Об упаковке - Для упаковки

Целлофан как художественный образ

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

05.04.2016

Комментариев: 13

Не странная ли тема для статьи? Казалось бы, какая связь между упаковочным материалом, к тому же вышедшим из моды, и литературой?

Связь существует. Все, что есть в жизни, есть и в литературе, только в ней оно «есть» немного иначе. Писатели и поэты часто выхватывают из реальности такие качества предметов и явлений, которые позволяют одушевлять эти предметы и явления, делать их участниками или иллюстраторами тонких человеческих эмоций и взаимоотношений – основной темы художественной литературы. В полной мере это относится к герою сегодняшнего материала – к целлофану.

Вот, например, начало аннотации на книгу Ивлина Во «Мерзкая плоть», вышедшую в 2000 г. в издательстве «ЭСМО-Пресс»:

«"Мерзкая плоть" действует на нервы. Сатире так и положено, – но эта книга прозрачна, как целлофан, и читатель, погруженный в нее, так и чувствует себя как обмотанный душным, липким целлофаном».

А вот часть рекламы женской парфюмированной воды «Serge Lutens Nuit de Cellophane»:

«Аромат… превращает свою обладательницу в красивую богиню, которая пленит мужские сердца. Ночь – как подарок, который завернули в красивый яркий целлофан».

Какие разные ассоциации вызывает слово «целлофан» у двух безвестных составителей только что процитированных текстов! «Душный», «липкий» (негативные коннотации) и «красивый», «яркий», «подарок» (позитивные).

Полярны и ощущения поэтов от этого упаковочного материала, и эти ощущения они оставили в своих произведениях. Кто-то удивится: да неужели много упоминаний о целлофане в стихах? Много.

Этимология слова «целлофан» почти так же прозрачна, как сам материал: термин происходит от французского cellulose и греческого φάνος, означающего «светлый».

Но это только слово. А нам интересно, как слово становится образом. Чтобы это понять, нужно вспомнить свойства целлофана и то новое, что он принес людям.

Целлофан относится к довольно поздним изобретениям человечества, он – дитя XX века. В 1908 г. Жак Эдвин Бранденбергер, швейцарский химик, работавший в текстильной промышленности, согласно легенде, пытался изготовить покрытие, которое защищало бы скатерти от пятен. В некоторых статьях сообщение о данном факте предваряется длинной жалостливой историей о том, что Бранденбергер был аккуратистом на грани нормы и просто видеть не мог, как в его любимом кафе (названия любимого кафе варьируются) скатерти загрязняются пятнами кофе (по другой версии – красного вина). Но этого мы точно знать не можем. Зато точно знаем, что Бранденбергер в процессе экспериментов по созданию влагозащищенного текстильного изделия покрыл ткань жидкой вискозой. Чудо-скатерти не вышло, но пленка, отделившаяся от ткани, заинтересовала инженера. Это и был будущий целлофан, который после ряда усовершенствований стал первой в мире влаго- и жироустойчивой гибкой упаковкой.

В 1911 г. Бранденбергер запатентовал технологию изготовления целлюлозной пленки во Франции, и с 1913 г. начался промышленный выпуск целлофана. Вскоре изобретатель учредил компанию с названием “La Cellophane”. В 1923 г. права на производство целлофана Бранденбергер передал американской компании “DuPont”, что способствовало усовершенствованию и распространению нового материала. Прошло несколько лет, и сотрудник американской компании Хейл Черч после экспериментов с 2500 вариантов покрытий смог добиться того, что целлофан стал непроницаем не только для воды, но и для водяного пара. Это сделало возможным широкое применение целлофана в пищевой индустрии. К концу 1930-х гг. компания “DuPont” имела от продажи целлофана 25% прибыли.

Их реклама «младенцев в целлофане» сейчас кажется, мягко говоря, диковатой. Но мир был увлечен этой новинкой, и компания старалась всеми способами привлечь внимание к универсальности целлофановой упаковки!

К достоинствам целлофана в первую очередь относят его экологическую чистоту и безопасность (он производится из натуральных продуктов – хлопка и дерева) и то, что его, в отличие от полиэтилена, можно утилизовать без ущерба для окружающей среды, он быстро биологически разлагается. Кроме того, целлофан дешев и не токсичен, на его поверхности, которая соприкасается с пищевыми продуктами, образуется мало конденсата, это позволяет долгое время сохраняться вкусу и запаху упакованных в целлофановую пленку продуктов.

Герметичность целлофановой пленки, обеспечивающую свежесть содержимого, особенно оценили производители и продавцы сырого мяса и мясных полуфабрикатов.

На первых упаковках из целлофана не было никаких надписей, никаких логотипов, даже этикеток: считалось, что весь смысл в том, что товар, упакованный в прозрачную пленку, рекламирует себя сам.

Целлофан дал возможность покупателям, не нарушая упаковки, видеть, рассматривать и даже трогать (что было раньше с пищевыми продуктами недопустимо) различные изделия до того, как их приобрести. Это стимулировало рост продаж. Не только из-за того, что с появлением такой упаковки стало можно покрутить в руках несколько аппетитных булочек и выбрать наиболее понравившуюся, но и из-за того, что целлофановая упаковка блестит и делает большинство товаров более привлекательными, более нарядными, что увеличивает количество спонтанных покупок.

В СССР все это пришло на несколько десятилетий позднее. И, как уже говорилось раньше, пришло не только в сферу упаковки, но и в литературу.

Почти любое из вышеназванных свойств целлофана можно проиллюстрировать какой-нибудь стихотворной или прозаической цитатой. При этом «прямые» характеристики целлофана нашли отражения, в основном в стихах для детей.

Гарантия чистоты упакованного продукта:

А у мальчика на платье
Пять карманов или шесть.
Носовой платок – не знаю,
А рогатка точно есть.

Авторучка, батарейки,
Ремешок от телогрейки.
Выключатель, зажигалка
(Не работает, а жалко).

Мел в коробочке и ластик,
Пузырек и головастик.
Он в бидоне находился,
А бидончик прохудился,

Чтоб теперь его спасти,
Надо в речку отнести...
Карандаш, перо, точилка,
Гирька и увеличилка.

В целлофане пирожок –
Одному щенку должок...

Вот каков он, мальчик наш,
И каков его багаж.

Эдуард Успенский. «Что у мальчиков в карманах»

Способность длительное время сохранять свежими пищевые продукты:

Я на нижней полке
окружен вниманием:
Мама все в дорогу
собрала заранее –
Сверточки, пакетики,
в целлофане курица.
Мама очень в поезде
за меня волнуется!

Марина Тахистова. «В поезде»

Со «взрослыми» стихами все несколько сложнее.

Вот как будто бы о влагонепроницаемости целлофана. Но на самом деле, конечно, совсем не об этом: в приведенном ниже отрывке речь о незащищенности юности, и это только подчеркивается внешней защищенностью героини от дождя:

…на асфальт, на проезд,
под фасетные буркалы автомобилей,
вылетает, выпархивает без усилий
всеми крыльями
девятнадцати лет –
как цветок на паркет,
как букет на подмостки, –
в лоск асфальта
из барского особняка,
чуть испуганная,
словно птица на волю –
не к Андрею,
бог знает к кому –
к Анатолю?..
Дождь стучит в целлофан
пистолетным свинцом...
А она, не предвидя всего,
что ей выпадет вскоре на долю,
выбегает
с уже обреченным лицом.

Давид Самойлов. «Наташа»

Посмотрите, как бережно и иронично обыгрывает Белла Ахмадулина в стихотворении «Невеста» то, что целлофановая упаковка ассоциируется с чистотой, нетронутостью и праздничностью (или с иллюзией этого):

Хочу я быть невестой,
красивой, завитой,
под белою навесной
застенчивой фатой.

Чтоб вздрагивали руки
в колечках ледяных,
чтобы сходились рюмки
во здравье молодых.

Чтоб каждый мне поддакивал,
пророчил сыновей,
чтобы друзья с подарками
стеснялись у дверей.

Сорочки в целлофане,
тарелки, кружева...
Чтоб в щеку целовали,
пока я не жена…

Другие поэты-шестидесятники, упоминая целлофан, много уделяли внимания его «показному» блеску:
«Ты сидишь рядом, но ты восторженно чужая, как подарок в целлофане».

Андрей Вознесенский. «Оза»

А Евгений Евтушенко в стихотворении «Какой-то пустячок» противопоставил «запаянность», «духоту» целлофановой упаковки внутренней свободе:

Да здравствует чудак!
Жизнь ложно-целевая
невыносима, – как
сосиска в целлофане.

Те игры стоят свеч,
когда мы все продули,
а воздух так же свеж,
как в детстве на прогуле.

И внутренний зажим –
на мелкие осколки,
и мир не разложим
ни на какие полки.

Такая вроде бы прозаическая вещь – целлофан, но, как видите, он вдохновлял пишущих людей и обрел жизнь в художественной литературе как неоднозначный, яркий образ.

До появления целлофана основными упаковочными материалами для продуктов питания были картон и бумага. Поначалу они конкурировали на рынке, потом стали использоваться параллельно, а в некоторых случаях даже объединились: появился такой вид упаковки, как картонная коробка с «окошечком» из целлофана, а также картонные коробки, затянутые в целлофановую пленку.

Во второй половине XX в. появились новые виды полимерных материалов – полиэтилен, полипропилен и лавсан, целлофан был ими фактически вытеснен, «триумфальное шествие» целлюлозной пленки по планете на этом закончилось. Однако и сегодня целлофан иногда используется в качестве упаковочного материала, например, для упаковки кондитерских товаров и колбасных изделий высокого ценового сегмента. Кроме того, именно из целлофана делают оболочки многих мясо-молочных продуктов (сыров, колбас).

И вообще кто знает… «Иногда они возвращаются». Хотя бы в стихах.


Автор:  Бушмаринова Екатерина, Автор Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

05.04.2016 10:45vlulyanov

Спасибо! Весьма интересно. Единственная фраза, с которой я бы ек согласился; "В СССР все это пришло на несколько десятилетий позднее". На пленуме ЦК ИКП(Б) 22 декабря 1935 года А. И. Микоян указывал на недостаточный выпуск целлофана для упаковывания пишевой, более всего, кондитерской, продукции. Т. е. целлофан не был диковиной, во всяком случае, для членов ЦК, спустя максимум 12 лет после начала его применения для упакоывания.

05.04.2016 17:09Jktu

Отличная статья!

05.04.2016 21:08Оксана из Украины

Отличная статья. Автору большое спасибо за интересные сведения и нетривиальную подачу информации.

05.04.2016 22:56Клавдия

Удивительные у Екатерины статьи. ТАК писать об упаковке! Зачитываюсь. Спасибо.

06.04.2016 03:36Нина

Прочитала с большим интересом - такая необычная тема, да ещё так интересно раскрыта! Поэзию можно найти во всём, ею пронизана вся наша жизнь. Спасибо, что автор напомнил об этом.

06.04.2016 10:05Татьяна

Здорово, спасибо за статью! Я и не подозревала, что целлофан экологичен и поэтичен )

06.04.2016 10:27Яна

Очень увлекательно!

06.04.2016 10:43Наталия

Меня всегда привлекают изменения ракурсов - так всегда и бывает в статьях Екатерины!

06.04.2016 11:58Елена

Замечательная статья! Читать легко и очень интересно. Спасибо.

06.04.2016 18:50Лариса

Спасибо автору! Прочитала с большим интересом. Необычная тема для статьи.

07.04.2016 11:31Вера, Беларусь

Отличная статья. Читаешь и просто слышишь шуршание целлофана, представляешь завернутым в него и букет цветов, и подарок, и даже карнавальный костюм из разноцветных целлофановых упаковок. Люблю читать все статьи автора. А тема про упаковки - особенная, близкая, как мне кажется, каждому из нас.

12.04.2016 06:25Нэля

Кто бы мог подумать, что целлофан такой поэтичный! Замечательная статья, и подборка стихов чудесная!

12.04.2016 06:26Нэля

Кто бы мог подумать, что целлофан такой поэтичный! Замечательная статья, и подборка стихов чудесная!

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru