Об упаковке - Для упаковки

"РАСШИРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ КАФЕДРЫ" И ЕГО ЧУТЬ ЛИ НЕ ГЛАВНАЯ ТЕМА: СТУДЕНТ И ВЫСТАВКА

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

08.02.2016

ЗАМЕТКИ ПОСТОРОННЕГО

Становится традицией, когда во время проведения упаковочных выставок собираются в одном месте преподаватели, связанные с обучением дисциплинам, изучаемым по специальности «Технология и дизайн упаковочного производства». Компанию им обычно составляют люди, не задействованные в обучении студентов, но хорошо знающие проблемы упаковывания продукции. Так сказать, в рамках выставки проходит расширенное «заседание кафедры упаковки». Так было и в последний день проведения выставки «Упаковка/УпакИталия-2016».

Иногда это «заседание» проходит в более широком составе, иногда собирается коллектив «поуже». В этот раз профессорско-преподавательский состав представлял исключительно московские учебные заведения.

Первое выступление и сразу дискуссия

Открыл мероприятие, имевшее в этот раз название: «Круглый стол/дискуссия “Современные требования и актуальные вопросы подготовки профильных специалистов для участка упаковочного производства на предприятиях АПК”» его модератор – Мишель Чернов, профессор МГУТУ им. К. Г. Разумовского.

Вначале своего выступления он сообщил о требованиях к учебному процессу, поставленных перед вузами Министерством образования. Требования сводятся к пяти основным пунктам. Каждый участник процесса обучения должен пройти весь его цикл. Процесс должен быть обоснован востребованностью на рынке. В нем должны участвовать студенты различных профилей одного направления. Все этапы цикла, пройденные обучаемыми, должны быть в обязательном порядке оценены. Все этапы должны быть увязаны с современными требованиями хозяйствования, т. е. каждый студент должен получить навык организации производств. Иначе говоря, чтобы со временем он имел способность открыть собственное производство.

Далее М. Е. Чернов приступил к изложению собственно доклада «Подготовка кадров в рамках учебных проектов». Он представил графики проектов для первого, второго и третьего курсов обучения, разработанные возглавляемой им кафедрой, и которые начнут действовать с предстоящего весеннего семестра. В графиках представлено чему, с помощью чего и в какие сроки планируется обучить студентов, и какие навыки они должны приобрести. Из упомянутых графиков наиболее полно и четко спланирован процесс обучения первого курса, что и понятно: проект начнет претворяться в жизнь уже в ближайшие дни. А вот то, что докладчик даже мельком не упомянул о покурсовых графиках для старших студентов, вызвало у автора этих заметок недоумение, которое, надо сказать, было устранено позднее.

После ряда вопросов из зала и ответов докладчика среди участников «круглого стола» возникла даже дискуссия, коснувшаяся ряда пунктов представленного проекта и высказываний докладчика. Например, положение о том, что студенты уже первого курса должны принимать активное участие в деятельности упаковочных выставок, в том числе работая непосредственно на стендах, а потом подготовить достаточно полновесный отчет о ней, вызвало неоднозначную реакцию. Кто-то посчитал, что тут надо поступать, как в известном способе обучения плавания, а кто-то заявлял, не отрицая значения выставок для подготовки специалистов, что не стоит заставлять это делать сразу же, хотя бы из-за недостатка знаний у первокурсников.

Планировалось, что следующий докладчик – заместитель генерального директора ООО «Мессе-Дюссельдорф» Михаэль Мандель расскажет о практике подготовки специалистов упаковочной отрасли в Германии. Но он сходу вошел в дискуссию и также высказался за то, что студенты, причем, разных специальностей, порой вроде бы далекие от темы экспомероприятия, должны активно участвовать в работе выставок. По его словам, выставки – это маленький университет. Но нагружать студентов первого курса конкретной работой на выставке – не стоит. Им лучше дать возможность шире разобраться с разными направлениями общей специальности. В данном случае, в весьма широком понятии «упаковка и упаковывание». Надо первоначально дать еще неопытному человеку возможность определиться: «это мое, а это не мое». А дальше помочь развиваться в выбранном «своем». Отметив высказанное в дискуссии мнение о прогрессе с производственной практикой студентов, он похвалил за это и учебные заведения, и производство, отметив, что это весьма положительно и интересно. Пожелав успехов в развитии сочетания обучения и участия в производстве, М. Мандель заметил, что жизнь – это и теория и практика, главное добиться правильного «суммирования» того и другого.

То, что докладчик при этом ушел от заявленной темы своего выступления, думается, не слишком большая беда. М. Мандель об этом хорошо рассказал год назад на подобном мероприятии, и вряд ли он много чего смог бы добавить в этот раз.

О работе на выставках, теории и практике и о не самой высокой квалификации в дипломе

Слово было предоставлено Григорию Хмелевскому, исполнительному директору ассоциации «Пакмаш». Заметим, что еще и преподавателю, человеку, прекрасно понимающему как требования, так и трудности и образования, и производства. Тема выступления была «Подготовка бакалавров для упаковочной индустрии». Как бы продолжая дискуссию о студентах и выставках, он заметил, что студенты МГУТУ им. К. Г. Разумовского в обязательном порядке посещают и даже работают на двух ежегодных московских упаковочных выставках, да еще на «Агропродмаше» и на World Food. Тем самым у них складывается полное представление о производстве продовольствия, применяемых для этого технике и материалах по всей цепочке изготовления. В итоге обучения, сочетаемого с практикой, все специалисты весьма широкого направления обучения «Технология и дизайн упаковочного производства» хорошо разбираются в разных упаковочных «дисциплинах»: в упаковочных средствах, включая сочетание продуктов и упаковочных материалов; в основах дизайна упаковки; в упаковочном оборудовании. На выставках же студенты знакомятся с началом менеджмента, получают понятие, какие кадры и с какими знаниями нужны крупнейшим компаниям. Да и умение общаться, которое достаточно часто слабо развито у многих молодых людей, получает на выставках импульс к развитию.

Докладчик с горечью отметил, что подготовка специалистов по упаковыванию МГУТУ им. К. Г. Разумовского ведется в рамках квалификации «бакалавр» (вот почему не было графиков для старшекурсников), а надо бы добиться, чтобы в дипломе выпускников стояло «инженер». По мнению Г. К. Хмелевского, обучение упаковыванию переживает не лучшие времена: снижается число абитуриентов, где-то закрываются кафедры. Понятно, что телевизионную рекламу заинтересованным организациям «не потянуть», но нужно все-таки каким-то образом «пиарить» профессию упаковщика.

Завкафедрой «Полимерное машиностроение» МАМИ профессор Игорь Скопинцев заметную часть своего выступления посвятил переработке отходов полимерной упаковки, в частности, вторичному использованию. Среди разработок кафедры показалось интересным создание адсорбирующих материалов, в состав которых входит часть полимерной «вторички». Испытания показали их успешное применение при сборе нефтяных и масляных загрязнений на водоемах.

Поддержав идею активной работы студентов на выставке, Игорь Скопинцев заметил, что на некоторых из них, хорошо потрудившихся на стендах компаний, обращают внимание и работодатели.

Директор Московского представительства подразделения «Русская Трапеза – Инжиниринг» Игорь Медведев, припомнив понятие «Русская школа подготовки инженеров», отметил, что главным в ней было то, что инженер обязан, пусть и на не самом высоком уровне, уметь делать те работы, которыми он руководит.

Посетовав на то, что у московского представительства «Русской Трапезы» нет производственных площадей, где условия практики были бы лучше, он рассказал, чем занимаются практиканты в подготовительном центре представительства. Под руководством опытных наладчиков они узнают машины «изнутри» и постигают «таинства» их наладки и переналадки. Во всяком случае, позже наладчик на предприятии, где они будут трудиться, не сможет «пудрить» им мозги.

О студенческих конкурсах

Главный редактор журнала «Тара и упаковка» Игорь Смиренный посетовал, что высшие чиновники страны имеют самое поверхностное представление об упаковке и упаковывании, поэтому они не понимают значение данной отрасли для страны. Ожидать какой-либо поддержки упаковочной отрасли со стороны государства, увы, не приходится, не говоря уже о государственных вложениях.

В своем выступлении Игорь Смиренный напомнил, что трагедия упаковки в том, что создают ее многие специалисты: технологи, механики, дизайнеры (всех не перечислить), а живет она максимум столько, сколько длится срок хранения продукта, после использования которого ее выбрасывают. И надо бы помнить, что отходы упаковки – это не мусор, а ценное сырье.

В конце докладчик упомянул о проводящемся по инициативе журнала международном конкурсе студенческих работ «Заводной апельсин». За годы проведения это соревнование студентов-дизайнеров завоевало авторитет. И некоторыми его бывшими победителями отмечается, что полученный ими диплом конкурса имел заметное влияние при принятии решения о приеме их на работу.

Надежда Звягинцева, завкафедрой Московского издательско-полиграфического колледжа им. И. Федорова сообщила, что программы учебного заведения постоянно адаптируются с учетом развития упаковочных процессов. Измененные программы обучения согласовываются с предприятиями, на которых выпускникам предстоит трудиться. На них же студенты проходят практику. Некоторые из практикантов и остаются в будущем работать на том же предприятии. Вообще же, проблем с трудоустройством выпускников нет.

Отдельно было отмечено, что процесс образования в колледже сочетается с творчеством. Проводятся конкурсы, относящиеся к созданию упаковки. Преподаватели регулярно повышают квалификацию.

Что должен знать и уметь выпускник

Следующим докладчиком был заместитель председателя Комитета РСПП по выставочной деятельности, член Экспертного совета Комитета ГД ФС РФ по промышленности Владимир Юртеев. Он начал с того, что привел статистические данные о том, что 80% молодых людей получивших высшее образование в России затем не работают по специальности. Он отметил, что сегодняшняя система образования должна быть более гибкой, ответственной и эффективной. Потому что сама жизнь стала другой – намного жестче чем у родителей, дедушек и бабушек нынешних студентов. Обратившись к присутствовавшим в зале студентам, он спросил: кем вы ходите быть: эксплуататорами или эксплуатируемыми? Если первыми, то начать надо с эксплуатации себя, прежде всего в учебе. Комитет РСПП по выставочной деятельности призван помочь объединить усилия разных бизнес-организаций, прежде всего, НКПак и «Пакмаш», с целью реальной помощи обучению действующим специалистам, в частности, получения ими дополнительного профессионального образования, чему есть растущая потребность, организацией системы учебных семинаров и курсов ДПО. Ведь если мы не дадим качественное отечественное образование, то его заменит иностранное. А тот, кто учит, тот и забирает себе максимальную прибыль. Каждый специалист должен не только быть «технарем», но и уметь продавать, предпринимать, образно говоря: каждодневно повышать свою «внутреннюю капитализацию». И начинать учиться этому надо не в двадцать с лишним лет, а с первого курса обучения. Необходимо не только повышать производительность труда, но и развивать творческий подход к нему. Студенческих конкурсов у НКПак и журнала «Тара и упаковка» должно быть намного больше, не меньше пяти, по самым разным направлениям. Хотя бы потому, что имеющийся диплом Всероссийского или Международного конкурса студенческих работ – это мощный «актив и ресурс», он поможет выпускнику устроиться на лучшую работу. К сожалению, о ярком и интересном выступлении Владимир Юртеева здесь можно рассказать только тезисно. Но оно было высоко оценено присутствующими. А модератор «круглого стола» даже заметил, что такое выступление могло бы быть первой лекцией курса «Введение в специальность».

Менеджер компании Heuft (Германия) Елена Терещенко рассказала о деятельности предприятия по выпуску инспекционного оборудования, используемого при фасовании в основном жидких продуктов чаще в стеклянную тару. Техника охватывает всю технологическую цепочку, начиная от контроля чистоты тары до проверки качества укупоривания.

Что же касается темы «круглого стола» то наиболее полезным в ее выступлении было перечисление тех знаний, которыми должен обладать молодой специалист, рассчитывающий получить работу в крупной компании.

***

Так вышло, что автор этих заметок присутствовал на подобных мероприятиях в течение уже нескольких лет. И сложилось впечатление (надо надеяться, верное), что, в целом, обучение по специальности «Технология и дизайн упаковочного производства» развивается, причем, в правильном направлении. Конечно, есть трудности (а где их сейчас нет?), но они преодолеваются. Многие сложности (например, слабость учебной базы, нехватка учебной литературы, организация производственной практики), о которых ранее говорили, здесь практически не упоминались, возможно, потому, что число представленных на мероприятии учебных заведений было меньше, нежели ранее. Да и то, что едва ли не главной темой дискуссии стало «как студенту надо присутствовать на выставке», было тому порукой. А ведь еще несколько лет назад автор сетовал на полное отсутствие их на выставке, а Игорь Смиренный всего два года назад лишь призывал привлекать студентов к работе на стендах.

Конечно, не все необходимое сделано, но все же разговор о послевузовском образовании, о системе переподготовки преподавателей и специалистов, подтолкнул к мысли о том, что наше образование думает о будущем.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Другие публикации в спецпроектах:

upakovka 2020 - 28 международная специализированная выставка упаковка и переработка

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru