийно. Он смонтирован в кузове-фургоне К-137Б2, соединённом с автомобилем ЗИЛ-137Б. Не требует дополнительных помещений, палаток. Внутри блока установлены: печь, тестоприготовительный агрегат, дозатор и просеиватель муки, шкафы, воздуходувка с пневматическим продуктопроводом и др., а также емкости для топлива и воды с электронасосами. Электроэнергия может поступать от электростанции (2 варианта) или внешней сети напряжением 220 или 380 В. Производительность 2,5 т хлеба в сутки. Уникальность его заключается в том, что тут можно выпекать хлеб в движении. Считается, что этот блок не имел и до сих пор не имеет аналогов в мире.

30 декабря 1990 г. был принят на вооружение блок хлебопекарный АХБ-60091. Это развитие АХБ-2,5, вызванное тем, что стали выпускаться автопоезда 60091, где изменился кузов-фургон. Производительность блока осталась прежней.

Передвижные хлебопекарные блоки ПХБ-04М и ПХБ-06 монтируются в закрытом прицепе. Цифра в обозначении – примерная суточная производительность (ПХБ-04М – 435 кг). ПХБ-04 начал выпускаться в 1982 г. В принципе, это близкие по составу к АХБ-2,5 блоки, только менее производительные. И ещё здесь невозможна выпечка при движении.

Подвижная хлебопекарня ХПК-50М. Ее основной технологический элемент – прицепная конвейерная печь ХПК-50М, производительностью до 3000 кг хлеба в сутки. Печь очень удобна в эксплуатации, в ней может использоваться жидкое и твёрдое топливо. В развитии меняла маркировку: ХПК-50; ХПК-50М1; ХПК-50М2. Её, кстати, охотно используют предприниматели при создании небольших пекарен.

Две печи ХПК-50М2 составляют основу отделения передвижного хлебозавода ПМХ. Все технологическое оборудование ПМХ на стоянке размещается в палатке-цеху.

Самый современный – это подвижной хлебозавод в контейнерах ПХК-7. Его отделение состоит из трех блоков: основного производственно-технологического; жилого и вспомогательного с техническими средствами обеспечения. В составе производственно-технологического блока имеются: подготовительный модуль ПХК-7.10; тестоприготовительный модуль ПХК-7.20; два хлебопекарных модуля ПХК-7.30. Хлебопекарная печь – ярусная с электрообогревом. Жилой блок представляет жилой модуль ПХК-7.40 на 15 мест. Вспомогательный блок включает: две электростанции; прицеп-цистерну для подвоза топлива; автоцистерну для воды; продовольственный мобильный склад-контейнер. Требуемая площадка для развертывания отделения от 30×43 до 30×83 м. Производительность – от 7000 до 8000 кг хлеба в сутки. Численность смены (без обслуживающего персонала) – 10-12 человек.

В июне прошлого года, посетив Международный военно-технический форум «Армия-2019», министр обороны РФ С. К. Шойгу ознакомился, как сказано в сообщении, с «новейшей полевой пекарней».

К сожалению, в сообщениях не назвали её марку, а на снимках и в коротком ролике об этом событии подробностей не видно. Однако то, что министр интересуется обеспечением вооруженных сил не только оружием, но средствами снабжения военнослужащих питанием, отрадное явление.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru