Об упаковке - Для упаковки

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ТЕЗИСАХ И ИХ ИЗЛОЖЕНИИ

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

03.02.2020

В последний день работы выставки upakovka-2020 состоялась 5-я научно-практическая конференция «Проблемы подготовки кадров для упаковочной индустрии».

Надо сказать, что автор этих заметок, искренне интересуясь проблемой подготовки кадров и образованием тех, кто придёт нам на смену, побывал на всех предыдущих конференциях, а также на других мероприятиях с похожей тематикой. Все эти мероприятия можно разделить на два типа: те, где преподаватели вузов сообщают, иной раз просто вопиют о проблемах, связанных с подготовкой студентов, и те, где о проблемах говорится меньше, а профессорско-преподавательский состав докладывает о достижениях. Эта конференция ближе ко второму варианту: больше о достижениях. Хотя одним из выступавших и была поднята острая проблема.

С приветственным словом к собравшимся обратился заместитель генерального директора компании «Мессе Дюссельдорф Москва», наш добрый знакомый Михаэль Мандель. Он отметил, что компания-устроитель выставки всегда рада предоставить площадку для обсуждения образовательных проблем и отдельно поблагодарил находящихся в зале студентов за то, что они, несмотря на каникулы, нашли возможность посетить выставку и данное мероприятие.

Далее слово взял главный редактор журнала «Тара и упаковка» И.Н. Смиренный. Темой его выступления было 25-летие студенческого конкурса «Заводной апельсин» и опыт проведения предыдущих. Кроме того, он отметил, что в 1990-е гг. в стремлении делать все на западный образец были потеряны традиции советского и российского дореволюционного оформления упаковок, а новых национальных традиций не создано. Сейчас, при явно увеличивающимся экспорте наших товаров, мы будем поставлять продукцию, лишенную российской идентичности.

Выступление на тему «Опыт подготовки специалистов для упаковочной промышленности в НОВЦ „Технологии и дизайн упаковки” при РГУ им. А. Н. Косыгина» предложил директор этого центра В. В. Кухарский. Он заявил, что существующий с 2016 г. центр является центром профориентации, местом «погружения в профессию», мостом между теорией и практикой для специальностей, связанных с упаковкой, площадкой коммуникаций упаковочной отрасли с образовательным сообществом. Рассказав о структуре, экспозиции и аудитории центра, он коснулся основной, по его мнению, проблемы подготовки кадров. Она заключается в том, что бизнес пассивен и не стремится подстраивать систему образования под собственные интересы, а образовательное сообщество замкнуто на себя и тоже пассивно ждет инициативы со стороны бизнеса. В результате выпускники вузов слабо подготовлены к запросам реальной экономики, а бизнес не может найти нужных специалистов и вынужден готовить кадры с помощью наставничества.

Д. т. н., профессор Московского политехнического университета Н. Ф. Ефремов назвал свое выступление: «Важнейшая проблема подготовки кадров для упаковочной индустрии России – создание нового подхода к учебному процессу». Опыт двухступенчатой подготовки (магистр-бакалавр) показал, что она малоэффективна. Разработанные 2 года назад программа одноступенчатой подготовки (специалист) и Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Технология и дизайн упаковочного производства» прошли экспертизу НКПак, Межрегиональной ассоциации полиграфистов, представителей предприятий и получили положительные отзывы. Но с их внедрением дело застопорилось.

Второй темой выступления докладчика, тоже, хоть и опосредованно, касающейся проблемы подготовки кадров, был вопрос об упаковочной терминологии. Точнее о проекте межгосударственного стандарта ГОСТ 17527, который был почему-то подготовлен ООО «Компания Евробалт», предприятием далеко не первой величины и мало кому известным в упаковочных кругах России. Главное же, в тексте проекта стандарта множество ошибок как с точки зрения упаковочной терминологии, так и просто русского языка. Например, начисто отсутствует термин «тара», а понятия «упаковка» и «упаковывание» сведены до бытового смешения. Упаковкой предлагается называть и само средство защиты товара и действие по соединению упаковки с продуктом, т. е. то, что на профессиональном языке принято называть упаковыванием. Иначе говоря, упаковка в проекте стала и собственно упаковкой, и тарой, и упаковыванием. И существительным, и глаголом. И таких «ляпов» в тексте проекта стандарта множество. Беда, если он станет официальным документом.

Следующий доклад «Получение студентами МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ) первичных навыков в области упаковочного производства», который делал директор Московского представительства «Русская Трапеза-инжиниринг» И. А. Медведев, показал, что есть примеры успешного сотрудничества бизнеса и образования. Игорь Александрович рассказал о том, как студенты проходят на предприятии практику. Тем самым для производства заранее готовятся кадры. И ещё: технологии в упаковывании часто меняются, техника устаревает, а тут студенты имеют дело с самыми новыми образцами.

К. т. н., доцент ВШПиМ при Московском политехническом университете О. А. Будникова сделала доклад по теме: «Современные тренды подготовки дизайнеров упаковки. Опыт высшей школы печати и менеджмента». По её сведениям в мире ежегодно появляется 250 тысяч новых товаров. Так что у дизайнеров есть возможности для творчества. Будущих дизайнеров надо начинать готовить с того, чтобы дать им представления по упаковочной терминологии. Затем научить их основным функциям упаковки. К сожалению, Ольга Александровна, перечисляя эти функции (бренд, дизайн, композиция, целевая аудитория, ценовая категория, конструкция и дизайн), забыла упомянуть основную функцию упаковки: сохранение продукта. Если об этом забывают сообщить и студентам, то это очень плохо. Назвав современную упаковку «продавцом счастья», она перечислила тренды дизайна современной упаковки: «эко», «био», «с фермы»; оригинальность конструкции; минимализм в оформлении; дорогие, но экологичные материалы; ностальгия по прошлому; требования сетей по регулярному редизайну. Студенты, кроме того, должны посещать выставки художественные и специальные, связанные с упаковыванием.

Патриция Робель, представляющая Российско-Германскую внешнеторговую палату, в докладе «Дуальное профессиональное образование с РГ ВТП» рассказала о преимуществах этого образования. Дуальность заключается в том, что учащиеся чередуют теоретические занятия с практическими на производстве. Предлагаемое образование среднее специальное, готовятся рабочие высокой квалификации и мастера. Иначе говоря, предлагается образование, аналогичное даваемому в советских техникумах. Если по ряду предлагаемых профессий (например, повар) у нас и так обучают, то по другим (мехатроник) рабочего образования у нас пока нет. Целью же внедрения дуального образования является сокращение дефицита кадров рабочих профессий.

Название доклада генерального директора АО «Георг Полимер» Л. Б. Набатовой звучало для данного мероприятия несколько провокационно: «А нужны ли специалисты по упаковке?». На предприятии работают 255 человек с разной степенью образования и с разными специальностям, включая химиков-полимерщиков и специалистов по упаковке, но все равно на предприятии приходится организовывать корпоративное обучение, хотя это потери времени и финансов. Но каждому работнику надо иметь необходимый набор навыков и компетенций.

Д. х. н., профессор МГУПП, директор центра коллективного пользования «Перспективные упаковочные решения и технологии рециклинга» И. А. Кирш осветила опыт выполнения студентами квалификационных работ на базе названного центра. Сообщила о лабораториях центра и имеющемся там оборудовании, а также о том, какие испытания материалов там можно проводить. Посетовала, что пока не могут там установить упаковочную линию.

«Проектное обучение студентов по специальности 29.03.03 в МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПГУ), как этап подготовки специалистов упаковочной отрасли» — такое название дала выступлению доцент этого университета Ю. А. Филинская. Оно заключало рассказ о создании упаковочных решений за счет студенческих проектных групп. Это способствует выработке умения работы в коллективе и умения применять на практике полученные знания. Привела примеры студенческих работ.

Учитель химии 1-й категории, руководитель ИГ РП «Видное: За раздельный сбор мусора», к. х. н. В. Г. Тарасюк считает, что: «Необходим школьный курс обращения с упаковкой». Так она и назвала свое выступление. Венера Тахировна, ранее работавшая в институте ВНИИКОП, для осуществления этой идеи перешла работать в школу. В докладе же она рассказала об экологическом воспитании школьников и как они участвуют в раздельном сборе мусора, очищая родной населенный пункт.

Преподаватель кафедры промышленного оборудования и упаковки Московского издательско-полиграфического колледжа им. Ивана Федорова Л. В. Терехова рассказала о подготовке специалистов упаковочного производства среднего звена в соответствии с современными требованиями. Рассказала о прекрасной современной полиграфической технике от лучших производителей, установленной в колледже за последние два года. Дала характеристику того, что требуется сейчас от молодых специалистов в области упаковочной полиграфии, и что делается в колледже, чтобы выпускники отвечали этим требованиям.

«Может ли упаковка стать тем локомотивом, который сможет подтянуть экономику РФ до уровня развитых стран мира, и что для этого нужно?» — так смело озаглавил свое выступление генеральный директор ООО «Упак Инжиниринг» и председатель совета директоров ГК «Упак» В. А. Кулаков. Он сразу ответил, что ни одна отрасль народного хозяйства сейчас этого сделать не сможет. Слишком много предприятий было потеряно в стране в 1990-е – начале 2000-х гг. в стране. Образование изменилось не в лучшую сторону, НИИ перестают работать. Но у упаковочной индустрии есть в этом плане плюс, потому что она, по сути, комплекс отраслей: химической, производства бумаги, машиностроения и других, включая потребителей упаковки. Но нет у неё объединяющего центра, которым могла бы стать НКПак.

Директор ЗАО «Аналитические Системы» к. т. н. В. А. Федотов предложил оснащать учебные лаборатории вузов тренажерами, выпускаемыми предприятиями. С их помощью студенты могут обучаться мехатронике, программированию и другим современным дисциплинам, а также составлять цепи необходимых технологических процессов и тем самым обучаться, тем более что приобретать часто меняющееся и усложняющееся упаковочное оборудование всё равно не смогут.

***

Отдельно как положительный факт следует отметить, что устроители конференции издали сборник тезисов выступлений. Это позволило проще следить за докладами. А также даст возможность сохранить память об этом мероприятии.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Все публикации компании Информация о компании

Другие публикации в спецпроектах:

upakovka 2020 - 28 международная специализированная выставка упаковка и переработка

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru