Об упаковке - Для упаковки

Тенденции развития цифровой печати по итогам LabelExpo 2019

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

02.12.2019

Традиционно прошедшая в Брюсселе международная выставка LabelExpo 2019, как обычно, стала отличным стимулом к обобщению ситуации на рынке этикеточного и малоформатного упаковочного цифрового печатного оборудования. Именно эта, самая динамично развивающаяся область печатных технологий уже привычно исполняла ведущую партию под монументальными сводами выставочного комплекса Brussels Expo.

«Цифровизация» печатной индустрии – это всерьез и надолго

Несмотря на то, что анализ представленных технологических новинок не давал повода для сильных эмоций, общий вывод стал таким: за два года, прошедших после окончания предыдущей выставки, были сделаны серьезные шаги, позволяющие кардинально повысить качество, многофункциональность и надежность предлагаемой на рынок цифровой печатной техники.

Удивляться тому не приходилось, учитывая сколь широким стало присутствие «цифры» в современных этикеточных и упаковочных производствах, насколько важным стало для всех производителей печатного оборудования позиционировать себя в роли поставщика цифровых решений.

Роль цифровой печати неуклонно растет, что объясняется расширением спектра ее возможностей, способностью все активнее конкурировать с традиционной печатной техникой. Подтверждая это, создатели цифровых систем активно анонсировали на выставке свои достижения практически по всем ключевым направлениям развития печатной техники, включая повышение производительности, расширение цветового охвата, совместимость выпускаемой печатной продукции с требованиями безопасности пищевой индустрии, поддержку разнообразных систем «облагораживания» запечатанного материала, в том числе создание спецэффектов.

Как отметил Кристоф Нойер (Christof Naier), генеральный директор этикеточного бизнес-направления группы компаний Heidelberg/Gallus, «цифровизация печати стала неотъемлемым компонентом этикеточного производства. Поэтому, работая на выставке, мы будем неуклонно и последовательно следовать этой тенденции, демонстрируя своим потенциальным и будущим клиентам, в каком направлении в эру развития цифровых печатных систем им следует двигаться, чтобы в полной мере соответствовать требованиям современного рынка этикеточной продукции».

Технологические вариации

По уже устоявшейся традиции, свои достижения на выставке демонстрировали представители следующих технологических направлений: жидкостной электрографии (HP Indigo), сухой электрографии (Xeikon, Konica Minolta, MGI) и двух разновидностей струйной печати – пьезоэлектрической, на которой базируется абсолютное большинство показанных решений и термоструйной в лице машины Gallus Smartfire, в которой использованы печатающие головки компании Memjet.

В качестве отдельного сегмента рынка цифрового печатного оборудования необходимо выделить очень интересную нишу гибридных машин, в состав которых, наряду с традиционными печатными секциями (флексографскими, трафаретными, офсетными) также включаются модули цифровой печати. Учитывая специфику формирования подобных решений, они, как правило, создаются в рамках партнерских проектов создателей традиционной печатной техники с разработчиками специализированных цифровых систем. Образцы таковых показали компании Bobst, Focus Label Machinery, Gallus, Lombardi Converting Machinery, Mark Andy, Monotech Systems, MPS, Omet.

Цветовой охват

Выставка однозначно продемонстрировала, что доля цифровых печатных машин, работающих исключительно по цветовой схеме CMYK, продолжает неуклонно сокращаться. Когда-то безоговорочного лидера по числу используемых в машинах цветов, компанию НР, уже довольно давно догнали Durst и Epson, очень активно конкурирует Xeikon, постепенно подтягиваются и другие, включая поставщиков гибридных систем. В числе таковых следует назвать компании Bobst, Dantex, Dilli, Miyakoshi, Gallus, Hanglory Group, Mark Andy, Screen.

Максимальные возможности по широте воспроизводимых оттенков предоставляют машины, рабочую «палитру» которых формируют семь цветов – стандартный набор CMYK, к которому могут быть прибавлены оранжевый, зеленый и фиолетовый (Or + Gr + Vi). Подобные «чисто цифровые» решения демонстрировали Bobst, Durst, Dantex и HP Indigo. Разработчики впервые представленной на рынок цифровой машины Screen Truepress Jet L350UV SAI посчитали, что у них седьмым цветом должен быть не фиолетовый, а голубой.

Что касается гибридных печатных линий, в состав которых также включаются 7-цветные цифровые печатные модули, то их можно было увидеть на стендах компаний Gallus, Mark Andy и Omet.

Цифровые печатные устройства, чей цветовой охват формировала 6-красочная «палитра», показали HanGlobal Digital Solutions (CMYK + Or + Vi) и компания Miyakoshi, в машине которой к набору CMYK разработчики предлагали подключить два канала с белым цветом.

Такое решение последней выглядит вполне оправданным, учитывая, сколь важен белый высокой плотности фон при печати на прозрачных или цветных этикеточных материалах. Неудивительно, что абсолютно во всех представленных на выставке цифровых машинах наличие белого цвета предусматривалось в любой конфигурации.

Производительность

Весьма важный параметр, значения которого всегда были заметно ниже, чем у традиционной печатной техники, что до сей поры не позволяло «цифре» на равных конкурировать с флексографскими или офсетными машинами.

Однако ознакомление с величинами рабочих скоростей целого ряда показанных на выставке цифровых печатных устройств, внушает уверенность, что ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. В первую очередь, речь идет о машинах, использующих в своей работе технологии струйной печати. Благодаря бесконтактному принципу нанесения изображения, скоростные показатели данной техники с каждым годом становятся все более интересными.

Так, в представленной компанией KPG Europe печатной машине Digicase заявленное значение рабочей скорости (правда, при разрешении всего 160 х 600 dpi) составило 150 м/мин!

В агрегатах Durst Tau RSCi и Bobst Mouvent величина производительности также оказалась вполне достойной, поскольку может достигать 100 м/мин. Учитывая же, что зачастую печать сложных работ на флексографском оборудовании идет на скоростях того же порядка, не будет преувеличением сказать, что цифровые машины все чаще начинают заметно теснить на рынке своих «аналоговых» собратьев.

Работа на рынке пищевой продукции

Руководителям этикеточных и упаковочных производств хорошо известно, сколь привлекательны могут быть для реализации на цифровой печатной технике заказы, исходящие от представителей пищевой индустрии. Однако, помимо вопросов себестоимости печати и ее качества, очень остро стоит и другая проблема – соответствие используемых чернил (красок) строгим требованиям стандартов пищевой безопасности.

И если приемлемые пути решения данной проблемы уже были найдены для цифровой техники, работающей на базе технологий сухой и жидкостной электрографии, то в сфере струйной печати все не так просто. Дело, как известно, в том, что подавляющее число цифровых струйных печатных машин использует в своей работе отверждаемые ультрафиолетовым излучением красители. В их состав, в свою очередь, входят так называемые фотоинициаторы, которые, под воздействием УФ-излучения, распадаются, образуя активные частицы, способствующие началу процесса полимеризации красочного слоя.

Однако, одним из ключевых требований стандартов пищевой безопасности является установление жестких ограничений (предельных максимальных концентраций) на возможность попадания фотоинициаторов или продуктов их распада в пищевой продукт (их так называемой миграции).

Решить проблему может только процесс полного (100%) связывания фотоинициирующих элементов в ходе реакции отверждения красочного материала. И, поскольку одним из основных препятствий к этому является атмосферный воздух, а именно, содержащийся в нем кислород, который тормозит реакцию УФ-отверждения, то логичным выходом из положения стало проведение реакции отверждения (полимеризации) в инертной газовой среде.

Познакомиться с такими решениями можно было на стендах компаний Screen и Miyakoshi, оснащающих свои агрегаты специальными «азотными камерами», внутри которых и происходит процесс отверждения красителей.

Разумеется, на выставке была предложена и другая технология обеспечения соответствия пищевым стандартам, суть которой – в использовании УФ-чернил, характеризуемых низким уровнем миграции фотоинициирующих компонентов сквозь формируемый на поверхности этикетки или упаковки красочный слой. Примеры ее реализации были на стендах фирм Durst, Epson и Screen.

Тем не менее, реальная степень миграции сильно зависит от точности настройки процесса отверждения, на который влияет достаточное большое число технологических параметров. Поэтому неудивительно, что поставщики «маломигрирующих» струйных чернил подчеркивают, что окончательная ответственность за результат всегда лежит на непосредственном производителе этикетки или упаковки.

Традиционно, изготовителей этикеточной и упаковочной продукции для пищевой индустрии очень интересовали цифровые печатные машины, использующие экологически чистые красители на водной основе. С таковыми посетители выставки знакомились на стендах компаний Bobst (машина Mouvent LB702-WB) и Gallus (машина Smartfire).

«Благородная» печать

Вместе с тем, чтобы на равных конкурировать с традиционными печатными процессами, даже перечисленных выше достоинств цифровой печати недостаточно. И это понятно, поскольку технологический процесс изготовления этикетки и упаковки одной лишь печатью, разумеется, не ограничивается. Он просто немыслим без применения разнообразных послепечатных (отделочных) технологий, или, как часто говорят в последние годы, способов «облагораживания» печатной продукции.

Спектр этих технологий весьма широк и включает в себя такие операции, как холодное или горячее тиснение, лакирование, конгревное тиснение, создание различных внешних спецэффектов.

Помогают «цифре» в этом многочисленные поставщики устанавливаемых в линию с печатной машиной, или работающих автономно от нее, модульных «конвертинговых» линий, превращающих рулон запечатанной на цифровой машине продукции в рулон готового к использованию этикеточного или упаковочного материала.

Однако до определенного времени в роли таких устройств выступали традиционные «аналоговые» линии обработки, пусть даже и максимально адаптированные для работы с цифровыми машинами. Спектр их предложений на Labelexpo 2019 и на этот раз был поистине огромен и озвучивался на стендах таких широко известных фирм как ABG Graphic, Brotech, Cartes, GM, Grafotronic, Prati, Smag Graphique и многих других.

Но, ситуация постепенно меняется, и на арену, один за другим, начинают выходить по-настоящему цифровые системы послепечатной обработки, в которых, как и в «настоящей цифре» уже не требуется устанавливать материальные формы для печати, высечки, конгрева или тиснения. Их функции на себя берут специально разработанные разновидности лаков, красок (чернил) и фольги.

Замечательные примеры – продемонстрированные на выставке печатная система MGI JETvarnish 3D Web Color+, объединяющая в себе цифровые модули печати, лакирования и тиснения, а также цифровая отделочная линия HP Indigo GEM, позволяющая формировать на запечатанном полотне разнообразные эффекты, включая тиснение фольгой, нанесение голограмм или конгрев. В основе работы обеих систем лежат специальные жидкие УФ-отверждаемые субстраты, способные одновременно выполнять роль либо адгезива, либо лака.

Цифровые перспективы

Разумеется, стабильное наступательное движение цифровых технологий на рынке этикетки и малоформатной упаковки, которое было продемонстрировано в ходе выставки Labelexpo 2019, далеко не ограничивается успехами в четырех перечисленных автором направлениях.

Не менее важны способность цифровых машин последних поколений работать с большим числом запечатываемых материалов, постепенное увеличение рабочей ширины печати и, конечно же, постоянно растущие возможности печати переменных данных и персонализации продукции. Именно планомерное и настойчивое наступление «цифры» по всем «фронтам» позволило заложить фундамент ее нынешним победам.

И у автора нет сомнений, что при сохранении тех же темпов развития цифровых печатных технологий, он через несколько лет сможет подготовить аналогичные заметки о достижениях цифровых печатных технологий, написанные по итогам одной из крупнейших международных упаковочных выставок.


Автор:   Игорь Периотти

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru