Об упаковке - Для упаковки

ИЮНЬ 2018: ФУТБОЛЬНЫЕ И УПАКОВОЧНЫЕ "СМОТРИНЫ"

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

25.06.2018

Проработав почти четверть века на предприятии, создающем фасовочное и упаковочное оборудование, автор под Новый 2002 год волею судеб, но не по собственному выбору, оказался вне сферы этой деятельности. За дальнейшим развитием отечественного упаковочного машиностроения пришлось наблюдать уже со стороны.

И в этом помогали во многом московские упаковочные выставки, и больше других именно RosUpack. Так уж сложилось, что именно эта выставка с момента своего возникновения оказалось наиболее приемлемой демонстрационной площадкой для достижений отечественного упаковочного машиностроения.

Чемпионат мира и выставка – что общего?

Уже отмечалось в материале, опубликованном на портале, что выставку RosUpack в четные годы, когда во время ее проведения поочередно проходят финальные части чемпионатов мира и Европы, пронизывает особый «футбольный дух», в залах говорят не только об упаковочных технологиях, но и об этой замечательной игре. Понятно, что сей дух в этот раз будет особенным – футбольный мундиаль проходит в нашей стране, а некоторые его матчи состоятся совсем близко от «Крокус Экспо», где проводится RosUpack.

С одной стороны, общего у этих двух мероприятий нет: кубка и медалей за экспонаты на выставке не вручают. А с другой, – есть. Это показ футболистами своей техники обращения с мячом и техники (но уже в другом понимании), технологий и изделий участниками выставки, но в обоих случаях – с целью получения выгодных контрактов. А еще и там, и там можно оценить реальное положение с тем, что демонстрируется.

О состоянии российского футбола поспорим в другом месте, а здесь попытаемся определить состояние отечественного упаковочного машиностроения.

Три группы отечественных предприятий

Все российские предприятия, занимающиеся разработкой и выпуском упаковочной техники, можно разделить на три группы.

Первая – это предприятия, продолжающие свою деятельность, начатую в далекие советские времена. Жаль, что не все из них сумели выжить. Среди сумевших это сделать: «Ленпродмаш» и НПО «Рыбтехцентр» (Калининград).

Вторая группа – машиностроительные заводы, начавшие заниматься выпуском упаковочной техники в последние годы Советской власти или при переходе нашей страны на новые общественно-экономические отношения, полностью или частично сменившие номенклатуру продукции. И тут, увы, среди них есть потери. Но среди них и те, которые сегодня занимают видное место на нашем рынке, например: Кропоткинский завод МиССП, Ижевский механический завод, КБ автоматических линий им. Л. И. Кошкина (Московская область), «Стеклопак» (Орел). К этим предприятиям стоит отнести и те, которые выделились из других заводов, в том числе, созданием совместных предприятий. Пример: «Бестром» (Московская область).

Третья – это предприятия, возникшие в первой половине-середине 1990-х гг., возникшие «с нуля», или, скорее с близкого к нулю состояния (все-таки какая-то машиностроительная база у них должна была быть. Пример: петербургские компании «Русская Трапеза» и «Таурас-Феникс».

Можно поделить упаковочно-машиностроительные предприятия и иначе, например, по номенклатуре выпускаемой продукции, или по тому, к какой группе относятся потребители их продукции (крупные, средние, мелкие предприятия). Но это сложнее. У большинства наших заводов и номенклатура обширна, и есть техника для любого по «мощности» производителя.

Три этапа из жизни

Но для всех них, как бы мы их ни делили, есть три этапа жизни в период новой России.

Первый, 1990-е – время трудной жизни. Трудности испытывали все. Старые заводы оттого, что пищевые предприятия страны, сами тяжело живущие из-за наплыва импортного продовольствия, не могли покупать их технику, а новые предприятия испытывали обычные трудности становления и освоения новой для себя продукции. Толчком для окончания этого периода стал дефолт 1998 г. Резко возросший тогда курс валют привел к заметной разнице стоимости иностранной и отечественной техники. Закончился этот период на стыке веков: на выставке «Росупак» (тогда она так писалась) 2000 г. было представлено множество образцов отечественной техники, которые могли составить конкуренцию зарубежной (правда, больше по цене).

Второй этап – первое десятилетие нового века. Возросшие технические характеристики отечественного оборудования уже позволили конкурировать с зарубежной не только по цене. А еще он характерен расширением номенклатуры выпускаемой продукции, в том числе освоением выпуска техники, которая ранее в стране не производилась. Несколько помог мировой экономический кризис 2008 г. Но он и вынудил отечественных машиностроителей немного отступить по части характеристик техники. В условиях снижения покупательной способности у наших пищевиков им пришлось идти на снижение стоимости изделий, что во многом достигалось упрощением конструкций.

Третий этап, длящийся с начала этого десятилетия, можно назвать периодом прямой конкуренции отечественной и зарубежной техники. Но на нее, к сожалению, заметно влияют политические решения (санкции и контрсанкции). А также меняющийся (во многом, по причине этих решений) курс валют.

Далее о тенденциях, характерных для современного отечественного упаковочного машиностроения, подкрепленных примерами последнего времени.

Импортозамещение

Сообщение предприятия «Таурас-Феникс» о серийном выпуске автомата системы «флоупак» Линепак Ф3М Box-Motion, позволяющем упаковывать продукты в технологии МАР, – самый свежий типичный пример проявления конкуренции со стороны отечественных машиностроителей, да еще в той технике, которая у нас не выпускалась. Случаи простого впрыскивания газа в упаковку на машинах этого типа, заявляемые другими производителями до того, не в счет, здесь создана новая техника, способная реально конкурировать с импортной.

Понятно, что пока еще не на всех направлениях выпуска фасовочного и упаковочного оборудования наши производители могут обеспечить импортозамещение, а то и серьезную конкуренцию зарубежной (в основном, европейской) технике. Иногда это происходит из-за недостаточного опыта, иногда – по другим причинам. Например, наши машиностроители ничего не могут противопоставить по части упаковывания жидких продуктов в картонно-полимерную тару. Дело в том, что ведущие производители техники и тары для нее, «варяжские (по происхождению) гости»: Tetra Pak, Elopak, к которым можно отнести и Ecolean (хотя его кувшинчик и не состоит из картона), а также «гость» из центральной Европы SIG Combibloc, активно патентуют свои решения у нас в стране. Изготавливая отечественные аналоги, можно легко попасть под действие патента или сделать то, что будет заведомо хуже.

Правда, и тут есть пример успешной деятельности. Автомат карусельного типа ТФ-РПП 2000, осуществляющий фасование жидкостей в тару «пюр-пак», предлагаемый компанией «Таурас-Феникс». На одной из выставок поинтересовался: не протестует ли держатель технологии Elopak? Ответили, что нет, даже идет на сотрудничество. Купить «авторскую» технику для многих небольших предприятий дорого, а тут дешевый вариант, обеспечивающий норвежцам дополнительную поставку патентованной тары.

Учет запросов потребителей

Умеют наши машиностроительные предприятия гибко и быстро реагировать на самые разные потребности пищевиков и их изменения.

Сложились некоторые финансовые трудности у потребителей техники, и вот «Русская Трапеза» выпустила машину VFFS эконом-класса РТ-УМ-20 Лайтпак. С технической точки зрения это шаг назад в сравнении с тем, что выпускает компания последние годы, но коль есть потребность, его стоит сделать.

Потребность в технике для фасования муки в бумажные пакеты заставила машиностроителей возродить выпуск отечественных автоматов этого назначения, прерванный примерно на полтора десятка лет. Сейчас производителей «бумажных» автоматов три: «Нотис», «Сигнал-Пак», «Таурас-Феникс». Выпускаемая ими техника вполне конкурентоспособна. Ее характеристики и сравнение их с зарубежными аналогами уже приводилось на портале. Как автоматы будут развиваться дальше? Покажет время, была бы потребность. А развивать выпускаемую технику наши машиностроители умеют.

Есть и не столь заметный учет запросов – например, улучшение обслуживания выпускаемой техники и увеличение срока гарантии, о чем, кстати, не так давно сообщила «Русская Трапеза».

Внесение улучшений – переход в новое качество

На выставках производители техники не столь уж часто «радуют» полноценными новинками, зато почти всегда демонстрируют модернизированную (иногда значительно) технику. Даже не знаю, чем считать VFFS-машину Бестром-400Н, о выпуске которой компания «Бестром» сообщила в конце прошлого года: новой или модернизацией ранее выпускавшегося изделия? Аналогичная машина с изменяемым углом наклона трубы рукавообразователя родилась в процессе развития машины SBi-260 и у «Русской Трапезы».

Характерной особенностью модернизации отечественной техники является то, что называется «переходом количества в качество». На выставках, в том числе, да, пожалуй, более всего на RosUpack, можно увидеть, как увеличение числа новых технических решений постепенно приводит к созданию новой техники.

Например, наблюдая из года в год за техникой, демонстрируемой Кропоткинским заводом МиССП, понимаешь, откуда взялась их новинка: высокопроизводительный автомат для выдува ПЭТ-бутылок модели А-12000-7.

Экспорт

Давно ли мы мечтали о полноценной конкуренции нашей упаковочной техники с зарубежной хотя бы на внутреннем рынке? А в последнее время стали появляться сообщения о продаже оборудования за пределы страны. Надо признать, что таких сообщений, как например, о поставке техники «Бестром» в ЮАР или об установке упаковочной линии производства «Нотис» в Польше пока еще мало. Тем не менее начало экспорту российского упаковочного оборудования положено.

Забота о подготовке кадров

Есть еще одна примета последних лет. Предприятия стали реально заботиться о подготовке кадров для себя. Таких сообщений пока тоже не столь много, как хотелось бы, но их явно становится больше. Примеры из последних: московское представительство «Русской Трапезы» организует студенческую практику, а «Таурас-Феникс» участвует в организации студенческого конкурса на решение задач, связанных с упаковочной техникой.

Это не просто подготовка замены инженеров и конструкторов, которые в скором времени по возрасту покинут предприятие. Это нематериальные, а скорее, маломатериальные, инвестиции в будущее своей компании. Сообщений о капиталовложениях в развитие и расширение производства почти нет, что понятно: «капиталы требуют тишины». Зато сообщения об участии в подготовке специалистов говорят о том, что машиностроители, вполне возможно, думают о расширении производства. Что в свою очередь может характеризовать положение отечественного машиностроения как устойчивое.

Положение на внутреннем рынке упаковочной техники

Его можно в целом охарактеризовать, прежде всего, как возрастание конкуренции. Конкуренции как внутренней (число заводов, выпускающих технику аналогичного назначения, увеличивается), так и со стороны зарубежных «игроков» на рынке, у многих из которых есть мощные представительства в России, а у других налажены прочные связи с российскими и международными инжиниринговыми компаниями.

Правда, положение с зарубежной конкуренцией сейчас меняется. О давлении со стороны европейских предприятий можно сказать, что оно, пусть и незначительно, но ослабевает. Сказывается политика «санкций-контрсанкций» и более высокий курс основных мировых валют, что, собственно, тоже проистекает из этой политики. А конкуренция со стороны наших южных и дальневосточных соседей только растет. Это особенно видно в залах выставки RosUpack. Именно на ней больше, чем на других, присутствует предприятий из Турции и двух Китаев (континентального и островного). А понятие, что техника (это касается не только упаковочного оборудования) из этих стран низкого качества, давно ушло из нашей жизни. Впрочем, конкуренция, если она честная, только способствует развитию техники.

***

Автор, как страстный болельщик и футбола, и упаковочного оборудования ждет с нетерпением оба события: чемпионат мира и выставку RosUpack. И очень хочется, чтобы и отечественные машиностроители, и российские футболисты выступили на обоих мероприятиях достойно.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Другие публикации в спецпроектах:

RosUpack-2018

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru