Об упаковке - Для упаковки

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ПРОЦЕНТАМИ? ВОЗВРАЩАЯСЬ К ОПУБЛИКОВАННОМУ

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

02.08.2019

Статья «Анализ рынка упаковочного оборудования: стабильный спрос на новые технологии», опубликованная на портале, очень заинтересовала автора этих заметок, бόльшую часть своей трудовой деятельности посвятившего созданию упаковочной техники. Что неудивительно, цифры, связанные с поставками упаковочного оборудования, публикуются редко. Хотелось дать некоторые комментарии к материалу. Но не сразу, а чуть поразмыслив. Поэтому, возвращаясь к опубликованному, попытаюсь сделать, так сказать, «анализ анализа».

Сразу же хотелось бы поблагодарить агентство Allied Market Research за предоставленные цифры, в достоверности которых по ряду признаков сомневаться не приходится. А вот некоторые выводы с мнением автора этой заметки не совпадают.

Структура мирового использования упаковочного оборудования по отраслям вопросов не вызывает. Понятно, что больше всего оно применяется в тех «подразделениях» мирового производства продукции, и именно в том количественном порядке, как они представлены на диаграмме. Мало того, диаграммы мирового или регионального потребления упаковки, как они представляются в разных источниках, практически совпадают с приведёнными. Ведь вполне понятно, чем больше используется упаковочных материалов, тем больше требуется техники, оперирующей с ней.

Вот, например, одна из таких диаграмм.

Не вызывает желания высказаться и раздел «Тенденции развития мирового рынка гибкой упаковки». Зато раздел «Анализ экспортно-импортных операций с упаковочным оборудованием в России» заставил призадуматься.

Велик или мал 1%?

Невысокое количество экспортируемого оборудования (1% от величины импорта) вполне объективно и объяснимо. Упаковочной техники нами вывозится пока что мало. Не столь уж и много у нас оборудования, которое лучше того, что производится «за бугром». Кроме того, для того чтобы занять сколь либо заметное место на мировом рынке, надо организовать крупные представительства в разных регионах мира, имеющие выставочные залы и склады для готовой продукции и запчастей. Либо иметь надежных партнеров в лице инжиниринговых компаний, дистрибьюторов или дилеров. Но в любом случае близко расположенные к потребителю базы и специалистов по ремонту и наладке, чтобы осуществлять техническое обслуживание проданной техники. Но надо надеяться, что со временем отечественное упаковочное оборудование займет на мировом рынке заметное место.

Не думаю, что в советские времена, даже при наличии планового производства в рамках стран СЭВ, объемы экспорта советской упаковочной техники заметно превышали нынешние. Дело в том, что в некоторых этих странах, например, в ГДР и Чехословакии выпускалось достаточно широкая номенклатура оборудования, по крайней мере, не уступавшего по характеристикам советскому. Кроме того, упаковочная техника выпускалось и в социалистической стране, не входившей в СЭВ – Югославии. Даже если и было «советское предложение» на рынке СЭВ единственным, в «братских странах» зачастую старались приобрести оборудование не в СССР, а более качественное в Западной Германии или Италии.

Страны и техника

Что касается импорта упаковочной техники в Россию, самое отрадное здесь то, что соотношение техники по странам производства приведено, как сказано в статье, «в натуральном выражении» (надо понимать, в штуках завезенных изделий) и в стоимостном соотношении. Редкий случай рассмотрения экспорта с двух точек зрения, что повышает объективность анализа. Пожалуй, для более точной картины не хватает лишь общего количества завезенной техники или потраченных на нее денег.

Попробуем перечислить ту технику, которую в основном завозят к нам из стран, указанных в диаграмме.

В Китае выпускается едва ли вся номенклатура оборудования, которое можно определить как упаковочное. Но есть подозрения, вызванные присутствием китайской техники на московских выставках, что основной техникой из Поднебесной, привезенной в Россию, являются фасовочные автоматы на базе машин вертикального типа, формирующие пакеты образованием рукава и складыванием упаковочного материала вдвое. Хотя на выставках демонстрировались весьма достойные образцы техники и другого назначения.

В Италии также выпускается оборудование самого широкого назначения. Но можно предположить, что лидером по поставкам являются автоматы вертикального типа, фасующие сыпучие и жидкие продукты в пакеты типа «саше» и «стик». Это объясняется тем, что в нашей стране имеется мощное представительство компании OMAG, завязанной на наш рынок еще с советских времен, а достойной альтернативы их технике ни у наших, ни у китайских производителей нет. Возможно, что часть такой техники поставляется к нам компанией Boato, также поставлявшей оборудование в те времена. Правда, представительства у фирмы в России нет, но есть инжиниринговые компании, готовые поставить их технику. Наверняка, часть импортного итальянского оборудования составляет техника Italpack, поставляющая оборудование для фасования сыпучих продуктов в бумажные пакеты.

Третье место Нидерландов, честно говоря, неожиданность для автора. Эта страна ранее не занимала ведущих мест в «мировой табели о рангах» упаковочного машиностроения, хотя, надо признать, была далеко не последней в этом списке. Судя по выставкам, компании из этой страны не слишком активны на нашем рынке. Можно предположить, что техника из Нидерландов это, прежде всего, упаковочные машины горизонтального типа системы «флоупак», производимые предприятием Klöckner Tevopharm B. V., ныне входящим в группу Bosch Packaging Technology.

На предприятиях Тайваня, как и в «материковом» Китае, тоже выпускается широкая номенклатура упаковочной техники. Какой-то приоритет тут определить трудно. Разве только, если судить по стендам тайваньских предприятий и их российских партнеров на выставках, там отдается бόльшее предпочтение комплексному решению упаковочных процессов в виде создания линий.

Германия – главный мировой производитель упаковочной техники и поставщик новых технологий в этом производстве. Сказать точно, какая техника и какие компании занимали первые места в экспорте в Россию, невозможно.

Зато точно можно определить, за счет какого оборудования почетное шестое место в «поштучном» рейтинг-листе заняла республика Сан-Марино. Это техника для группового и транспортного оборудования компании Aetna Group. Прежде всего, палетоупаковщики марки Robopac. Мало того, что у данного оборудования найдется немного конкурентов, компания имеет сильный филиал в России, ведущий активную деятельность.

Испания – это, скорее всего, оборудование для упаковывания в вакууме и в среде газов компании Ulma, о чьем представительстве в России можно сказать то же, что и о предыдущем. Возможно, что часть испанской продукции приходится на оборудование для формирования и наполнения «дойпаков», особенно большой вместимости, изготовленного компаниями Volpac и Bossar.

Более ясно с Японией. Это, прежде всего, комбинационные дозаторы и техника, связанная с ними, производства Ishida. Неясно, правда, почему в диаграмме отсутствует Великобритания, ведь часть техники выпускается там, в дочерней компании Ishida Europe. Видимо, продукцию «дочки» считали вместе с «родительской».

Швеция – понятно, что это, прежде всего, оборудование для фасования жидких продуктов компаний Tetra Pak и Ecolean.

Тут же вопрос: «А где Норвегия?» Неужели в 2017 г. не куплено оборудование, произведенное компанией Elopak, работающего со столь популярной у нас упаковкой Pur-Pak во многих ее вариантах. Или соседка Швеции вошла в рубрику «Прочие»?

Турция – страна, чьи компании последние годы активно действуют на рынке упаковочной техники России. Однако пока еще трудно сказать, какое турецкое оборудование более востребовано у нас.

Цена-качество

Совершенно другую картину представляет собой импорт в стоимостном выражении, где первые места занимают Германия, Италия, Испания. Что понятно, их техника заметно дороже китайской, тайваньской и даже турецкой. Но сравнение почти 48% китайского импорта в «штучном» выражении с 7% в стоимостном заставляет задуматься. Понятно, что труд китайских машиностроителей дешевле труда немцев или итальянцев. Понятно, что европейское оборудование лучше по техническим показателям. Плюс, конечно, именитость производителей из Евросоюза и Японии (их продукция известна потребителям с советских времен). Хотя последнее не столь важно. Ведь на предприятиях работают не бренды, а техника, которая должна удовлетворять потребителей.

На непомерно низкую цену китайского оборудования, порой граничащую с демпингом, обратили внимание и отечественные машиностроители. Даже просили государство их защитить.

Влияет и политика

Приходится констатировать тот факт, что упаковочное оборудование из Германии и Италии, еще лет восемь назад, занимавшее ведущее положение в поступлении на российский рынок, сейчас «поштучно» стало отставать.

Причин тому несколько. Например, остающаяся низкая цена китайской техники при улучшении ее качества. Увеличение возможности выбора поставщика. Но главной, по глубокому мнению автора, является политическая причина. Точнее санкции, введенные некоторыми странами против России. Нет, они напрямую не затрагивают ввоз к нам техники мирного назначения. Но вот если раньше под покупку зарубежного оборудования можно было получить в западных банках валютный кредит под невысокие проценты, то сейчас это сделать сложнее.

«…немецкий депутат, председатель комитета бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст заявил, что антироссийские санкции бесполезны, а их сохранение вредит немецкому бизнесу и ведет к переориентации России на экономическое взаимодействие с Китаем» – это цитата из недавнего сообщения РИА «Новости». На мой взгляд, в отношении упаковочной техники лучше и не скажешь.

Приведенные факторы принимаются, но с оговорками

Указанные в статье факторы, влияющие на выбор техники, создающей мягкие упаковки, требуют дополнительного рассмотрения.

Высокая производительность оборудования. Да это требуется. Но не абсолютная, а в пределах имеющегося производства. Иначе, несмотря на все указанные трудности, техника из «упаковочно развитых стран» оставалась бы во всесторонних лидерах.

Максимальная степень автоматизации. Желательна. Но ее сдерживает стоимость такого оборудования. Так что, тут выбор остается за соотношением «цена-степень автоматизации».

Вертикальное фасование. Тут, надо понимать, речь идет о фасовочных автоматах на базе VFFS-машин. Тогда возражений нет. Это самый распространенный в мире вид фасовочного оборудования.

Надежность, ремонтопригодность и доступное сервисное обслуживание. Все правильно. Но именно эти «опции» сейчас часто и предлагают китайские производители. У многих из них в России имеется партнеры, занимающиеся продажей и обслуживанием их техники. Не говоря уже о том, что есть российские компании, предлагающие технику китайского производства под собственной маркой.

Повышенных энергоэффективности и требований к маркировке – касаться не будем, тут все понятно.

Условия приобретения: отсрочка платежа, лизинг, скидки. Об этом, собственно было сказано выше. И предпочли бы потребители «европейское оборудование с более высокой остаточной стоимостью», но труднее это сейчас.

О материалах

Сомнений нет, что ПЭ и ПП – самые распространенные полимеры, применяемые в упаковывании. И если по поводу монопленки из ПЭВП вопросов меньше, она применяется достаточно широко, в основном для упаковывания дешевых продуктов: соли, сахара, круп, макаронных изделий. Но уже при фасовании молочных продуктов в пакет-подушечку применяемая ПЭ-пленка не так уж и проста. Там используется так называемая «молочная пленка», со специальными свойствами, часто, многослойная.

Ориентированная ПП-пленка применяется очень широко. Ее ориентация придает материалу дополнительные «плюсы»: устраняет возможную разнотолщинность, улучшает блеск, улучшает ее полиграфические свойства. Но в том, что БОПП или ОПП широко применяются в виде монопленки, есть сомнения. Вот цитата из «Энциклопедии полимеров» в 3-х томах, изданной в 1972 г.: «В случае термической сварки ориентированных полиолефиновых пленок возможны релаксационные явления, которые делают шов сморщенным и непрочным». Поэтому ее в основном применяют в качестве части многослойного или комбинированного материала, покрывая свариваемую поверхность материалом с более низкой температурой плавления, чаще ПЭ. В качестве монопленки ОПП применяют редко. Например, для создания внешней прозрачной упаковки, в частности сигаретных пачек, заменяя ранее применяемый целлофан. Но в этом случае для соединения слоев пленки применяются адгезивы.

В качестве итога

Исследования, проведенные агентством Allied Market Research и опубликованные на портале, показывают, что пищевая индустрия России развивается. Но более интенсивно развиваются предприятия малого и среднего бизнеса. Именно их больше устраивает оборудование из Китая, Тайваня, Турции. Но развиваются и крупные предприятия, чаще ведущие свою историю из времен Страны Советов. Именно они являются основными покупателями техники из Германии, Италии, Испании, Японии и прочих индустриально развитых стран. Их маломощное оборудование интересует меньше. Например, если малые и средние предприятия, фасующие муку в бумажные пакеты, устроит техника, предлагаемая сейчас производителями России, Китая, Турции, то крупным мелькомбинатам требуется более производительная техника из Германии (Bosch, Fawema) или Италии (Italpack).

Приходится констатировать и тот факт, что инновации и передовые технологии упаковывания стали меньше интересовать наши пищевые предприятия. Нет, конечно, стремление использовать новые варианты упаковок у наших производителей есть. Но это относительно новые упаковки, новые для конкретных производителей пищевых продуктов. Мировые же инновации в упаковывании стали не столь широко использоваться, как было ранее. Иначе, при всех сложностях приобретения, количество техники из Германии и Италии не уступало бы числу оборудования из Китая.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Добавить комментарии

Последние комментарии Правила обсуждения материалов на Unipack.ru

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru