Об упаковке - Для упаковки

СОВЕТСКАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ РЕКЛАМА – ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

14.03.2016

Комментариев: 6

ЧАСТЬ 2. СНОВА О «СТЕКЛЯННЫХ БЕРЕГАХ»

Продолжая рассказ о советских пищевых рекламных плакатах, которые стоило бы назвать агитационно-просветительскими, продлим тему продуктов в стеклянной таре и самой этой тары.

Практически вся осень и точно декабрь 2015 года в Москве, да и во всей европейской России, выдались очень теплыми. Синоптики утверждают, что таким же теплым был первый месяц зимы 1936-37 годов.

См. также ЧАСТЬ 1. МОЛОЧНЫЕ РЕКИ В СТЕКЛЯННЫХ И ПРОЧИХ «БЕРЕГАХ»

Новый и одновременно старый соус

Теплой осенью (по другим свидетельствам в начале зимы, но тоже теплой) 1936 года на тогдашней окраине Москвы, в Шелепихе, примыкающей к Пресне, на специально для того построенной небольшой производственной площадке была выпущена первая партия отечественного майонеза. Правда, этот соус в России знали задолго до того, еще в XIX веке. Но тогда его изготавливали только в домашних условиях, да и далеко не во всех домах. Майонез был привилегией богатых семей. А 1936 год – начало промышленного производства. Между прочим, стоит сказать, что площадка в Шелепихе в 1976 году была присоединена к Московскому жировому комбинату, что дает основание этому предприятию называть себя основоположником производства майонеза в стране.

Но за сорок лет до присоединения, майонез мало кто из широких слоев населения знал. Число «старорежимных» граждан страны заметно сократилось, а более молодое поколение не представляло «с чем его едят». А ведь производство этого относительно нового продукта планировалось увеличивать. Его надо было рекламировать, а точнее, рассказывать, как и с чем его можно использовать.

Вот и вышел в 1938 году удивительно веселый, выделяющийся даже на фоне большого ряда рекламной продукции 1930-х годов, среди которой было много удач, плакат С. Прокопцева, восхваляющий достоинства майонеза.

Потом была война, во время которой, да и несколько лет после ее, ни государству, ни населению было не до майонеза. Стоял вопрос о производстве более насущных продуктов. В начале 1950-х годов вновь вспомнили, наконец, об этом соусе. В 1952 году вышел плакат Сергея Георгиевича Сахарова «в честь» майонеза.

Текст на плакате практически одинаков по сравнению с предыдущим, но выглядит он, несомненно, более заурядно. Интересен же он в сопоставлении. Можно видеть, как изменилась этикетка на стеклянной банке с продуктом. Изменилась, конечно, но ведь связь между прежней и новой этикеткой просматривается.

Плакаты с водкой…

А в 1938 году С. Сахаров подготовил еще один плакат для продукта в стеклянной таре.

Вообще-то водка не частая «модель» советской плакатной живописи, чаще она изображалась в компании с другими продуктами на плакатах несколько иной тематики.

Зачем, казалось бы, было рекламировать водку – напиток, все достоинства и недостатки которого давно известны на Руси? Обратите внимание, на этикетке водки «Столовая» главное место занимают изображение «50%». С начала ХХ века у нас в стране был установлен стандарт крепости для «злодейки с наклейкой» в 40% содержания спирта. В СССР после нескольких лет сухого закона в 1925 году водке были возвращены ее «законные» градусы. Срок не велик, но к сорокоградусной все же вновь привыкли. А тут в 1935 году был разработан рецепт и начался выпуск «Столовой», в которой половину составлял спирт. Понятно такой продукт был дороже напитка с «традиционным» содержанием спирта. Это надо было как-то разъяснить населению. Для этого-то и нужно было крупное изображение крепости напитка на этикетке, а дополнительно был выпущен и данный плакат.

Пятидесятиградусная «Столовая» выпускалась у нас в стране до 1970-х годов. Но из внутренней продажи она исчезла в начале 1960-х, оставаясь экспортной продукцией, продававшейся сначала внешнеторговым объединением «Продинторг», затем «Союзплодоимпортом».

Об истории потери и восстановления прав государства на некоторые водочные марки уже сообщалось на портале. В список брендов, принадлежащих ФКП «Союзплодоимпорт», водка «Столовая» не входит, что позволило уже в наши дни восстановить марку напитка другой московской компанией. Посмотрел на сайте нынешнего производителя: сообщается о разработке рецепта и начале производства в 1935 году, этикетка, хоть и не такая, как была, но связь с предыдущими прослеживается. Но вот крепость, увы, стандартная.

…и другими алкогольными напитками

Другие «веселящие душу» напитки (как с большим, так и с малым содержанием алкоголя) регулярно встречались в советской торговой рекламе. Для примера приводим три плаката: два – 1938 года авторов: уже упомянутого Побединского

и Александра Николаевича Зеленского, о творчестве которого рассказывалось на портале,

и 1951 года Иосифа Ильича Гинзбурга, часто подписывавшего свои работы псевдонимом «Игин».

Глядя на эти, выражаясь по-современному, постеры, вряд ли кто-то сможет заявить, что в СССР, во всяком случае, в 1930-50-е годы, использовались только стандартные, «скучные» бутылки.

«Судьба» порожней тары

Вычурные, или, по крайней мере, необычные по форме бутылки встречаются еще на одном советском плакате, издание которого стоит отнести к 1946 или 1947 году.

Этот плакат, уже без всяких оговорок – инструкция по применению. Ведь рассказывается, как надо поступать с опорожненной стеклотарой.

Плакат, кстати, в послевоенные годы был весьма актуален. Дело в том, что посудный фонд за время войны был частично уничтожен, частично отправлен на фронт в качестве тары для зажигательной смеси («коктейля Молотова»). Стекольные заводы, многие из которых были разрушены, еще не полностью стравлялись с выпуском требующейся тары. Достаточно сказать, что по 1950 год включительно значительная часть водки поступала в продажу в бочках. Организация сбора посуды для повторного наполнения – чрезвычайно важная для того времени задача.

Сбор стеклянной тары всегда осуществлялся в СССР. Прошли годы, и вот уже вышел в 1972 году плакат Л. Ф. Гарина, где указываются цены на принимаемую от населения оборотную тару.

Он висел в пунктах ее приема. Но как «поскучнела» за это время стеклотара! Сплошной стандарт и типоразмер. Впрочем, оборачиваемость тары сама тому способствовала. В стране выпускалось много техники не только для наполнения, но и подготовки тары, в том числе, для ее мойки. А типовую тару было легче автоматически помыть, заполнить и запечатать.

Кстати, к выпуску серийных бутылкомоечных машин приступили на уже упомянутом Батумском заводе в самом конце войны. Это была модернизация техники, созданной инженерами Ленинградского ЛВЗ в 1940 году. Планировалось, что серия пойдет в жизнь в 1941, но понятно, почему выход в свет новой техники был отложен.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

14.03.2016 09:36Проходил мимо

Уважаемый автор, вы если уж обращаетесь к истории, то детальнее изучайте её. Вы пишите: "В список брендов, принадлежащих ФКП «Союзплодоимпорт», водка «Столовая» не входит, что позволило уже в наши дни восстановить марку напитка другой московской компанией"... Откуда у Вас эта информация? Вы на сайт ФКП хотя бы зайдите, или в базу Роспатента, где черным по белому написано, что правообладателем товарного знака "Столовая водка" с 15.08.1970 г. и по сей день является является "Союзплодоимпорт".

14.03.2016 09:52от автора

В предыдущем материале цикла я так скромненькр сказал, что многие называют А. И. Микояна инициатором советской торгово-продовольственной рекламы. Готовя друние материалы, "вник в тему". Сейчас мону утверждать, что он действительно был инициатором. Вычиупая на пленуме ЦК ВКП(б) 22 дек. 1935 года, он заявил о необходимости рекламы.

14.03.2016 09:58от автора - проходящему мимо

Простите, ради Бога (тем паче, что вчера было Прощеное воскресенье), действительно не заметил. На меня, точнее, у меня, нет слов, множество "прорух". Об одной из них сообщаю в комментарии.

14.03.2016 10:07от автора (продолжу)

На пленуме он рассказал историю (не могу утверждать, что равдивую) о том, как некий колхозник, продав нечто на рынке, решил купить несколько мандаринов, коих он до этого не видел. Ну, и тут же начал есть прямо с кожурой. На заседании Совета (позже бы сказали: коллегии) Накомата пищевой промышденности 1 июл. 1936 г. буквально сказал: "Реклама - это раноше всего широкая пропаганда новых продуктов".

14.03.2016 10:13от автора - еще раз проходящему мимо

Как раз этим (детальным изучением истории) сейчас и занят. Удивительно, как много там запутано. Каждый факт приходится проверять и перепроверяиь. Большое спасибо Вам, уважаемый Проходил мимо. за дельное замечание. Тем не менее, факт, что нынешние 40% содержания спирта в сегодняшей "Столовой", надеюсь, не будете отрицать? Еще раз, спасибо Вам. Впредь постараюсь быть внимательнее.

14.03.2016 12:47Богдан

Спасибо автору за интересный материал. Почему-то считал, что в СССР всегда использовалась только стандартная упаковка.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru