Об упаковке - Для упаковки

ОТРАСЛИ НЕТ, ЕСТЬ ИНДУСТРИЯ

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

22.01.2018

В упаковочных кругах нашей страны часто используется термин упаковочная отрасль. Некоторые в этом сообществе даже сетуют, что правительство не признает ее официально и не оказывает помощи.

Стоит задуматься, кто в современных условиях участвует в процессе упаковывания продукции? Причем продукции практически любой. Ведь сейчас неупакованного товара почти нет. Производители упаковочных средств – материалов и тары; поставщики сырья для них – природных углеводородов, металла, древесины и т. д.; разработчики и изготовители упаковочной техники; производители упакованной продукции. Все они работают на технике, соединяя товар и упаковочные средства в единое целое. А разве можно забывать дизайнеров, которые оформляют упаковочные единицы, а иногда и создают новые виды тары? И сразу же к ним «добавляются» полиграфисты, которые наносят на тару и упаковочные материалы то, что разработали предыдущие специалисты. А специалисты в электронике и информационных технологиях, которые снабжают тару коммуникационными решениями: временными и температурными индикаторами, RFID-метками, DOT-кодами и т. д.? Кстати, если задуматься, ведь эти нововведении не только несут информацию о заключенной в упаковку продукции, но и являются надежными защитниками от подделки.

И совершенно новый подход сегодняшнего дня – где-то косвенное, где-то прямое участие торговли в упаковывании продукции, которую она продает. Казалось бы, совсем недавно появились СТМ от крупной сетевой розничной торговли. Но если первые товары под СТМ часто были убоги с точки зрения упаковывания, и по дизайну, и – главное – по применяемым упаковочным средствам (торговля стремилась удешевить продукцию), то сейчас это вполне достойная продукция с разных позиций упаковывания. Но это частность, пусть и характерная. Важнее другое: если раньше производители продукции в упаковке имели практически монопольное влияние на розничный рынок, то сейчас все больше они подчиняются требованиям и тенденциям торговли.

А появление и расширение интернет-торговли и торговли В2В? Они ведь требуют новых вариантов, не только способов упаковывания продукции. Но даже традиционные розничные магазины ждут крупные нововведения. Магазин без продавца скоро станет магазином без кассира, что заставит сформулировать новые требования к упаковкам, хотя бы по части мест нанесения и четкости изображения читаемых сканером кодов.

В наши дни изменяется и подход к созданию всего того, без чего невозможно создавать упаковочные единицы. Так, дизайнеры упаковки и специалисты по брендингу все больше понимают необходимость знания упаковочной техники. Сами производители техники, всерьез задумываясь о соответствии их оборудования критерию «Индустрии 4.0», привлекают к его созданию совершенно новых для них специалистов по информационным технологиям и мехатронике. А ведущие специалисты СНГ по упаковыванию и руководители крупных предприятий пищевой промышленности настойчиво требуют при создании оборудования привлечения технологов по тому продукту, который планируется упаковывать. Новые упаковочные технологии все чаще возникают при совместных усилиях создателей упаковочных машин, упаковочных средств и др. В качестве примера можно привести фасовочный автомат на основе VFFS-машины PME 4001 ZAP. Чтобы «заложить за воротник» бумагу и получать наполненные продуктом пакеты из нее, пришлось сотрудничать специалистам машиностроения, производства бумаги и химии полимеров.

К перечисленным профилям деятельности можно добавить и специалистов по эргономике (создаваемые новые варианты упаковок, не говоря уже о новых видах, должны быть удобны для конечных потребителей), и преподавателей разных форм образования (кадры для упаковывания надо же готовить), и много кого еще, кто здесь не перечислен.

Словом, упаковывание продукции в современном понятии – крупная индустрия, включающая в себя десятки отраслей народного хозяйства, тысячи предприятий, миллионы людей, так или иначе вовлеченных в упаковочные процессы. А ее оборот в денежном выражении даже для нашей страны подсчитать трудно.

И как втиснуть упаковывание как индустрию в тесные рамки понятия «упаковочная отрасль», пусть даже с благой целью ее официального признания? Да только основных упаковочных материалов 7: бумага, полимеры, картон, стекло, дерево, металл, комбинированные виды. Но все это разное производство, не считая еще и внутреннего деления в каждом из них. При этом каждая отрасль производства перечисленных материалов работает не только не упаковывание. Есть, конечно, специализированные предприятия, чья деятельность направлена исключительно на упаковывание. Но как «делить», допустим, работу крупного КБК? Выпуск бумаги для упаковочных целей – будем считать упаковочной отраслью, а изготовление офисной бумаги – другой?

И сократить число производств для придания «официальности» отрасли до тех, что непосредственно создают и эксплуатируют упаковочные средства и орудия, тоже не удастся. Выше отмечено, сколько видов работ можно отнести к современному состоянию понятия упаковывание продукции. Как это не учитывать? Да и на предприятиях, создающих и упаковывающих продукцию нельзя делить их технологии на относящиеся к упаковочной отрасли и не относящиеся!

Так что понятие «упаковочная отрасль» если и можно оставить, то лишь как рабочий термин, а в целом об упаковывании продукции нужно говорить как о крупной индустрии. В нашей стране упаковочная индустрия, вне сомнений, существует. Пожалуй, единственное, чего ей не хватает для полного осознания себя таковой, так это экономики упаковочного производства. Во всяком случае, не приходилось слышать ни о теоретических, ни о практических работах в этой области. К сожалению, далеко не все специалисты, говоря о современном состоянии и перспективах развития технологий упаковывания товаров, учитывают, что они в целом теперь не отрасль, а нечто большее: индустрия.

А вот кто точно оценивает упаковывание как индустрию, так это устроители выставок упаковочной направленности. Выставка upakovka давно уже проводится параллельно с выставкой interplastica. И на второй из них если не половина, то треть экспонентов предлагают то, что имеет прямое отношение к упаковыванию. А некоторые компании, представленные на «Интерпластике», точно бы были в числе участников «Упаковки», если бы выставка interplastica не располагалась на той же территории. Главное – у упаковочных экспомероприятий имеется возможность расти и развиваться, в том числе и за счет привлечения к выставкам поставщиков технологий, смежных с непосредственно упаковочными процессами.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Другие публикации в спецпроектах:

upakovka 2018. 26 международная специализированная выставка Упаковка и Переработка

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru