Об упаковке - Для упаковки

ПИЩЕВОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ: БУДЕТ ЛИ ПРОДОЛЖЕНА ПОДДЕРЖКА? (часть 2)

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

18.10.2019

Комментариев: 1

Продолжая рассказ о форуме «Пищевое машиностроение 2019», предлагаем вниманию обозрение его последней части и некоторые заметки автора повествования.

Последняя часть форума была проведена как дискуссионная панель «Новеллы в государственной поддержке пищевого машиностроения».

Директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Мария Ёлкина, которая должна была вести эту часть мероприятия, по уважительным причинам к началу опоздала, появилась лишь в конце, поэтому бóльшую часть дискуссии вела Светлана Проданова.

Дискуссия как способ превращения совещания в форум

И надо сказать, что дискуссия развернулась очень широкая, выступавшие были часто противоречивы в своих суждениях и оценках. Очень жаль, что обо всех выступлениях и высказываниях из зала рассказать не удастся.

Открыл мероприятие Юрий Гуща, технический директор ООО «Протемол». По его мнению, на молочных предприятиях страны сейчас имеется порядка 5% отечественного оборудования. Он считает, что пищевому машиностроению нужны не столько деньги, сколько заказы. Приходу заказов мешают предубеждения заказчиков, которые можно свести к двум пунктам: российские машиностроители не могут ничего сделать; западные технологии – лучшие в мире. Машиностроители прекрасно знают потребности молочной отрасли, но увеличению процента отечественной техники мешает то, что большое количество предприятий отрасли, причем, самых крупных, находятся в руках западных компаний. В этих условиях структуры Минпромторга должны помочь машиностроителям в заказах, но не во всех, а в тех, что идут по госзаказу. Защитные же меры по ввозу импортной пищевой техники, о необходимости введения которых неоднократно говорилось на форуме, по мнению докладчика, ничего не дадут. Российские машиностроители не смогут обеспечить весь комплект требуемой техники, а цены на иностранную станут выше. Защита должна быть фрагментарной.

Он отметил и трудности, с которыми сталкивается российское машиностроение. 90% комплектующих изделий, применяемых на пищевой технике, иностранного производства. Нет российского металла, надо понимать нержавейки, для пищевого машиностроения. По его мнению, пятнадцатипроцентная поддержка не создала полноценной конкуренции с зарубежной техникой, но в целом пищевое машиностроение поддержала. Сообщил также, что прошел слух о передаче пищевого машиностроения в ведение Минсельхоза, что, по его мнению, погубит отрасль. На это Светлана Проданова ответила: «Мы вас никому не отдадим».

Прямо противореча предыдущему докладчику, коммерческий директор АО «Мельинвест» Дмитрий Варнашин заявил, что деньги машиностроителям нужны, например, на перевооружение и приобретение новой техники. Увы, в этом плане 547-е Постановление не сработало. Предприятия, которые рассчитывали на субсидирование, оказались в листе ожидания, и неизвестно, получат ли его. Финансирования пищевого машиностроения на следующий год нет. Прозвучало мнение: может, поддерживать не машиностроителей, а покупателей их техники?

Заместитель генерального директора Кропоткинского завода МиССП Сергей Чиженко, отметил, что предприятием в 2017 г. был осуществлен прирост выпуска продукции на 134% и на 126% – в 2018 г. Увеличению производства способствовали, в том числе, меры господдержки. На 40% вырос экспорт продукции. Кроме того, на заводе смогли обновить станочный парк. Но то, что произошло в 2019 г., расстроило многие планы. Программу 547-го Постановления стоило бы продолжить, и что с ней будет дальше – неясно.

Продолжая тему, Светлана Проданова привела некоторые цифры: в 2017 г. на поддержку было потрачено 0,5 млрд руб., в 2018 г. – 900 млн руб. В 2019 г. были запланированы 1,5 млрд руб., которые должны были пойти наиболее эффективным предприятиям. Деньги были заложены, но Правительство перераспределило их на поддержку банковского кредитования.

Подошедшая к этому времени Мария Ёлкина отметила, что Правительство против прямого финансирования предприятий, предпочитая поддержку через лизинг и кредит. Именно на это направлено Постановление № 167 о льготном кредитовании приобретения отечественной продукции. Минпромторг все же хочет добиться того, чтобы долги по субсидированию (порядка 1 млрд руб.) были отданы.

Далее развернулась дискуссия, которую, надо отдать должное, умело провела Мария Ёлкина, переведя ее в деловое русло и отвечая на вопросы из зала, в т. ч. иногда достаточно острые, приводя в ответ конкретные факты и сходу оперируя цифрами.

Суть же дискуссии во многом свелась к следующему: является ли благом господдержка пищевого машиностроения, доступна ли она малым предприятиям и останется ли она в будущем.

Субъективные заметки автора

Развернувшаяся в конце мероприятия активная дискуссия показала, что равнодушных к судьбе отечественного машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности в зале не было. Кто-то из выступавших даже заметил, что оно из совещания, как его определил в начале Константин Бабкин, превратилось в настоящий форум, где высказывались различные мнения, в том числе, часто противоречащие друг другу.

Судьба мероприятий по господдержке не может не тревожить. Только они начали работать, принося реальные плоды, как их стали сворачивать. Сравнение же субсидирования с допингом, прозвучавшее на этом форме, как, впрочем, и на прошлогоднем, по крайней мере, некорректно. Машиностроители не так уж и плохо работали и без господдержки, а, в общем-то, невеликие субсидии лишь частично им помогли. Даже если это и «допинг», то привыкнуть к нему просто не успели. Не думаю, что отмена субсидирования погубит пищевое машиностроение, но некоторым его предприятиям заметно осложнит жизнь.

Более автора беспокоит отмена субсидирования НИОКР. Это сильно затруднит создание техники, соответствующей требованиям современных технологий. Боюсь и того, что программа развития этой отрасли машиностроения, в целом толковая и перспективная, без этой поддержки не сможет выполняться в полном объеме задач, ею поставленных.

Но и, конечно, жаль, что государство, обратив внимание на этот сектор реального производства, сумевшего самостоятельно сохраниться в трудные 1990-е гг. и приносящего доходы в казну, решило его не «замечать», вновь пустив в «свободное плавание».

Или все-таки господдержка, пусть и в измененном виде, продолжится? Иначе выйдет прямо-таки по пословице: «Поматросил и бросил». Не хочется так думать о Правительстве нашей страны.

Если же отбросить то, что связано с господдержкой, считаю, что форум был интересен и полезен, т. к. позволил машиностроителям прояснить, что нужно пищевикам, а им оценить возможности российских машиностроителей.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Другие публикации в спецпроектах:

АГРОПРОДМАШ-2019

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

18.10.2019 10:31ВАШРУ

По поводу «отмены субсидирования НИОКР». Существует мнение , что китайцы «воруют лучшие в мире западные технологии». Зашёл на сайт одной китайской машиностроительной фирмы « с давними традициями машиностроения» (традициям всего 20 лет). Целая страница сайта посвящена оригинальным патентам этой фирмы. Основными покупателями оборудования этой фирмы по «заимствованным технологиям» являются предприятия «индокитайского региона». А единицы оборудования, сделанные по оригинальным запатентованным китайским технологиям покупают европейские фирмы. Так, выкладываясь в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, китайцы завоевывают рынки сбыта.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru