Об упаковкеДля упаковки

Рынок пищевых ингредиентов: состояние, порядок обращения, регулирование

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

12.10.2017

Так называлось расширенное заседание участников рынка пищевых ингредиентов, которое состоялось 10 октября в рамках международной выставки «Агропродмаш-2017». Организовал мероприятие отраслевой Союз производителей пищевых ингредиентов (СППИ). Его исполнительный директор Полина Семенова выступила с основным докладом о ситуации на этом рынке.

Прежде стоит оговориться, что рынок ингредиентов отличается огромным разнообразием продукции, которую зачастую трудно классифицировать и отнести к какой-либо товарной группе и, соответственно, проанализировать. Сегодня только в список ингредиентов входят 364 индивидуальных позиции, а есть еще различные комплексы, которые не всегда можно отнести к группе пищевых добавок, некоторые из них относятся к сырьевой группе. Не зря Полина Семенова сказала, что «отрасль ингредиентов все зарождается и зарождается». А кроме того, регулирование отрасли сегодня фактически поделено между двумя ведомствами – Минсельхозом и Минпромторгом, что часто мешает ее техническому регулированию, включая такие важные аспекты, как возможность субсидирования и льготного финансирования. Ведь продукция отрасли «разбросана» по различным государственным классификаторам: часть относится к пищевой группе, часть к химической. И, забегая вперед, скажем, что этому вопросу в СППИ уделяют сейчас повышенное внимание. Татьяна Савенкова, президент СППИ, отметила: «Техническое регулирование помогает выживанию отрасли». Впрочем, на заседании отметили, что уже есть приказ Минсельхоза РФ, в соответствии с которым возможно получение различных субсидий.

Возвращаясь к основному докладу по рынку ингредиентов, сообщим, что объем российского рынка вырос за прошлый год на 4,5%, а емкость российского рынка оценивается примерно в три млрд. долл. При подготовке аналитики сегментацию по сравнению с прошлым годом не изменили: анализировались такие группы, как ароматические добавки, пищевые, технологические вспомогательные комплексы, прочие сырьевые компоненты, включая сегмент трав и пряностей. При этом внутри товарных групп ситуация различается: пищевые добавки показали «минус», а ароматизаторы и вспомогательные средства – «плюс».

Экспорт продукции из России немного снизился, но, как отметила докладчик, он и был совсем небольшой и концентрировался в основном на странах Таможенного союза.

Модуляция вкуса: это о чем?

С точки зрения тенденций глобального рынка и российского в частности, было интересно выступление специалистов компании IFF РУС. Они отметили, что мясо в развитых странах перестает быть основным блюдом: его заменяют вегетарианские бургеры и аналогичные продукты. Это еще не системно, пусть на временной основе, но потребители часто осознанно заменяют мясо на такие продукты.

В мире уменьшается объем производства цитрусовых продуктов, причем значительно. Апельсиновое сырье становится дефицитом.

Натуральность, отсутствие ГМО, пестицидов и антибиотиков – все эти тенденции уже известны. Снижение доли ароматизаторов или вообще их отсутствие на этикетке – еще один важный аспект при продажах. Интересны цифры исследований: если на этикетке указан натуральный ароматизатор, 71% потребителей готовы купить продукт. Если указать натуральный и искусственный, доля потенциальных покупателей сразу снижается до 46%.

«Демонизация» сахара – еще одно интересное выражение и описание тренда (впрочем, уже не нового), которое услышали на заседании СППИ. Как отметили в IFF РУС, они не думали, что эта тенденция так быстро докатится до России, однако это факт. Отсюда еще один вывод: невозможно точно предсказать на будущее, на какой продукт или ингредиент потребитель ополчится в следующий раз – слишком велика скорость таких изменений и поляризация общественного мнения.

Тем не менее, можно сделать вывод о том, на что следует обратить внимание производителям и поставщикам ингредиентов для соответствия требованиям покупателей. Первое – это натуральность продукта, второе – снижение доли «плохих» добавок, затем «чистая этикетка» – без незнакомых и отпугивающих названий, последнее, но, может быть, наиболее важное – польза продукта.

Следовательно, модуляция вкуса, то есть сохранение вкуса при изменении состава в пользу полезности, когда недостаточно просто имитировать вкус клубники, например, а необходимо восполнить ощущение его полноты, – еще одна не самая простая задача, которую нужно будет решать.

Сырьевой аспект: нужна ли локализация производства

На этот вопрос на примере рынка пищевых модифицированных крахмалов ответил Олег Радин, президент ассоциации Роскрахмалопатока. Он отметил, что международный рынок модифицированных крахмалов растет на 4% в год и к 2022 году его объем составит 12 млрд. долларов. Но в России рост сдерживается отсутствием ряда специализированных сортов кукурузы, необходимых для производства крахмала. Их нет даже в Росреестре – и это основная проблема.

Если же говорить о строительстве завода по производству крахмала, то, по мнению Олега Радина и с оговоркой на частное мнение, необходима большая продуктовая линейка и ориентация на экспорт. Собственно, так поступают все мировые производители. Но у нас есть преимущество – это дешевое сырье.

Общую тему развития и стратегического планирования продолжил Мушег Мамиконян, председатель попечительского совета Фонда им. П.А. Столыпина. Он добавил к выступлению коллеги, что в долгосрочной перспективе дешевый рубль по отношению к мировым валютам таким и останется, и это будет помогать внутреннему производству.

Но не надо забывать об ограничениях. Вряд ли стоит ожидать субсидий со стороны государства для отрасли, которая не входит в классификатор отраслей сельского хозяйства России. Потребительские фобии – еще один существенный минус на пути развития рынка ингредиентов. Покупатели часто руководствуются страхами на основе устаревших или даже в корне неверных представлений о правильном питании. Здесь необходима целенаправленная просветительская работа со стороны участников рынка.

Если говорить о стратегии, то, по словам докладчика, наступает новая эра в потреблении и отношении к продуктам питания, когда люди больше задумываются об экологии и сохранности ресурсов. Не секрет, что сегодня в среднем 50% собранных фруктов и овощей не съедается – по разным причинам, включая и технологические потери при транспортировке и переработке. У мяса ситуация получше – пропадает только 15%. Поэтому компаниям для развития необходимо опережать время. Впрочем, Мушег Мамиконян с улыбкой заметил, что компании, которые слишком сильно опережают время, как правило, затем вынуждены совсем покинуть рынок.

А впереди участников заседания СППИ и гостей ждало еще одно приятное событие – награждение победителей конкурса «Серебряная Капля», целью которого является развитие производства, применения конкурентоспособных добавок и поощрение соответствующих компаний.


Автор:  Ламакин Матвей, Корреспондент Unipack.Ru

Другие публикации в спецпроектах:

АГРОПРОДМАШ-2017

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Добавить комментарии

Последние комментарии Правила обсуждения материалов на Unipack.ru

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru