Об упаковке - Для упаковки

И ВНОВЬ О РЕАЛИЯХ УПАКОВОЧНОЙ ЖИЗНИ, НО В ДРУГОМ АСПЕКТЕ

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

11.07.2018

Конференция «Современная полимерная упаковка – реалии производителя и потребителя» прошла в рамках деловой программы в предпоследний день работы выставки RosUpack-2018.

В своем вступительном слове модератор конференции – руководитель службы маркетинга АО «ТИКО-Пластик» Вера Бокарева сказала, что ей хотелось бы, чтобы конференция прошла в духе диалога и даже дискуссии по поднимаемым вопросам. Это в итоге и произошло. Мероприятие прошло очень живо, интересно, с широким и активным подключением зала.

Широко простирает химия руки свои… в дела упаковочноые

Правда, с первым докладом «Ключевые инновации в полимерных материалах и их влияние на индустрию упаковки» возникли сложности. Докладчик – Лакшми Нараянан (Lakshmi Narayanan, Индия), заместитель директора Международного консалтингового агентства Markets and Markets, не смог приехать. Но (ура современным технологиям!) представил доклад в записи, демонстрируемой на экране. Агентство – мощная аналитическая организация, сотрудничающая с более чем с 80% химических предприятий мира. Мировой рынок полимерной упаковки в 2016 г. оценивался в 301 млрд. долл. США. Причем 67% его денежного объема приходится на жесткую, а 33% – на гибкую упаковку. Ежегодный прирост производства ПЭТ составляет более 9%, ПП – около 9%, ПЭ около 8%. В ближайшие годы производство всех видов упаковочных материалов будет продолжать расти. Структура же их применения не изменится. При этом сегодняшнее время характерно тем, что наблюдается рост появления новых упаковок, и ожидается, что эта тенденция будет продолжена. Новые упаковки и упаковочные материалы будут появляться, прежде всего, как «умные», барьерные, биоразлагаемые. Например, новинкой является применение в полимерных материалах двуокиси кремния, что улучшает барьерные свойства материалов по проникновению воздуха и влаги. 1% вещества, добавленного в материал, улучшает его барьерные свойства на 15-20%. Новым упаковочным материалом является и микроцеллюлоза. Новый материал Surlin с улучшенными свойствами для хранения продукции во влажных и жарких условиях представила компания DuPont. Создан и новый материал, который предназначен для упаковывания детского питания, т. к. он выдерживает высокую температуру стерилизации. Рассказал г-н Нараянан и о других новых разработках ведущих мировых лидеров. Высоко докладчик оценил и российский рынок полимерной упаковки, объем которого в 2017 г. он определил в 12 млрд. долл. И работают на нем более 12 тыс. предприятий. Но о каких-то российских новинках он нам не поведал.

Далее с докладом «Тренды в сфере потребительских пакетов» выступила модератор Вера Бокарева. Хотя понятие «потребительский пакет» очень широко, речь шла о пакетах с ручками (иначе: сумках), в основном, из полимерных материалов. Коротко рассказав историю появления и эволюции полимерного пакета, докладчик определила его основные функции: переноска продукции, подарочная упаковка, рекламный носитель. Далее были приведены интересные цифры. Оказывается, среднестатистический россиянин использует в день 2 пакета разных видов, тогда как американец – 3,2. В мире в год на каждого человека приходится 200 пакетов с ручками, т. е. каждый из нас расходует 4-5 таких пакетов в неделю. Но подход к выбору пакетов меняется. Если сейчас критериями выбора являются: размер, яркость, материал, тип ручки и дна, цена, то в ближайшем будущем пакеты будут выбирать иначе, по экологичности, мультизадачности, оптимизации затрат, при этом оценивая ряд аналогов. Пакет ближайшего будущего должен отвечать концепции экономики замкнутого цикла. Пока же налицо потребительское отношение к пакетам: длительность среднего использования до его выброса 25 мин; в РФ пакеты составляют 0,5% бытового мусора. Отсюда главные проблемы использования пакетов: засорение природы и нерациональное использование ресурсов. Их решение видится в использовании многоразовых сумок и легко перерабатываемых материалов для них. При этом есть проблемы и с использованием бумажных пакетов, о которых забывают сторонники запрета полимерной тары. Это вырубка лесов и выделение углекислого газа при производстве. Да и, как выяснилось, более 80% бумажных пакетов, находясь в слое других отходов, долгое время не разлагается. Так что проблемы упаковочных отходов придется решать вне зависимости от того, какой материал используется.

Предприятиям, выпускающим полимерные пакеты с ручками, предстоит решить ряд задач. Это увеличение конкурентоспособности за счет: уменьшения вредного воздействия от производства, улучшения репутации, повышения ресурсоэффективности. Это увеличение срока службы изделий путем применения решений по увеличению прочности. При сохранении приемлемого соотношения «цена-качество» придется расширить диапазон толщин стенок и решить проблемы с прочностью ручек. Повышение привлекательности за счет элементов оформления и красок. Добиться не мнимой (рисунками «с листиками» или «под бумагу»), а реальной (применением перерабатываемых материалов) экологичности. Добиться максимальных функциональности и удобства своих изделий.

Доклад «Высокотехнологичная упаковка: функциональность, экономичность и эксклюзивность в одном флаконе» представил вниманию присутствующих Андрей Файден, менеджер по продажам компании RPC Bremlage Velky Meder.

Представив компанию – одного из ведущих в мире производителей изделий из пластмасс, выступающий рассказал о предлагаемых новых упаковочных изделиях. Это так называемая переливающаяся этикетка с особым оптическим эффектом, что позволяет выделить продукт на полке, избежать подделки товара. Футляр-пенал для бальзамов для губ. Он состоит из трех деталей, вместо традиционных пяти, используется один тип материала, вместо обычных трех. Это позволяет уменьшить цену изделия, которая в свою очередь меньше зависит от изменения цен на сырье, улучшает возможность переработки. Есть преимущества и в использовании: более точный выход помады из пенала, уменьшение риска сломать ее столбик. Также были представлены распылители, триггеры для флаконов с бытовой химией и диспенсеры (в т. ч. вакуумные) для тары с парфюмерными изделиями. Преимущества этих изделий во многом аналогичны тем, что указаны для футляра для губной помады.

Представитель компании Dow Europe GmbH (Германия) Илья Богомолов рассказал о новом материале Retain, созданном в этом концерне – мировом лидере промышленной химии. Сейчас трудно перерабатывать барьерные материалы в основном из-за сложности разделения их на составные части. Этот же продукт является комплитизатором, надежно связывающем в упаковочном материале неполярный полимер (например, PE) и полярный (EVOH, обладающий хорошими барьерными свойствами), при этом улучшая оптические свойства материала. При переработке отходов он позволяет легче разделять материалы на их составляющие. При использовании Retain с частично материалами вторичной переработки физико-механические свойства барьерных материалов, по крайней мере, не ухудшаются, а в чем-то и улучшаются.

Выступление менеджера по развитию компании Clariant (Швейцария) Светланы Смайлс носило название «Технологические решения для увеличения сроков хранения и защиты товаров во время транспортировки». Было сообщено о материалах, поглощающих влагу и кислород в потребительских упаковках и транспортной таре (контейнерах): Container Dri, Desi Pac, Oxy-Guard. Были даны сравнения действия этих продуктов с традиционно используемым для этих целей селикагелем, где наглядно показаны преимущества новых продуктов. Кроме того, эти материалы разрабатываются на основе природного минерала бентонита, а не химическим производством, что снижает нагрузку на окружающую среду. Еще был представлен адгезив, разработанный компанией: термоплавкий клей Licocene, рассказано о преимуществах его использования.

Дискуссия: спорные, бесспорные и неожиданные идеи в ее ходе

Далее была объявлена дискуссия «Требования к поставщикам полимерной упаковки: взгляд потребителя». В рамках дискуссии первым шел доклад «Борьба материалов – нужно ли поддерживать полимеры?» руководителя направления закупок упаковки ПАО «Группа Черкизово» Сергея Попова. Он начал с мысли: «Любая инновация в упаковке оказывает влияние на борьбу материалов». С некоторыми пунктами этой мысли автор этих строк согласен (например, с тем, что внедрять инновации лучше на крупном потребителе тары или упаковки), с другими лишь частично (внедрением инноваций можно и нужно управлять). Можно и нужно – вопросов нет. Но стоит ли соглашаться, например, с тем, что инновации нужны всем, и тем, кто их применяет, и их конкурентам. Да и не обязательно инновации в упаковывании всегда влияли на борьбу материалов. Появление тары «тетра-классик» или «дойпак» лишь увеличило применение ранее известных материалов. Приведенные Сергеем Поповым примеры подтверждали высказанную ранее идею. Поддерживать ли полимеры? Думаю, не стоит ничего искусственно поддерживать. Пусть «борются» в равных условиях.

Далее в рамках дискуссии выступили представители крупнейших потребителей упаковки и тары: Анастасия Краснова от Coca Cola HBC Eurasia, Ольга Боярченкова от Kellogg Rus, Наталья Кособокова от АО «КБК Чкремушки» и Сергей Попов.

Автор заметок от Натальи Кособоковой как представителя компании-потребителя упаковочных материалов впервые услышал призыв к изготовителям перейти на цифровую печать. Отметив улучшение качества современной флексопечати и снижение требований покупки материалов в больших объемах, она все-таки просила переходить на «цифру». Потребителям упаковки сейчас чаще приходится ее менять: из-за выпуска новых продуктов, из-за расширения применения СТМ, из-за выпуска продукции к празднику или какому-либо событию, и большие тиражи им здесь не нужны. Да и с упаковыванием массовой продукции случаются парадоксы. Например, производитель готов поставить тираж упаковки, который обеспечит работу предприятия на год, а гарантированный срок ее годности полгода. Отсюда у потребителей пропадает часть закупленной упаковки.

Целлюлозные пленки – путь вперед или назад?

Последним на конференции выступил Аднжей Корнацкий (Andrzej Kornacki) из Польши, региональный менеджер по продажам компании Futamura (Япония) с докладом «Биоразлагаемые целлюлозные пленки как практическая реализация принципов циркулярной экономики». Если коротко охарактеризовать его выступление, то можно ограничиться призывом: «Назад или вперед (кому как нравится) к целлофану!». Он рассказал о создаваемых компанией новых материалах, назвал марки, в частности, NatureFlex. Рассказал о преимуществах применения целлюлозных пленок, о новых, ранее неизвестных способах их оформления и придания новых свойств и их новых комбинациях с другими материалами. Например, о металлизации целлофана, о чем автор ранее никогда не слышал. Сам же автор заметок, некогда много поработавший с фасовочными автоматами, использующими целлофан (в «чистом» виде или в комбинации), согласен, что этот материал незаслуженно практически забыт современными упаковщиками. У него множество преимуществ перед другими материалами, в частности при производстве колбас или сыров. Он также нужен предприятиям, где пока еще работает старое оборудование, адаптированное под целлофан. Да и вообще, многие продукты лучше хранить в целлофане, а не полимерах. И прекрасно, что есть крупное предприятие, продолжающее его выпускать. Но полностью согласиться с мыслью, высказанной А. Корнацким, что в 1960 гг. полипропилен был создан как замена целлофану, а теперь целлофан заменит полипропилен, не могу. Все-таки, есть множество упаковочных технологий, где применение полимерных материалов предпочтительнее.

***

Как уже говорилось, мероприятие прошло удивительно живо и интересно. «Проходных», а то и просто скучных выступлений не было, как не было и откровенно дилетантских вопросов от слушателей. Зато наблюдалось заинтересованное общение зала, откуда приходило множество вопросов и докладчиков, чьи ответы были в большинстве конкретны и понятны. Большое спасибо Вере Бокаревой за подбор интересной темы и толковых докладчиков. Единственный «минус» проведения данной коференции-дискуссии заключался в том, что при продолжительности более четырех часов, отсутствовали даже кратковременные перерывы, хотя понятно, что это объясняется большим количеством участников мероприятия.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Другие публикации в спецпроектах:

RosUpack-2018

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Добавить комментарии

Последние комментарии Правила обсуждения материалов на Unipack.ru

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru