Об упаковке - Для упаковки

Губит людей не пиво: ситуация и перспективы отечественного пивоварения

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

06.03.2019

Комментариев: 1

Мысль о том, что пиво не является главным фактором алкоголизации населения России, неоднократно прозвучала на пресс-конференции Союза российских пивоваров, которая прошла в пресс-центре МИА «Россия сегодня» на Зубовском бульваре 4 марта 2019 г. В ходе пресс-конференции пивовары обрисовали положение отрасли в настоящий момент и рассказали о впечатляющих итогах 2018 г., когда звёзды особенно благоприятно сошлись для отечественного пивоварения.

Андрей Губка, председатель Совета Союза российских пивоваров, отметил, что впервые за долгое время пивоваренная отрасль фиксирует положительную динамику. В России за 2018 г. было произведено 774,7 млн декалитров (дал) пива, включая пивные напитки. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 4,1%. В секторе напитков на основе пива рост составил впечатляющие 23%. Без учёта напитков в стране было выпущено 699,3 млн дал пива, что на 2,4% больше, чем в предыдущем году.

В числе благоприятных факторов для развития отрасли Андрей Губка назвал отсутствие роста ставки акциза в 2018 г., отсутствие существенных законодательных изменений, подобных запрету на выпуск пива в ПЭТ-таре ёмкостью 1,5 л и более. В 2018 г. таких проблем не было. Плюс к тому настоящее тёплое лето, что тоже немаловажно. Ну и чемпионат мира по футболу, благодаря чему потребление пива за счёт болельщиков существенно увеличилось.

По данным Федерального казначейства, акцизные поступления от оборота пива (производство и импорт) за 2018 г. увеличились на 2,4%. Оборот пива, произведённого в России составил 151,9 млрд руб. (+1,2%). Интересно, что оборот пива, ввозимого в РФ, составил 6,3 млрд руб. Это небольшая доля рынка, но каков рост (+46%)!

Что касается потребления пива у нас, то по потреблению пива в литрах на душу населения в год в Европе Россия (55,5 л) находится совсем не на первом месте, а на девятнадцатом, между Кипром и Швейцарией. Первая пивная страна в Европе по этому показателю – Чехия (138 л), затем следуют Австрия (105 л), Германия (101 л) и Польша (97 л). Таким образом, в России существует потенциал роста потребления пива, но при этом, как отмечает Союз российских пивоваров, нет никакой угрозы государственной политике, направленной на снижение уровня алкоголизации населения. В целом, по сравнению с 2013 г. среднедушевое потребление пива в России значительно снизилось: с 71,2 л до 55,5 л.

Говоря о проблемах пивоваренной отрасли, Андрей Губка выделил особенности отечественного законодательного регулирования. Во-первых, его непредсказуемость. Большое количество законодательных инициатив с непредсказуемой степенью вероятности реализации, а также жёсткое региональное регулирование. Во-вторых, акцизные ставки на пиво довольно высоки, примерно на уровне ставок для крепкого алкоголя. А это значит, что в такой ситуации крепкий алкоголь получает преференции. Также Андрей Губка обратил внимание собравшихся на высокий уровень социальной ответственности пивоваренного бизнеса. Чемпионат мира продемонстрировал возможность либерализации законодательства как в части оборота, так и в продвижении без ущерба для здоровья населения.

Среди рисков развития отрасли пивоварения Андрей Губка назвал: маркировку, лицензирование, повышение ставки акциза сверх установленной Налоговым кодексом, запрет на использование ПЭТ-тары, дополнительные ограничения в области продаж на региональном и федеральном уровнях, введение ограничений на ввоз сырья и материалов. Ужесточение регулирования и повышение налоговой нагрузки приводят к снижению конкурентоспособности легальных производителей. В связи с этим необходимы профилактические меры, такие как усиление ответственности ИП, введение реестра пивоваренных производств (с уведомительным порядок включения в реестр), обеспечение прослеживаемости производства и оборота пивоваренной продукции с использованием системы ЕГАИС и онлайн-касс.

Об основных тенденциях рынка пива рассказала Ольга Дашкевич, директор по работе с клиентами аналитической компании "Nielsen Россия". Она начала с того, что в 2018 г. вырос не только пивной рынок, но и рынок товаров повседневного спроса (FMCG) в целом. Рост составил 5,9% в денежном выражении. Как известно, рост в денежном выражении иногда определяется лишь повышением цен. Но в 2018 г. половину этого показателя составил реальный рост потребления в секторе.

На динамику категории пива оказали своё влияние холодное лето 2017 г. и запрет на выпуск пива в ПЭТ-таре ёмкостью от 1,5 л. Соответственно, жаркое лето 2018 г. и чемпионат мира FIFA сыграли свою роль в увеличении производства. Кроме этого, важную роль в улучшении динамики рынка в 2018 г. сыграло также расширение ассортимента. Выросло количество товарных позиций, увеличилось количество брендов (в 2016 г. 1878 брендов в категории «пиво», в 2018 г. – 2276 брендов). Говоря о каналах современной торговли, Ольга Дашкевич отметила рост давления промоакций в торговых сетях. В 2018 г. каждый второй литр пива продавался со скидкой по акции. Для пива традиционная торговля остаётся важным каналом сбыта.

Свою роль в динамике рынка пива играет и тип упаковки. Сейчас на рынке используется ПЭТ-тара, стеклянная бутылка, жестяная банка и кеги. Крупнейшая доля (34,8%) у ПЭТ-тары (менее 1,5 л), однако наибольший вклад в рост даёт пиво в металлических банках. Доля жестяной банки и стеклянной бутылки в 2018 г. составила по 26,4%. Интересно также, что импортное пиво в 2018 г. занимало всего 3% рынка, но его оборот за последний год удвоился.

Алексей Кедрин, вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям ООО «Пивоваренная компания "Балтика"» (часть Carlsberg Group), рассказал об основных регуляторных рисках пивоваренной отрасли. В настоящее время Союз российских пивоваров не видит обострения каких-либо рисков, которые постоянно отслеживаются. Все риски подразделяются на четыре группы. Во-первых, речь идёт о налогах, обо всех финансовых инструментах, применяемых государством к производителям как налогоплательщикам и как к отрасли, выпускающей подакцизную продукцию. Если говорить об акцизной политике, то любое повышение акциза сверх запланированного всего на 1 руб. в течение 3-4 лет может оказать дополнительное давление на отрасль в размере примерно 7 млрд руб.

Во-вторых, в настоящее время много говорят о прослеживаемости и прозрачности рынка алкогольной продукции, и в этой связи появляются различные законодательные инициативы. В-третьих, есть небольшой по объёму, но важный аспект, связанный с экономическими контрсанкциями. В-четвёртых, существует понятная участникам бизнеса тенденция, связанная с повышением экологической ответственности, которая тоже генерирует те или иные законодательные инициативы.

Кирилл Болматов, директор по корпоративным вопросам ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», рассказал о том, что рынок безалкогольного пива в России демонстрирует стремительный рост. В 2018 г. количество жителей нашей страны, которые купили пиво хотя бы один раз в год, составило 80%, что даже несколько меньше, чем в 2015 г. (81%). В сегменте безалкогольного пива количество людей, купивших этот продукт хотя бы раз в году, увеличилось с 12% в 2015 г. до 20% в 2018 г. Этот факт отражает потребительскую тенденцию к здоровому образу жизни. По результатам опросов, 76% россиян говорят, что регулярно занимаются спортом (в 2006 г. таких респондентов было 44%), а 40% наших граждан старше 18 лет заявляют, что вообще не пили алкоголя за последний год (в 2009 г. об этом говорили 26%). 73% россиян утверждают, что выбирают продукты, полезные для здоровья.

Доля безалкогольного пива на отечественном рынке пока ещё мала: в 2016 г. она составляла 1,2%, в 2018 г. она увеличилась до 1,9%. База низкая, но зато рост впечатляющий. В 2018 г. рост категории составил 36,6%. Кирилл Болматов отметил, что в этом росте свою роль сыграли реклама и использование имиджа здорового продукта в спонсорских проектах. За рубежом объёмы потребления безалкогольного пива также растут. Это мировая тенденция.

Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании AB InBev Efes, в своём выступлении коснулся влияния чемпионата мира по футболу FIFA на российский рынок. И это влияние бесспорно. Вообще, пиво позиционируется как продукт, идущий рядом со спортом. Часто пивоваренные компании спонсируют те или иные спортивные соревнования. Например, Heineken спонсировала Московский марафон и российский этап «Формулы 1». По мнению Ораза Дурдыева, положительную роль сыграли послабления в рекламной сфере, сделанные для пивоваренной отрасли на время чемпионата. Поэтому производителям важно было доказать, что пиво не связано с проявлениями насилия среди болельщиков, какими-то правонарушениями. По его словам, в России мы имеем уже другую культуру болельщиков, отличающуюся от прежней. Около 1,8 млн болельщиков посетило матчи чемпионата. На чемпионат приехало 843 000 иностранных туристов, которые потратили за время соревнований примерно 1,5 млрд долл. США, из них 100 млн долл. – на еду и напитки. В городах, где проводился чемпионат, продажи пива выросли на 14%. На стадионах продано 3,2 млн стаканов пива. Примерно 2,2% всего выпитого на стадионах пива было безалкогольным. По словам Ораза Дурдыева, пива было выпито больше, чем в своё время в Бразилии.

Пресс-конференция показала удовлетворённость пивоваренных компаний ситуацией на рынке в 2018 г. Конечно, такие факторы, как погода, весьма переменчивы, а чемпионат мира по футболу – вообще редкое событие, рост пивного рынка обеспечили и усилия производителей. Как отметил, Андрей Губка, пиво выросло ещё и потому, что повышение цен на него было ниже, чем продуктовая инфляция. Сейчас, поскольку пока неизвестно, каким будет лето, а чемпионата в этом году точно не ожидается, нужны ещё большие усилия отрасли. В любом случае, в 2019 г., по словам Андрея Губки, отрасль ожидает продолжения конструктивного диалога с правительством, формирования сбалансированной и предсказуемой акцизной политики с сохранением существующего подхода и либерализации законодательства в области продаж.


Автор:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

07.03.2019 14:26ol5955

одни ТНК выступали от союза российских пивоваров?

Добавить комментарии

Последние комментарии Правила обсуждения материалов на Unipack.ru

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru