Об упаковке - Для упаковки

Литературные и фольклорные сюжеты на конфетных и шоколадных обёртках дореволюционной России

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

15.10.2015

Комментариев: 8

Подготовив для портала Unipack.Ru несколько статей об упаковке (бутылке, бочке, флаконе, фантике) в литературе и фольклоре, я неожиданно поняла, что можно поставить перед собой обратную задачу: написать о литературе и фольклоре в упаковке, точнее – на упаковке! На эту мысль меня натолкнуло изучение конфетных обёрток конца XIX – начала XX вв. на сайтах коллекционеров конфетных и шоколадных этикеток. Отдельное спасибо сайту Виктора Кудрявцева «Мир фантиков».

На современных кондитерских производствах существует множество способов упаковки (завёртки) конфет. Самые распространённые способы на языке кондитеров называются следующим образом:

  • «в перекрутку», т.е. с «хвостиками» на концах (например, карамель «Лимончики»);
  • «в замок» – когда концы этикетки уголками загибают на основание (ирис «Кис-Кис»);
  • «в затяжку» – когда один пышный «хвостик» наверху («Трюфель»);
  • «в носок» – когда концы фантика заделаны в виде уголков («Столичные»);
  • «конверт» – это и есть конверт, на основании которого – клапаны (обычный способ упаковки плиток шоколада) и др.

Все мы привыкли к виду конфетных обёрток, как, к сожалению, привыкли и к тому, что они маловыразительны. Порой кажется, что так было всегда. Но это заблуждение.

Заворачивать конфеты и шоколад начали довольно поздно, в XIX веке. В качестве упаковочного материала поначалу использовали фольгу (во Франции – для завёртывания конфет, в Англии – для упаковки плиток шоколада с 1850 г.), затем – парафинированную бумагу (с 1872 г.). Понятно, что это было сделано из соображений гигиены, эстетики, удобства транспортировки и хранения сладостей. Однако функции конфетных и шоколадных обёрток этим не исчерпываются. Они могут (и в идеале – должны) привлекать внимание именно к продукции своего производителя, т.е. рекламировать товар. И в качестве одной из форм рекламы можно использовать нанесение на обёртку какой-то интересной для покупателей текстовой или графической информации.

Это хорошо понимали промышленники дореволюционной России. Когда просматриваешь коллекцию фантиков XIX – начала XX вв., явно видна тенденция их оформителей к просвещению публики. Вот, например, что пишет коллекционер В. Кудрявцев о внешнем виде упаковки кондитерских изделий Товарищества «Жорж Борман» (Санкт-Петербург и Харьков): «В те годы со стороны здравомыслящей интеллигенции и предпринимателей вообще был подъем внимания к выводу страны из подавляющей безграмотности населения. Сытин издавал книжки, Борман выпускал сладости… были серии шоколада: Географический атлас, Коллекция жуков, Народы Сибири, Спорт и т.д.»

Кондитерская фабрика «Эйнем» (будущий «Красный Октябрь», основана в 1851 г. в Москве Фердинандом фон Эйнемом, награды Всероссийских мануфактурных выставок: бронзовая медаль в 1864 г. и серебряная в 1865 г., золотая медаль Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г., Гран-при в 1900 г. за ассортимент и качество шоколада на Всемирной выставке в Париже, с 1913 г. – поставщик двора Его Императорского Величества) производила серии конфет в нескольких вариантах, посвящённые средствам передвижения, типам народов земного шара, русским художникам и их картинам. С одной стороны этикетки размещалось изображение, с другой – краткая энциклопедическая справка.

Погружение в историю кондитерского дела в России необыкновенно увлекательно. Меня, конечно, главным образом интересовала связь конфетных обёрток с литературой, и примеров обнаружилось много.

Вышеупомянутое Товарищество Жоржа Бормана (началась с кондитерского магазина на Невском проспекте, основанного в 1863 г. Георгием Николаевичем Борманом, с 1876 г. – поставщик двора Его Императорского Величества, в 1878 г. – золотая медаль на Всемирной выставке в Париже) производило монпансье, на этикетках которого были представлены портреты русских писателей – Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя с выдержками из их произведений.

На обёртке бормановских «конфект» «Русалки» – гоголевский сюжет: кузнец Вакула, летящий верхом на чёрте в Петербург к царице за черевичками для Оксаны. Рядом цитата: «…и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне» и подпись: «из Гоголя», «Ночь перед Рождеством».

Московская кондитерская фабрика C.CIУ и Кo (будущая кондитерская фабрика «Большевик»), основанная в 1855 г. французом Адольфом Сиу и его женой Эжени, выпускала серию (сейчас бы сказали «линейку») конфет «Гоголь».

На одном из фантиков центральное место занимает изображение Чичикова, ниже – подпись «Мёртвые души», справа – уточнение: «Соч. Н.В. Гоголя», далее – интригующая цитата из повести: «Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете?»

На другом фантике – то же оформление, но портрет не Чичикова, а Собакевича. А цитата такая: «Мошенник! – сказал Собакевич очень хладнокровно. – Продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех…»

Ещё одна конфетная обёртка – уже карамель «Гоголь», посвящённая пьесе «Ревизор». На фантике изображены похожие до зеркальности Бобчинский и Добчинский, а цитата приведена следующая: «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем. – А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию?» Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник».

Хочется более подробно рассказать хотя бы о некоторых малоизвестных кондитерских производствах, на которых выпускались «литературные» сладости.

Паровая фабрика макарон, шоколада и кондитерских изделий «Динг И.Л.» (основана в Замоскворечье в 1883 г. гражданином Гамбурга Иоганном-Леонардом Дингом) производила шоколад «Стихотворения Некрасова» и карамель «Максим Горький» с портретом писателя в обрамлении кистей рябины. Динг покинул Россию с началом Первой мировой войны в связи с ростом антинемецких настроений. Но до сих пор сохранился в Москве по адресу ул. 3-я Рыбинская, д. 22, стр. 4 великолепный особняк Динга в стиле модерн, с майоликовыми панно. Динг продал фабрику русскому предпринимателю Н. Бландову, после революции она была национализирована, но ещё много лет выпускала макароны.

К литературным сюжетам в упаковке своей продукции обращались не только столичные кондитеры, но и, например, кондитерская фабрика Торгового дома «Каргин И.В. и Савинов А.А.» (г. Самара), которая впоследствии стала Куйбышевской кондитерской фабрикой, а затем – шоколадной фабрикой «Россия».

«В самом начале XX века самарские купцы Каргин и Савинов основали кондитерское производство рядом с самым бойким торговым местом в городе – Троицким рынком. Здесь у них были собственные бакалейные склады, а на центральных улицах – магазины. Хотя основная продукция кондитерской фабрики была немудреной – несколько сортов карамели, пряники да «тянучки», – быстро завоевала популярность и хорошо расходилась не только в Самаре, но и в других волжских городах и весях. Европейская известность пришла к предприятию в 1904 году, когда на выставке в Париже монпансье от Савинова и компании завоевало Гран-при» (из книги Е.В. Шпаковой, первого директора шоколадной фабрики «Россия»).

Одна из обёрток фабрики «Каргин И.В. и Савинов А.А.» очень смешная.

Это фантик карамели «Отелло». Но вряд ли художник читал одноименное произведение Шекспира. Потому что на этикетке Дездемона мирно спит в кровати, а к ней подкрадывается Отелло (белолицый) с кинжалом (!) Однако включаю эту обёртку в рассказ, потому что всё-таки она, несомненно, связана с литературой.

Конфеты «Отелло» (с другой обёрткой) выпускало также кондитерское предприятие «Блигкен и Робинсон», поставщик двора Его Императорского Величества. Иосиф Блигкен и Макс Робинсон, выходцы из США, основали в 1877 г. в Санкт-Петербурге свой торговый дом – мастерскую, изготовлявшую конфеты, шоколад, бисквит и макароны (верный спутник кондитерских производств в России позапрошлого – начала прошлого веков!). Производство стремительно развивалось, ассортимент продукции расширялся, и через 10 лет это была уже крупная и известная кондитерская фабрика, конкурентоспособная на выставках, о чём свидетельствуют награды на ярмарке в Нижнем Новгороде в 1886 г., на мадридской выставке в 1890 г., на ярмарке в Петербурге в 1909 г. А к 1912 г. фирма «Блигкен и Робинсон» была представлены в России 33 магазинами!

Новаторским в организации работы фабрики было следующее: разместили в одном месте лесопильный и жестяной цеха, мастерские по изготовлению ящиков и коробок, литографию, хромолитографию по бумаге и жести и кондитерский цех. За счёт этого впервые в нашей стране конфеты стали производить, оформлять и упаковывать на одном предприятии.

Фантик с Отелло у них, однако, тоже не задался. Видимо, всё-таки в те времена оформителям конфетных этикеток трудно было представить себе мавра.

И надо, конечно, рассказать про фабрику Д. К. Кромского. Полное её название – «Паровая фабрика конфет, пряников и макарон Д. К. Кромского. Она была открыта в Харькове в 1873 г. Сначала из кондитерских изделий фабрика производила халву, крендели, пряники, пастилу. Но в 1890-х гг. начала выпускать шоколад и конфеты, и в 1895 г. годовой оборот фабрики превышал 300 тысяч рублей.

Упаковке Кромский уделял огромное внимание. В частности, он придумал интересный рекламный ход: серию плиток шоколада, на каждой из обёрток которой был размещён кусочек текста сказки «Василиса прекрасная». Таким образом, собрав этикетки от нескольких плиток, покупатель мог прочитать сказку. Но самое поразительное то, что оформлена серия шоколадок «Василиса прекрасная» иллюстрациями известного художника Ивана Билибина, входившего в объединение «Мир искусства». У этого художника – самобытный, легкоузнаваемый стиль, он прекрасно передавал дух русской старины, романтизировал эпос. Для обёрток шоколада использованы работы Билибина «Красный всадник» (олицетворение солнца), «Чёрный всадник» (олицетворение ночи) и др.

Текст рядом с «Чёрным всадником» захватывает и вызывает желание найти продолжение: «Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Вдруг едет опять всадник: сам чёрный, одет во всем чёрном и на чёрном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь. Но темнота продолжалась недолго: у всех черепов на заборе засветились глаза, и на всей поляне стало светло, как среди дня. Василиса дрожала со страху, но, не зная куда бежать, оставалась на месте».

Печатались обёртки харьковской «Василисы» в Москве в типографии Товарищества И. М. Машистова.

Тем же путём пошли на паровой фабрике братьев Миллеров в Саратове. Там выпускался шоколад «Иван Царевич», обёртка которого была представлена в 12 видах!

Сведения об этой фабрике нашлись в книге В.Н. Семёнова и В.И. Давыдова «Саратов историко-архитектурный»:

«Начиная с 1903 года, в саратовских газетах и адрес-календарях часто можно было встретить рекламные объявления такого содержания: “Паровая фабрика Конфект и Шоколада Бр. И. и А. Миллер в Саратове, приспособленная новейшими и совершеннейшими машинами, доставляет: Шоколад в плитках для варки; Шоколад фантастический и десертный, всеми признанный отличнаго качества; в большом выборе карамель, монпансье, мармелад, пастила, зефир, конфекты высшаго качества”».

Фабрика эта была основана в 1903 г. купцами Иоганном Яковлевичем и Андреасом Яковлевичем Миллерами, потомками немецких колонистов, и к 1909 г. она производила кондитерской продукции на 112 тысяч рублей в год.

А на полвека раньше, в 1853 г. другие братья, поселившиеся в России швейцарцы Мориц и Эдуард Конради создали в Петербурге почти забытую ныне «Конфетную и шоколадную фабрику М. Конради», которая тоже процветала и расширялась до 1912 г., производила шоколад, шоколадные и фруктовые конфеты, мармелад, пастилу, пряники и желе.

Сладости связаны с детством, детство – со сказками, вероятно, именно поэтому фабрика выпускала конфеты «Кот в сапогах». На этикетке изображён визит Кота к королю и приведена цитата из сказки: «Король милостиво принял гостинец и приказал поблагодарить графа».

У Конради было несколько магазинов в Санкт-Петербурге, а в Москве их продукция продавалась в Верхних торговых рядах (впоследствии называемых ГУМом). Особенно популярен был молочный шоколад Конради.

После революции фабрика была национализирована, её тогдашнего владельца расстреляли во времена «красного террора» в 1919 г. вместе с женой, пострадали и остальные родственники. Его племянник, внук основателя фабрики, названный Морисом в честь деда, русский офицер, прошедший Первую мировую, орденоносец, воевал против большевиков в Дроздовском полку. Морис-младший покинул Россию с остатками армии Врангеля, добрался до Швейцарии и в 1923 г. выстрелом из пистолета убил в ресторане гостиницы «Сессиль» советского полпреда Вацлава Воровского, после чего добровольно сдался полиции со словами: «Я сделал доброе дело…». Был оправдан судом Лозанны, после чего Советское правительство объявило бойкот Швейцарии. Дипломатические отношения между странами были восстановлены только в 1946 г.

Как бы сложились судьбы тех, кто создавал 100-150 лет назад кондитерские производства, производил вкусные и красиво оформленные конфеты и шоколадки, если бы на пути не встала революция, а затем и война? Кто знает. Но пионеры кондитерского дела в России оставили нам традиции – в том числе и в упаковке конфет. И хорошо, что мы можем вспомнить эти традиции.


Автор:  Бушмаринова Екатерина, Автор Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

15.10.2015 13:57Сергей

Интересная зарисовка о соединении рисунка (картинки) с текстом. Образовывайся с приятностью. :)

15.10.2015 14:11Клавдия

Целый пласт бытовой и промышленной культуры... Потрясающе интересно. Спасибо.

15.10.2015 21:33Мария

Очень интересно! Спасибо автору за такое необычное исследование!

16.10.2015 15:26Наталия

Захватывающее чтение, с каждым разом всё интересней! Жду новых статей.

16.10.2015 22:28Вера

Спасибо автору этого кропотливого исследования!!! Очень познавательно, написано увлекательно, а сюжеты конфетных обёрток (мне всё же хочется назвать их, как в детстве - фантиков!) неожиданные - с иллюстрациями к литературным произведениям никогда, мне кажется, я не встречала. Я сама в детстве, как, наверное, многие девочки, собирала фантики от конфет, складывала их в коробку, с подружками хвастались друг перед другом этими богатствами, менялись фантиками (а для этого надо было иметь не один, а хотя бы два одинаковых фантика!). Это было в 60-ые годы. Фантики в прямом смысле слова собирали. Мы с подружкой часто в поисках красивых фантиков ходили вдоль железнодорожного полотна (мы жили рядом с железнодорожным переездом) - вот где нам попадались неожиданные красочные обёртки от шоколадных конфет, которых мы и не ели-то никогда! Их выбрасывали пассажиры из окон поезда. Особенно радовались обёрткам от шоколада. На них можно было выменять несколько фантиков...

16.10.2015 22:30Вера

И ещё дополню: мне до сих пор нравятся те фантики, которые потянешь за хвостики - и они сами разворачиваются. Очень удобно, особенно детишкам. А нынешние фантики (склеенные) порой и взрослому не вскрыть.

18.10.2015 00:15Екатерина Бушмаринова

Спасибо, Сергей, Клавдия, Мария, Наталия и Вера!

14.11.2015 12:17Гульнара

Добрый день, Екатерина! Ищу тему для исследовательской работы по русскому языку или литературе для дочки. Ваши исследования такие интересные! Возможно ли нам взять на вооружение некоторые темы? Мыхотим порасследовать, например, какие изображения русских писателей были на конфетных обертках много лет назад? На Ваши статьи не приминем сослаться. С уважением, Гульнара.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru