Об упаковке - Для упаковки

"ЕСЛИ БЫ ПАРНИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ ВМЕСТЕ ОДНАЖДЫ СОБРАТЬСЯ МОГЛИ…"

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

07.10.2019

Представители со всей Земли периодически собираются на различных мероприятиях, на этот раз в 24-й раз встречаются на выставке «Агропродмаш-2019».

Но можно считать, что собираются они гораздо дольше: прародительница данного экспомероприятия выставка «Инпродторгмаш» начала проводиться в Экспоцентре ещё в 1976 г. А может, стоит считать предысторию «Агропродмаш» более длительной? Потому что более полувека назад в Сокольниках была проведена выставка «Инпродмаш-67», где участвовало около 1000 предприятий из 22 стран и которую посетили первые лица страны. И какие мировые лидеры на ней были! Многие компании, кстати, занимают ведущие позиции до сих пор и продолжают участвовать в «Агропродмаше». Например, Bühler (тогда Швейцария, ныне – международная группа с более чем 13-ю тыс. работников в 140 странах) – крупнейший производитель техники для обработки зерна.

Изменения во времени и пространстве

В залах выставки представлены все ведущие мировые производители технологического оборудования для пищевой индустрии. Но рядом с их стендами располагаются площадки более мелких, не столь известных компаний, и тоже со всего мира.

Так что на Красной Пресне представлены практически все технологии пищевой индустрии и большинство тех, кто готов предложить оборудование для их осуществления. «Парни», представляющие мировое пищевое машиностроение, собираются в октябре каждого года Москве, чтобы «себя (точнее, свою продукцию) показать» и, чего греха таить, «на других посмотреть». Приглядеться, что есть интересного у коллег-конкурентов.

Из-за этой широты представленных технологий выставка является уникальным и, пожалуй, главным явлением в деле оснащения пищевой промышленности страны, привлекая в залы «парней» в лице руководителей и специалистов пищевых предприятий России, да и зарубежья.

Главное отличие выставки советских времен «Инпродторгмаш» от российской «Агропродмаш» в том, что мелких пищевых предприятий в СССР не было, поэтому демонстрировалась самая производительная техника; сейчас же имеются предприятия самой разной производственной мощности, предлагаются технологии с разными объемами выпуска продукции.

Но и выставка «Агропродмаш» за время своего существования претерпела качественные изменения. На первых выставках если не три четверти, то две трети участников предлагали что-то, так или иначе связанное с упаковыванием, сейчас же упаковочная составляющая выставки являет примерно четверть всех предложений экспонентов. Такое временнόе изменение выставки вполне понятно. На стыке веков при появлении множества мелких предприятий «пищевки» и тогдашней дешевизне стоимости рабочей силы множество операций производилось вручную или с применением простейших механизмов. А с упаковыванием так не получится. Без каких-то машин и качественных материалов достойной упаковки не получится. Сейчас же упаковочные процессы заняли на выставке подобающее им место, соответствующее соотношению упаковочных операций в общей технологии пищевых производств.

Замечены и «пространственные изменения». Выставка последние годы становится крупнее и по числу экспонентов, и по числу посетителей, А значит, и по занимаемым площадям.

От импортозамещения к реальной конкуренции

Выставки последних лет показали еще одно отрадное явление. В залах посетители могли наглядно увидеть то, что называется импортозамещением в производстве технологического оборудования. Это отмечали представители ведущих пищевых предприятий страны, в том числе на страницах портала Unipack.Ru.

Действительно, у посетителя есть реальный выбор. К примеру, приобрести роторную хлебопекарную печь Тверского завода пищевого оборудования или технику такого же назначения из Италии; шикарный, но дорогостоящий куттер производства Bertsch-Laska (Германия) или куттер отечественного производства, например, завода «Агрегат» (Воронежская область).

Мало того, сейчас уже можно говорить о реальной конкуренции отечественной и зарубежной техники на внутреннем рынке России.

«Дела давно минувших дней»

Думаю, что уже сейчас стоит подумать об экспорте отечественного технологического оборудования. Тем более, что, в отличие от экспорта советского «чисто упаковочного» оборудования, который был относительно невелик, некоторые образцы оборудования для «пищевки» пользовались успехом за рубежами нашей Родины и не только в странах соцлагеря.

Например, хорошо продавалась печь хлебопекарная тупиковая с электрообогревом Ш2-ХПЛ-10. Вальцевые мукомольные станки моделей А1-ВЗН, БВ, особенно ЗМ, во множестве работали не только в странах социализма, но и в государствах, расположенных к югу от границ СССР вплоть до Северной Африки.

Одной из главных проблем советского пищевого машиностроения было то, что оно редко могло предложить решение технологических проблем в комплексе. Так, например, очень надежный советский автоматический дозатор АДМ-4, применявшийся (на некоторых предприятиях работает и поныне) для наполнения банок в мясоконсервном производстве, пользовался успехом. А вот с закаточной машиной советского производства было хуже. В соцстранах предпочитали аналогичную технику производства Nagema (ГДР).

Конечно, чаще советское оборудование уступало аналогичной технике ведущих мировых производителей. Вальцевый станок ЗМ по ряду показателей проигрывал, например, технике упомянутой компании Bühler. Но все равно он был достаточно качественным, а главное – выигрывал по известному соотношению «цена-качество».

«Парни, парни, это в наших силах»

Последние годы, в связи с улучшением качества предлагаемой продукции, оптимальность этого соотношения во многом закрепилось за Китаем. Отнять первенство в этом вопросе у данного государства сложно. Но на одной из недавних выставок «Агропродмаш» автору сообщили приятную новость. На стенде предприятия, выпускающего технику для производства мясных полуфабрикатов, рассказали, что им удалось продать автомат для производства пельменей в Китай. В Китай, чьи пельменные аппараты еще лет восемь-десять назад составляли в России порядка 80% парка оборудования этого назначения! Так что и с традиционными производителями можно бороться, и даже на их территории.

Есть и другие сообщения об экспорте отечественного технологического оборудования, правда, надо признать, пока еще малочисленные.

Может ли экспорт пищевой техники стать заметной частью всей российской зарубежной торговли? Думаю (и надеюсь), что со временем сможет.

Но для начала стоит понять, что и куда надо продавать, с чьей помощью?

Начнем с последнего вопроса. Государство всерьез озаботилось проблемой увеличения производства техники для «пищевки» и ее экспорта. Проблемы продвижения на мировой рынок особенно многогранно освещались на форуме «Пищевое машиностроение 2018», состоявшемся в рамках прошлогодней выставки «Агропродмаш». Там выступали не только представители Мипромторга и ассоциации «Росспецмаш», рассказавшие о мерах поддержки и возможностях их осуществления, но и представители компаний, успешно продающих технику за рубеж. Они рассказали о своей экспортной деятельности и трудностях, встречающихся при этом.

На форуме, кроме того, была поднята проблема создания демонстрационных залов, складов, представительств наших компаний за рубежом. А это и близость к зарубежному потребителю, и оперативность обслуживания, и вопрос престижа, наконец. Думается, что кроме помощи в участии в зарубежных выставках (это способствует узнаваемости бренда), ассоциации стоило бы подумать о помощи в создании таких коллективных баз наших машиностроителей за рубежом.

Что экспортировать? По мнению большинства успешных экспортеров, это, прежде всего, должна быть уникальная продукция. Если же не уникальная, то предельно качественная, не уступающая по показателям технике аналогичного назначения, имеющейся на рынке страны-импортера.

Куда продавать? Конечно, стоит осваивать рынки стран бывшего СССР, что понятно. К выбору других стран надо подходить внимательно, учитывая их национальные, законодательные и прочие особенности. Кстати, стоит прислушаться к мнению генерального директора ВНИИ комбикормовой промышленности В. Афанасьева, высказанному им на упомянутом форуме, и обратить внимание на страны Ближнего Востока и Северной Африки. В них идет либо промышленный рост, либо восстановление хозяйства. Кроме того, множество специалистов в тех странах получали образование в СССР, большинство из них сохранили знание русского языка и симпатии к нашей стране, а также они хорошо помнят советскую технику.

***

Вопросов, решаемых при экспортировании российской пищевой техники, множество. Надо надеяться, что хотя бы частично они прояснятся на выставке «Агропродмаш-2019».


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Другие публикации в спецпроектах:

АГРОПРОДМАШ-2019

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru