Об упаковке - Для упаковки

Мусорные горы

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

05.12.2019

Комментариев: 2

Мусорные горы – курорт будущего?

Есть такая народная мудрость: если у тебя в доме появился пакет с пакетами, значит, ты стареешь. Лично у меня он есть. И до недавнего времени он становился все больше и больше, накапливая в себе пакеты разных сетевых гипермаркетов. А еще, наверно, как и любой преподаватель, после каждого учебного года я разбирала огромную стопку бумажных черновиков и лишних напечатанных заданий. Испорченная с двух сторон бумага шла на выброс. А с появлением детей пришло ощущение беспрерывного конвейера с домашним мусором: памперсы, сломанные игрушки, упаковка и тара из-под детского питания, недоеденная каша...Иногда недостаточно одного похода к мусорным бакам в день. Невольно задумаешься, не слишком ли много отходов?

Гринпис приводит пугающую цифру – 70 млн тонн бытового мусора. Столько выбрасывают россияне каждый год. Пирамида Хеопса весит всего 6,2 млн тонн.

Да тут даже можно не фантазировать: недалеко от нашего дома, на северо-востоке от Москвы, находится закрытый полигон. Зимой издалека может показаться, что это горнолыжный курорт. По крайней мере так иногда хочется думать, когда проезжаешь мимо этой горы. Хотя, наверно, это даже не считается крупной свалкой. Кстати, их в нашей стране, по данным Гринпис, более 14 тыс. с общей площадью — более 4 млн га. Для сравнения: площадь Кипра — 925,1 тыс. га. Выходит, свалки России – это целых четыре средиземноморских острова.

Сжечь после выбрасывания

Собственно, что делать с мусором, если не «хоронить», создавая иллюзорные курорты, известно – сжигать или перерабатывать. Причем второе, конечно же, предпочтительнее. Когда живешь как простой потребитель, не особенно задумываешься, что при перемешивании и сжигании пластиковые упаковки, батарейки, стройматериалы и органические отходы выбрасывают в воздух тяжёлые металлы и опасные диоксины. На мусоросжигательном заводе наш мусор не исчезает. В итоге мы им дышим. Да, есть фильтры, конечно. Но так как мусор перемешан, одному лешему известно, какая химическая реакция произойдет и сможет ли фильтр от нее уберечь. Спасибо за информацию немецкому учебнику уровня А2. Вот так готовишь учеников к экзамену и начинаешь сортировать свой мусор, так как для переработки пригоден именно отсортированный мусор: бумага, пищевые отходы, пластик, стекло, – все отдельно. Хорошо, что рядом с домом стоят раздельные контейнеры. А батарейки собирают в коробку в подъезде.

Перестройка: пять шагов

Писать и говорить про мусор гораздо легче, чем, например, через раз не забывать с собой в магазин тканевую сумку или хотя бы свой пакет из мешка с пакетами. Наше поколение взращено примером ненасытного потребительского общества, людям с советским прошлым или сегодняшним подросткам, возможно, чуть проще. Первые, как минимум, имеют опыт походов в магазин с авоськой и бидоном. Вторые растут в обществе, где это становится модным. Правда, именно модным. И эта мода, в целом, мне нравится.

Итак, чтобы не стать производителем 500 кг мусора в год, я пытаюсь перестроить свое сознание и потребительское поведение.

Экоактивистка Беа Джонсон разработала пять популярных правил на эту тему: «Refuse, Reduce, Reuse, Recycle and Rot» — «Отказ, сокращение, повторное использование, переработка и утилизация в компосте». Что же это должно значить для простого человека в повседневной жизни?

Во-первых, экономия: стараюсь не делать лишних покупок, это касается как продуктов, так и вещей. Экономлю бумагу в работе, перевела учебные материалы в электронный формат, показываю с экрана презентации, отправляю задания в мессенджеры.

Далее – расхламление квартиры. Это мое любимое: избавиться от 30 предметов из каждой комнаты. Такое количество ненужного рекомендуют выкинуть психологи для того, чтобы и внешнее пространство освободить и голову «почистить». Причем, необязательно все отправлять в мусор. Вещи можно отдать знакомым, продать или, например, сдать в магазин. Некоторые бренды принимают б/у вещи взамен на скидку. Например, программа Garment Collecting сети магазинов H&M: сюда можно принести текстиль любого бренда в любом состоянии (не более двух пакетов на человека за раз) и получить скидку 15%. Вещи направляют в немецкую компанию I:CO и делят на три категории. Категория Rewear идет в секонд-хэнды. В категорию Reuse попадают изделия, которые подойдут для использования в быту в качестве тряпок. И третья категория текстиля – Recycle – идет на переработку. Кроме того, есть организации, которые могут приехать за ненужными вещами домой, далее по подобному же принципу вещи будут рассортированы.

Третий шаг – многоразовое использование в быту. Речь снова про пакеты. Стараюсь всегда носить с собой текстильную сумку для продуктов. Кстати, популярно стало использование многоразовых памперсов и менструальных чаш. К этому, конечно, нужно сначала привыкнуть.

Четвертый важный шаг – сортировка мусора. Пластик отделяем и сжимаем обязательно! Если не сжимать бутылки, они занимают слишком много места, объем получается большим, а вес слишком маленьким, в этом случае пластиковый мусор просто невыгодно вывозить отдельно. Стекло тоже собираем отдельно. Жалко компосты в условиях города не предусмотрены.

Наконец, пятый шаг – осознанный выбор продуктов, которые покупаешь в пользу экологичности, иногда несмотря на цену. Роль играет и качество самого продукта, и его упаковка. Или даже ее отсутствие, так как в таком случае не нужно приобретать то, что почти сразу выбросишь.

Мы ждем перемен

Если представить, что трансформация сознания потребителя – дело трендовое, то логично предположить скорые перемены и предложения, которые, как известно, рождаются спросом. Например, мясо и рыба продаются без упаковки в гипермаркетах, также можно найти общие контейнеры со сладостями и орехами на развес, выпечка и гастрономия часто бывает у магазина своя, а следовательно без расфасовки и упаковки. Если прийти со своей сумкой и баночками, можно не приобретать товары с упаковкой. Исключения представляют в основном крупы и бытовая химия, которые в ретейле без упаковки у нас пока не представлены. Хотя в европейских странах есть целые сети zero waste (ноль отходов): во Франции это Day by Day, в Германии — Original Unverpackt, в Англии — Unpackaged. В этих магазинах, кстати, нет ни пластиковых, ни бумажных пакетов. Благодаря отсутствию упаковки товары здесь стоят на 40% дешевле по сравнению с обычными супермаркетами.

Эксперты проекта «Ноль отходов» Гринпис России утверждают, что в мире есть более 300 магазинов zero waste, шесть из которых у нас, в России. Есть мнение, что эта тенденция будет усиливаться, так как на сегодняшний день много вопросов именно к одноразовой пластиковой упаковке, несмотря на то, что она эффективно и экономично перерабатывается. Все же это мусор, от которого приходится избавляться почти сразу после покупки. Еще один профит магазинов zero waste – сокращение бытовых отходов: люди смогут взять столько еды или, например, чистящего средства, сколько им нужно. То есть, не придется выкидывать просроченную еду или химию.

Российские аналоги таких магазинов находятся в Петрозаводскe, Тюмени, Бийске, Санкт-Петербурге, Перми и Москве. Принципы их работы как раз недавно освещались в одной из статей портала Unipack.Ru.

Конечно, формат магазина без отходов пока не массовый, во-первых, их мало. Территориально не всем доступно. Во-вторых, они хороши для холостяков. В основном, молодежь становится их покупателями. Для среднестатистического семейства (где домочадцы встречаются не только за ужином) может быть накладно ехать за крупами и покупать их безальтернативно по цене. Меня еще как покупателя немного волнует вопрос гигиены транспортировки и хранения продуктов. Особенно тех, которые не будут обрабатываться термически. А как рекламщика по образованию волнуют условия здоровой конкуренции производителей в будущем. Неужели абсолютно все будет зависеть от личного бренда? Кажется, что информация с упаковки все равно куда-то «переселится». Будет ли она экологичной этикеткой на контейнере, постером, электронным стендом или аудиосообщением рядом с товаром? И как быть с импульсивными покупками на кассе? Возможно, на кассе предложат взять еще одну баночку или льняной мешочек для продуктов?

Или выкинуть весь этот мусор из головы и наслаждаться отсутствием новых гор под окнами, не горноложных...


Автор:   Елена Бредис, корреспондент Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

05.12.2019 10:00vlulyanov

"....в основном крупы и бытовая химия, которые в ретейле без упаковки у нас пока не представлены". Не дай Бог, чтобы были представлены, да еще расположены рядом. И рядом со свежей выпечкой. Мы будем не только дышать в магазинах бытовой, но и упореблять ее внутрь с продуктами питания.

06.12.2019 10:39ВАШРУ

Как показывает история, ставка на «перестройку своего сознания» не самая эффективная. Веками существует институт религии, система наказаний за правонарушения, а люди «грешны». Достаточно одному выбросить ртутные лампы в не тот контейнер и он испортит труд 1000 добропорядочных обывателей. Эффективней работают технические решения, основанные на «удобстве» и даже «человеческой лени». Тому пример - система канализации в каждой квартире. Нет смысла нести ночной горшок на улицу ли ходить «до ветра», когда всё есть рядом. В тоже время просветительская миссия необходима. Даёт надежду: «что когда-нибудь Добро победит в борьбе со Злом».

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru