Об упаковке - Для упаковки

БРЕНДЫ В СОВЕТСКИХ ФИЛЬМАХ О ВОЙНЕ

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

28.04.2018

В советских фильмах о войне для достоверности старались использовать приметы того времени в виде песен, предметов, а то и марок тогдашних продуктов, стараясь выбирать самые известные, по-современному говоря: брендовые. Иногда эти приметы времени вписаны удачно и «по делу», иногда – не очень.

В ответ открыв «Казбека» пачку…

Строчка из песни, прозвучавшей в фильме «Два бойца», снятом в 1943 г. По части достоверности изображения фронтового и ленинградского тылового быта к этому фильму претензий нет. Сюжет, относящийся к боям под Ленинградом лета 1941 г., претворялся в экранную версию, хотя и далеко от места событий (в Ташкенте), но спустя всего два года. Так что ошибиться было просто невозможно.

И «Казбек», начавший выпускаться на табачной фабрике «Ява» в первой половине 1930-х годов, в Одессу, скорее всего, поступал. Но мог ли позволить себе его Костя-моряк (он же рыбак, судя по тому, что он приводил «шаланды полные кефали»)? Дороговато для его повседневного курения. По деньгам ему бы больше подошли папиросы «Пушки» или «Норд» (позже переименованные в «Север»), в крайнем, самом шикарном случае, «Беломорканал».

Скорее надо допустить, что песенный Костя приобрел пачку «Казбека» специально, «для форса», дабы дополнительно очаровать рыбачку Соню. Как примерно так же поступил бы, отправляясь в отпуск, другой литературный герой Василий Теркин, стихотворная эпопея о котором создавалась в те же годы: «Я б не стал курить махорку, а достал бы я “Казбек”».

Когда ушла в лес Смуглянка?

Весьма популярная у фронтовиков и благополучно дожившая до наших дней песня «Смуглянка» стала, вне сомнений, визитной карточкой или, если хотите, «брендом» фильма «В бой идут одни “старики”», снятого на 30 лет позже «Двух бойцов». Сейчас, даже услышав ее в другом исполнении, вспоминаешь «поющую эскадрилью» капитана Титаренко с позывным «Маэстро», чью роль блистательно исполнил режиссер фильма Л. Ф. Быков. Мало того, в ряде интернет-источников просто указывается: Песня «Смуглянка» из к/ф «В бой идут одни старики».

Нет сомнений, что песня о том, как «смуглянка-молдаванка по тропинке в лес ушла», является по-настоящему произведением военных лет.

Но только никак она не могла быть «привезена» молодым летчиком из тыла и войти в репертуар «поющей эскадрильи» истребителей, ведущей бои за Украину в конце лета 1943 г. Хотя написана она была композитором А. Г. Новиковым и поэтом Я. З. Шведовым еще в 1940 г.

Но написана она была, как часть сюиты, посвященной Г. К. Котовскому, и говорилось в ней о партизанке Гражданской войны. Но ни сюита, ни песня до начала Великой Отечественной войны не исполнялись. О ней вспомнил композитор, когда к нему обратился руководитель Краснознаменного ансамбля Красной Армии А. В. Александров, подбиравший новый репертуар. Песня была впервые исполнена ансамблем в 1944 г. И сразу же стала популярной, но годом позже времени событий, о которых идет речь в фильме.

Более оправдано по времени исполнение песни в четвертой части киноэпопеи «Солдаты свободы» (1977 г.), где она звучит на фронтовом концерте перед началом Ясско-Кишиневской операции (20-29 августа 1944).

Откуда тушенка?

Американская тушенка, называемая советскими бойцами «второй фронт», – тоже своеобразный бренд, пожалуй, самый известный пример ленд-лиза во время Великой Отечественной войны, хотя поставлено к нам в страну много чего, включая разнообразное продовольствие.

В названном фильме внимание автора привлек этот бренд в эпизоде застолья двух советских гвардии капитанов с равноценными должностями: авиационного комэска и пехотного комбата. Лихо выпивают спирт, а на столе присутствуют вскрытые консервные банки.

Наличие спирта объясняет хозяин – пехотный офицер (артист Д. Н. Миргородский): «Чистый. Специально для гостей держим». Что, скорее всего, правда. Водка для «наркомовских ста грамм» поступала на передовую в основном в виде спирта, а там его разбавляли до нужных кондиций. Часть положенного спирта не расходовалась из-за неизбежных на войне людских потерь. И эти «излишки» шли в распоряжение командиров подразделений. Они использовались как поощрение (например, за взятие «языка»), как необходимость (для снятия болевого шока у раненых), ну, и как угощение «гостей» (например, проверяющих или «соседей» при обсуждении предстоящих совместных действий).

С тушенкой сложнее: она должна была идти как замена мяса и только в общий котел. В качестве дополнительного питания начальствующего состава Красной Армии она не полагалась, так что, это не из «личных запасов» комбата. Что же, симпатичный пехотный командир, угощая летчика, урезает питание своих бойцов? И это вряд ли.

Тушенка здесь использована, скорее, из других запасов. Дело в том, что на борту «Мессера», на котором капитан Титаренко выполнял разведывательный полет, должен был находиться НЗ, который можно было использовать при аварийной и вынужденной посадке. В его составе находились: 3 банки сгущенного молока, 3 банки мясных консервов, галеты, шоколад, сахар. А тут как раз присутствовала вынужденная и аварийная посадка.

Застолье двух фронтовиков будем считать «складчиной»: питье от пехоты, закуска от авиации. Бόльший вопрос вызывает сигара, которой Титаренко красиво «занюхивает» выпитый спирт. Откуда она? В нашей стране сигары не выпускались, по ленд-лизу не поставлялись, тем более, не пребывали на передовую. Видимо, трофейная. Добытая из личных запасов какого-то немецкого генерала.

Водка на новогоднем столе во время войны

В преддверии 1943 г. (т. е. того, когда был снят фильм «Два бойца») в Ташкент (где он и был снят) приезжает военный корреспондент майор Лопатин (в его роли Ю. В. Никулин), герой фильма А. Ю. Германа «Двадцать дней без войны», снятого в 1976 г. по сценарию К. М. Симонова. Фильм, при всей его, казалось бы, статичности, удивительно хорошо смотрится. Один проникновенный монолог попутчика Лопатина – авиационного капитана, исполненный артистом А. В. Петренко, чего стоит!

А вот эпизод встречи Нового 1943 г. года немного портит впечатление. На столах стоят бутылки с водкой, на которых видны свежие этикетки, очень похожие на те, что использовались на довоенной продукции, за что отдельный респект художникам и декораторам фильма.

Но ведь тогда практически вся водка продавалась «на разлив». Стеклянные бутылки шли на наполнение зажигательной жидкостью. Наполнением тары этой продукцией и были заняты разливочные линии остававшихся в тылу ликероводочных заводов.

Более достоверно выглядит тот же напиток в более раннем эпизоде фильма – встрече Лопатина с его бывшей женой, чью роль исполнила актриса Л. И. Овчинникова. Там он находится в бутылке без этикетки, заткнутой тряпкой.

Стоит над горою Алеша, в Болгарии русский солдат

«Ляпов» в фильмах встречается множество, имеются даже специальные интернет-ресурсы, где они собираются и обсуждаются. Мы не ставим задачи еще раз попенять режиссерам, особенно столь заслуженным, на неудачи в музыкальном сопровождении и оформлении их фильмов.

Режиссер Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич на вопрос, почему в фильме 1978 г. «Д'Артаньян и три мушкетера» артисты перемещаются на лошадях, сидя в современных спортивных седлах, ответил: «Так им удобнее работать». Историк кино Ф. И. Раззаков рассказывает, что режиссер Г. Н. Чухрай на замечания, что Алеша Скворцов (исполнитель роли В. С. Ивашов) и другие герои его фильма «Баллада о солдате» (1959 г.), действие которого развивается в 1942 г., носят погоны, введенные в Красной Армии с 1943-го, ответил, что фильм будут смотреть в Европе. А там привыкли к облику солдата-освободителя именно в погонах. Без присутствия в фильме такой вот «недостоверности», боюсь, не назвали бы Алешей фигуру солдата с памятника Советским воинам в Болгарии.

А теперь представьте себе, сколько бы потерял фильм Л. Ф. Быкова, если бы в нем не звучала «Смуглянка»? Да и фильм А. Ю. Германа не потерял ничего от того, что там показана «неправильная» выпивка. А Костя-моряк точно бы потерял в глазах рыбачки Сони, если бы во время их романтического морского свидания на баркасе закурил бы не «казбечину», а что-то подешевле.

Другое дело, время уходит, подробности былой жизни забываются, и хочется просить профессионалов кино, снимающих фильмы о нашем прошлом, в том числе, военном, быть внимательнее к деталям. Так их творение будет достовернее.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Добавить комментарии

Последние комментарии Правила обсуждения материалов на Unipack.ru

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru