Об упаковке - Для упаковки

МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ И КАК ЧАСТЬ АПК

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

17.10.2018

В этом году XIII всероссийский форум «Инновационные технологии и оборудование в молочной промышленности» проходил не сам по себе, а в рамках объединенного всероссийского форума «Стратегические вызовы АПК-2018: инвестиции, цифровые технологии, повышение эффективности». Что, вне сомнений, оправдано. Индустрия молока и продуктов из него – часть необъятной отрасли производства продуктов питания. И перед ней стоят те же задачи, что и перед АПК в целом, и проблемы в ее развитии, если и не одинаковы с другими составляющими АНК, то во многом схожи.

Вместе не тесно

Начался объединенный форум с ассамблеи директоров «АПК РФ: основные направления развития 2019-2022». Здесь выступили весьма уважаемые и знающие люди: председатель Комитета по аграрным вопросам ГД РФ Владимир Кашин, председатель Комитета по финансовому рынку ГД РФ Анатолий Аксаков, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, заместитель председателя Евразийской экономической комиссии Аина Хусаинова, председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, почетный президент Российского союза хлебопекарной промышленности Анатолий Косован, генеральный директор института конъюктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

Модератором мероприятия был бывший Министр сельского хозяйства РФ Виктор Семенов.

Оба представителя ГД отметили, что перед АПК России стоит, кроме прочего, грандиозная задача: довести величину экспорта продукции сельскохозяйственного происхождения с нынешних 20 млрд. долл. до 45 млрд. долл. к 2025 г. Причем, В. Кашин высказал мнение, что это должно произойти не только за счет увеличения вывоза уже экспортируемого продовольствия, но и за счет увеличения номенклатуры экспорта. Причем, среди новых экспортных продуктов, по мнению г-на Кашина, могут быть и несколько неожиданные. Например, свекольный жом.

А. Аксаков обратил внимание на то, что только 0,5% малых сельхозпредприятий России кооперированы, а, для сравнения, 60 лет назад в СССР было 150 тыс. кооперативов, охватывающих многие отрасли производства. По мнению А. Аксакова, для увеличения выпуска продовольствия необходимы: доступность фермерских хозяйств к рынку продовольствия; снижение сельскохозяйственного налога; субсидирование приобретения сельскохозяйственной техники, строительство предприятий первичной переработки сельхозпродукции, например, убойных цехов, в близкой доступности к производителям; внедрение новых технологий глубокой переработки. И главное: сельское хозяйство – забота государства. Сельское хозяйство нельзя вытянуть за счет сельского хозяйства. А подъем сельскохозяйственного производства – это спасение российского села.

Елена Дыбова отметила, что, несмотря на сложности, в стране растет число производителей продуктов питания. А среди сложностей она отметила трудность выхода малых производителей на рынки сбыта, где доминирует сетевая торговля, неохотно сотрудничающая с ними. Также отметила важность кооперирования в сельском хозяйстве и переработке. Отметила необходимость обучения предпринимателей через интернет. И необходимость наладить связи торговых сетей с местными производителями. Как бы перекликаясь с предыдущим докладчиком, она рассказала о мерах по возрождению и поддержке сельской кооперации. Для этого государством выделено около 92 млрд. руб.

Аина Хусаинова что за год производство пищевой продукции в ЕАС увеличилось на 2,5%. При этом заметно снизилось число импорта. Но для успешной работы в дальнейшем требуется модернизация большинства предприятий АПК Союза.

А. Даниленко отметил, что перед сельским хозяйством и переработкой стоят новые вызовы. Если раньше надо было накормить страну и обеспечить импортозамещение, то теперь надо решать вопросы выхода на мировые рынки. А для этого нужны низкая себестоимость и конкурентоспособность продукции. Еще докладчик отметил необходимость исследований и создания генетической базы домашних животных страны. Это позволит на 15-25% увеличить производительность в животноводстве. Кроме финансовой сельскому хозяйству страны необходима технологическая и научная опора. Коснувшись финансовой поддержки, он отметил, что она, например, позволила достичь производства молочной продукции на 200 млрд. руб. в год.

По словам Анатолия Косована в России производится по 60 кг хлеба на человека в год. А вот количество пекарен точно не определено, называются цифры от 9 до 19 тыс. При этом посетовал, что в хлебопечении мало используется ржаная мука, только 30% хлеба выпекается из нее или из смеси ржаной и пшеничной муки. Вопрос о том, что нужнее: небольшие пекарни или крупное промышленное производство, должен решаться в регионах, исходя из местных условий. Отметив, что путь инновационного развития АПК, в том числе в хлебопечении – магистраль развития ее предприятий, выступавший покритиковал Минпромторг за недостаточный выпуск отечественного пищевого оборудования. Коснувшись цифровой экономики, приходящей на предприятия АПК, он высказал мнение, что в регионах должны быть базовые предприятия отраслей пищевой промышленности, оснащенные самой передовой техникой. На них должны обучаться специалисты других предприятий, а сами заводы и фабрики по оснащенности должны тянуться за ними. В подготовке же кадров должны появиться научно-образовательно-производственные комплексы, объединяющие усилия НИИ, университетов и промышленных предприятий.

Дмитрий Рылько охарактеризовал современное состояние и перспективы мирового рынка продуктов питания. А также то, что должно способствовать удвоению российского продовольственного экспорта.

5 ведущих экспортеров формируют 48% мирового рынка, а на 20 ведущих приходится 82%. Россия входит в эту 20-ку, занимая 13 место. Если же планы удвоения претворятся в жизнь, то надо ожидать выхода на 6 место. Интересна и специфика продовольственного рынка: ведущие экспортеры являются и главными импортерами. В России также наличествует и импорт и экспорт продовольствия. Но наблюдается интересный дисбаланс. Если общая масса вывозимых и ввозимых продуктов одинакова – 21 млрд. т, то в ценовом выражении экспорт составляет 65 млрд. долл., импорт – 25 млрд. долл. Т. е. Россия вывозит больше сырье и полуфабрикаты, а ввозит готовые продукты. Понято, что задача – добиться более приемлемого соотношения этих цифр. Отметил, что во многом превышение стоимостной цифры происходит из-за деятельности в стране мировых торговых сетей.

Порознь не скучно

Далее мероприятие разделилось «по интересам»: на хлебопечение и производство молочных продуктов.

На форуме «Инновационные технологии и оборудование в молочной промышленности», в первой его части – сессии «”Точки роста” молокоперерабатывающей индустрии на фоне “”американских горок” российской экономики» со вступительными докладами выступили Андрей Подлеснов из конгресно-выставочной компании «Империя» и модератор мероприятия – главный редактор журнала MilkNews Мария Жебит.

Доклад Андрея Даниленко в некоторой части перекликался с его предыдущим выступлением, но была в нем и специфика «молочной направленности». При небольшом росте потребления молочной продукции в России, стоимость среднего чека покупателя продолжает снижаться. Для потребителя цена остается главной в выборе продукта. Производство молока растет, но меньшими темпами, чем год назад. Г-н Даниленко высказал надежду, что господдержка молочной отрасли сохранится при смене руководства Минсельхоза. В том числе, по науке и образованию. При всех сложностях, главным направлением деятельности предприятий АПК становится экспорт. А для этого надо реально оценить конкурентоспособность отечественных продуктов. И перестать их за зря ругать. Если мы ругаем внутри страны свои продукты питания, то как им создать имидж за рубежом?

Генеральный директор INFOline Иван Федяков тоже охарактеризовал продовольственный рынок, но внутренний, особо коснувшись крупных компаний сетевой торговли. Отметив, что при постоянном росте сбережений и кредитов населения, сейчас цифры сравнялись, примерно 2,7 млрд. руб. Сейчас для населения характерна бережливость в трате денег. И надо ожидать, что она сохранится и при реальном росте доходов. Россияне, как и европейцы, начинают жить экономно.

Сложности испытывает не только производство, но и торговля. Даже продажа со скидками сейчас не увеличивает ее прибыль. Общие доходы сетей не увеличивает и рост числа магазинов. Да и на 8 тыс. открывшихся сетевых магазинов приходится 15 тыс. закрывшихся. Уверенно увеличивает представительство лишь сеть «Красное и белое». Но есть и сети, которые за последнее время ушли с рынка.

Темой доклада Анастасии Джафаровой из компании GFK Rus была «Актуальные тенденции в области потребительского спроса на молочные продукты». Наблюдается темпов роста розничного продовольственного рынка страны. Продажи снизились на 1,3%, «стоимость» среднего чека на 2,7%. По ее мнению, сейчас на прибыли сетевой торговли влияют не столько скидки и промоакции, как регулярное появление среди товаров новинок.

Представитель ГК Danone Дмитрий Любимов рассказал о практике внедрения на предприятиях группы ФГИС «Меркурий». Заметил, что система работоспособна и реально помогает производству. В результате ее применения Danone удалось сократить сроки хранения сырья. Удалось добиться фиксации прохождения продуктов на этапах выпуска продукции. Отметил, что только государственный санитарный врач имеет право оформить документы на качество молока. Рассказал, как добились их привлечения к сертификации и контролю продукции.

Руководитель товарной группы «Молоко» Центра развития перспективных технологий Владимир Малыгин рассказал о как бы параллельной «Меркурию» цифровой системе маркировки прослеживаемости отдельных видов молочной продукции в РФ. Признал, что она находится пока еще в состоянии эксперимента. Тем не менее, он рекомендовал ее внедрять на предприятиях молочной промышленности и настойчиво предлагал для этого услуги своего учреждения.

Новизна, классика и качество.

Вторая часть «молочного» форума носило название: сессия «Новые технологии на службе традиционного молочного предприятия».

Модератор сессии директор инжиниринговой компании «Басон» Башир Узденов не ограничился вступительным словом, а приступил к изложению своего основного доклада. В начале которого он отметил проблемы молочной отрасли: невысокую обеспеченность ее кадрами; низкий уровень подготовки персонала; недостаточность ассортимента продукции для удовлетворения потребностей рынка; неготовность многих предприятий к модернизации.

Касаясь модернизации предприятий он (специалист по оснащению) удивительным образом повторил мысль, высказанную на форуме годом ранее практиком молочной индустрии – руководителем Тульского молочного комбината А. Ширинкиным: Перед модернизацией надо четко представлять цели, которые должны быть за счет нее достигнуты. По мнению докладчика наиболее популярными новыми способами в переработке молока являются мембранные технологии и использование поточных методов производства. Для создания поточного производства Б. Узденов и предложил услуги своего предприятия.

Коммерческий директор компании «Эй Си Эс» Николай Яковлев представил решение iEMS, разработанной в компании Omron, и охарактеризованной как универсальное информационное решение, обеспечивающее непрерывный мониторинг работы предприятия в режиме реального времени. Решение должно обеспечить: безопасность работы, сокращение себестоимости, производство продукции в срок и управление качеством.

Управляющий партнер компании-автоматизатора «Константа» Андрей Шишкин что при модернизации предприятий сегодня мало вкладывается автоматизацию. Учет продолжает вестись в бумажном виде, планирование производства осуществляется (буквально его словами) «на пальцах». Прослеживаемость технологическими процессов и их управления заметно улучшается в результате внедрения системы «Меркурий». Но для внедрения системы на предприятиях не хватает IT-руководителей и IT-специалистов.

Менеджер по развитию бизнеса НПФ «Поток Интер» Сергей Синяев предложил для увеличения сроков годности молочной продукции проводить на предприятиях обеззараживание воздуха. Поставить и установить технику для этого готово предприятие, которое он представляет.

Вараздат Егонян, владелец и главный технолог предприятия «Ремесленные сыроварни Вараздата Егоняна» говорил о «классических» для производства сыра сырье, ингредиентах и технологиях. Но новые технологии, не ухудшающие свойства и полезность сыра, тоже надо внедрять. Сам он регулярно учится во Франции, а там, в ремесленных сыроварнях постоянно появляются новые технологии.

Заведующая лабораторией технохимконтроля ФГАНУ ВНИМИ Елена Юрова назвала свой доклад «Современные методы фальсификации молока и молочной продукции и методики измерения идентификационных показателей на службе производителей» или по ее словам коротко: «О фальсификации. Как ненароком не попасть в фальсификаторы». А главное для этого надо соблюдать требования нормативных документов регламентирующих контроль сырья и продукции. Перечень этих документов она представила, дала характеристику некоторых из них и пообещала при обращении помощь от института, в котором она работает.

Последняя часть форума, касающаяся упаковки в молочной промышленности была посвящена дизайну и брендингу, но и там о чем-то более-менее принципиально новом не было сказано, а главное, к сожалению, не коснулась ни новых упаковочных материалов, ни новых видов упаковки, ни новых технологий.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Другие публикации в спецпроектах:

АГРОПРОДМАШ-2018

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Добавить комментарии

Последние комментарии Правила обсуждения материалов на Unipack.ru

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru