Об упаковке - Для упаковки

Кинестетика упаковки

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

07.10.2015

Комментариев: 3

…Мне бы руку в мешок с крупою и там забыть;
Я из тех, кто касанием лёгким здоров и сыт…

А.Закирова (из стихотворения «Кинестетик»)

Какие первые слова приходят на ум, когда вы видите или держите в руках товар в упаковке? Какая она, упаковка? Наверное, красивая, яркая, прочная, гладкая, твердая, к ней приятно прикасаться… Производители продукции много внимания уделяют первым аспектам, связанным с эстетической привлекательностью упаковки, и так мало обращаются к другим ее свойствам.

До недавнего времени было практически данностью утверждение, что у большей части из нас превалирующий канал восприятия – зрение, быстрее улавливаются и запоминаются именно зрительные образы. Современный век – век визуалов. Массовым сознанием правит интернет, визуальный контент, селфи и инфографика, ведь картинки просто и быстро воспринимаются и перерабатываются сознанием. В ситуации же с тактильным или аудиальным воздействием, информация усваивается дольше, в этом процессе задействованы не все досконально изученные нами механизмы. Соответственно, на выходе результат не всегда может соответствовать цели субъекта воздействия.

Общеизвестно, что мир делится на визуалов – воспринимающих окружающую действительность преимущественно через зрительные образы, аудиалов – посредством звуков, и кинестетиков – посредством ощущений. Еще выделяют тип дигиталов или дискретов – восприятие информации у этих людей происходит через доводы, цифры, логическое осмысление. Известны и олфакторный превалирующий тип восприятия (опирающийся на обоняние), и густаторный (базирующийся на вкусовых ощущениях), но, скорее, эти подтипы относятся к дигиталам и кинестетикам.

Согласно Р. Бендлеру, кинестетика – это все, что связано с телесными ощущениями. Кинестетика (осязание, тактильные ощущения) — один из пяти основных видов ощущений (чувств), на которые способен человек, заключающийся в способности воспринимать что-либо на ощупь, кожей. Я уже упомянула о распространенном мнениии, что визуальный тип восприятия доминирует. Наряду с этим, встречается статистика, что среди всего населения земли 25% аудиалов, 35% визуалов и 40% кинестетиков. В чистом виде ни один тип в природе не встречается, как не бывает носителей только одного типа темперамента. В зависимости от самих объектов, целей и доступных возможностей в процессе восприятия мы задействуем одновременно несколько каналов.

Недавно автор этих строк участвовал в тренинге в области продаж, проводимом специализированным агентством. На повестке дня был извечный вопрос коммерсантов – как внушить клиенту доверие, убедить его в нужности и качестве предлагаемого продукта. Тренер предложил, как показалось сначала, тривиальный подход: попытаться определить, кто перед тобой (аудиал, визуал, кинестетик или дигитал), и убеждать с использованием подходящих его типу глаголов, наречий, прилагательных.

Вначале все участники прошли тест (он заключался в том, чтобы за три минуты составить небольшой устный рассказ на тему, предложенную тренером, а окружающие считали, слов из арсенала какого психотипа коллега употребляет больше). Результат удивил всех – у половины из участников доминирующим типом восприятия оказался кинестетический! На втором месте по численности оказались визуалы (35%), и только 4-5 человек оказались аудиалами и дигиталами. Из общения с тренером после семинара выяснилось, что при прохождении этого теста в других группах было приблизительно то же соотношение.

В настоящее время появилось и внедрено много разработок, связанных с использованием звука или запаха в упаковке. Про визуальную составляющую и говорить нечего. Дизайн макета, эстетика и стиль упаковки, цветовые решения направлены на самую задействуемую область чувств – визуальное восприятие. Знание же так называемого языка тела, то есть понимание невербальных, кинестетических сигналов, необходимо практически всем, чья деятельность так или иначе связана с коммуникациями.

Кинестетик получает наиболее важную для себя информацию через ощущения, для него важны прикосновения, телесные ощущения, движения. Мы ежесекундно «считываем» информацию с окружающих нас объектов и явлений посредством кинестетического восприятия. И если визуальное восприятие – это картинка, то с осязанием все гораздо сложнее. Зачастую мы не успеваем переработать такую информацию, и понять – что же нам действительно понравилось или запомнилось. Впечатление есть, но оно нечеткое и неуловимое. Поэтому идти по пути развития кинестетических свойств упаковки, значит выбрать сложное, запутанное направление, в котором нужно дорабатывать не только сам объект (упаковку), но и параллельно создавать методики замера, оценки реакции человека на нее.

Самые очевидные осязательные свойства тары и упаковочных материалов, – это использование разных фактур, материалов, типов поверхностей. Бархатная, матовая, глянцевая, скользящая, ребристая, шероховатая, с пупырышками, пузырьками… Нам хорошо знакомы эти и другие ощущения. Использование определенных материалов, технологий, конструкций тары и упаковки позволяет вызывать эти ощущения. Итак, потрогаем упаковку…

1. Ощутим шероховатость или гладкость пленки? Гибкие полимерные упаковочные материалы.

Для формирования полимерных многослойных упаковочных пакетов для некоторых торговых марок снеков, кондитерских изделий, замороженных овощей и ряда других продуктов, претендующих на статус премиальных, используют матовую пленку. Свойства легкой шершавости и матовости достигаются посредством использования матирующих добавок. В структуре таких пленок, помимо полимерного слоя, может быть и фольга, и бумага. Плотность поверхностного слоя с матирующей добавкой должна быть не менее 2 мкм, только в этом случае достигается желаемый эффект. Используемые для создания такого эффекта материалы относятся скорее не к добавкам, а к компаундам – полностью готовым для изготовления пограничных слоев БОПП-пленкам.

Также в целях придания поверхности пленки матового эффекта используется лакирование матовым лаком или каширование матовой пленкой. Такая пленка широко используется в качестве упаковки для подарков, сувениров, цветов. Вместе с тем, можно создать рельефное изображение, имитировать металлическую или шероховатую поверхность.

На свойствах гладкости и глянца пленки подробно останавливаться не будем, такой упаковки настолько много, что вряд ли она чем-то удивляет потребителя. Хотя сочетание матовости и лака до сих пор производит впечатление, например, на матовом фоне дойпака кофе известной марки изображено глянцевое, с лаковым блеском зерно.

2. Прикоснемся к фактуре? Тканевые материалы.

Один из самых известных – это флок (в переводе с немецкого «снежинки» или «хлопья»), материал, напоминающий жесткий бархат, чаще всего применяемый для обивки мебели, салонов авто. Из флока изготавливают коробочки и мешочки для драгоценностей, бижутерии, сувениров, с помощью него оформляют бутылки, открытки, и т.д. Флок отличается практичностью и функциональностью, его легко чистить. Он легко окрашивается в различные цвета, на флок можно приклеивать стразы или делать тиснение.

Другие примеры упаковки с тканевой, матерчатой фактурой: мешочки из льняной, полульняной (с примесью хлопка), льно-джутовой и пенькоджутовой тканей. Относятся они к категории «крафт-упаковки» – прочной, экологически чистой, выполненной из натуральных материалов, в «природных» оттенках.

В тканевые крафт-мешочки упаковывают любые сыпучие съедобные и несъедобные продукты. Еще в них кладут мыло ручной работы, наборы средств по уходу за кожей и волосами, в том числе, мужские. Такая упаковка, помимо экологичности, выглядит естественной, органичной и даже брутальной. Например, в сочетании с пеньковой веревочкой-завязкой или грубой металлической защелкой она занимает определенную нишу, не приедается. Если используется в качестве подарочной, то вполне уместна как для молодежи, так и для людей среднего или пожилого возраста; как для официального презента, так и для личного подарка. Еще к этой группе относятся мешки из мешковины – ткани, изготовленной и из грубостебельных (жестких лубяных) волокон. Фактура этого натурального упаковочного материала обладает однородным тканым рисунком с четкой фактурой.

3. Пошуршим? Декоративная и упаковочная бумага. Бывает гладкой, окрашенной, имеющей крепированную поверхность.

Крепированная (гофрированная, креп-бумага) имеет мелкоскладчатую поверхность, она хорошо драпируется, может принимать различные формы. Она активно используется в детском творчестве, для упаковки букетов и просто в качестве подарочной упаковки. Встречается упаковочная бумага, имитирующая бархат, кожу, грубую ткань, каменную поверхность. Ее используют не только в качестве упаковочного материала, для оформления подарочных коробок, но и для оформления книжно-журнальной продукции.

4. Почувствуем холод металла? Металлическая упаковка также богата на возможности передачи тактильных ощущений. Используется она в основном в индустрии напитков (безалкогольных и слабоалкогольных). Но и чай в металлических банках с тиснением или с декоративными элементами, имитирующими решетку, выглядит как вполне достойный презент.

5. Покрутим и пощелкаем? Отдельное направление – укупорочные средства.

Для нас наиболее привычны крышки для пластиковых бутылок, пластмассовые колпачки для ПЭТ-флаконов, укупорочные пробки и вставки для бутилированной тары. Полимерные крышки и колпачки используют для укупоривания тары под парфюмерно-косметические средства, бытовую химию, пищевую жидкую и пастообразную продукцию.

На экономичных винтовых однокомпонентных пластиковых крышках (конструкции screw-up) создать тактильные ощущения задача не ставится. Зато на крышках с диспенсерами различных конструкций можно «поиграть» с возможностью «управления» ими. Интересны ПЭТ-колпачки с откидывающимся верхом (flip-top), полиэтиленовые крышки с нажимающимся элементом (push-pull), винтовые колпачки с дозатором и другие модели (sport cap). Такие и другие сложные сборные укупорочные конструкции могут состоять из каких угодно деталей, их можно обернуть тканью, металлизированными материалами. Они так же могут имитировать любую деревянную, кожаную фактуру.

Запорным элементом может являться пистон с защелкивающейся крышкой. Триггер, аэрозольные клапаны часто снабжены ребристыми накладками; но все равно, головка с гладкой поверхностью встречается значительно чаще.

6. Затянем или развяжем? Богата на кинестетические свойства не только сама упаковка, но и ее декоративные или одновременно функциональные элементы – завязочки.

Ими могут являться шелковые или атласные ленты, бантик из которых можно развязать нежным движением. Или, наоборот, грубые, кондовые веревочки, жгуты с волосяной структурой. Также бывают плетеные веревочки, с металлизированной нитью, создающей, порой, холодящие ощущения.

Как видим, существует много возможностей попытаться сделать упаковку не только приятной глазу потребителя, но и подарить ему определенные ощущения даже при умеренных затратах со стороны производителя. Но пока кажется, что особенно в российской продовольственной и непродовольственной индустрии направлению кинестетики тары и упаковочных материалов уделяется мало внимания.

В Японии, США и ряде других технологически продвинутых стран периодически выходят на рынок соответствующие разработки: с возможностью оставить свой отпечаток пальца на упаковке, с мини-зеркалом, с материалами, становящимися теплыми при прикосновении, с возможностью «лепки» форм упаковки. Интересны находки производителей с использованием характерных щелчков для крышек, зип-локов для пакетов, ведь это не только звук, но и оригинальное движение, которое поможет рукам «запомнить» продукт. Такое мини-действие может стать частью ритуала, элементом культа брэнда.

Важно, что посредством использования таких решений сам товар не теряется, а остается главной ценностью. Даже такая самостоятельная и активная упаковка не «живет отдельной жизнью», а служит частью концепта продукта. В нашей стране такого рода решения пока воспринимаются скорее как развлечение, самостоятельное явление. В каком-то смысле это оставляет большое поле творчества для производителей, ведь наш потребитель, и, в частности, его тактильные ощущения, не так избалованы. Продуманное стильное решение в этой области не останется незамеченным, обязательно сработает и принесет прибыль.


Автор:  Бокарева Вера Борисовна, независимый эксперт-обозреватель рынка упаковки

Другие публикации в спецпроектах:

АГРОПРОДМАШ-2018

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

09.10.2015 13:14Петр Юг

Сейчас упаковочные технологии настолько развиты, что невооруженным глазом не всегда определишь какой материал в руке. Сейчас много пленки, похожей на бумагу, и наоборот. Это, конечно, эффектно и красиво, но может еще больше вводить в заблуждение. Например, многие придерживаются мнения, что в бумажной упаковке - более экологичные продукты. Получается, что технологии не только во благо...

09.10.2015 20:16Нелли

Радости в мелочах ) Последнее время обращаю внимание на матовую, как бы бархатистую упаковку. Сладости, например, смотрятся в ней намного выгоднее. Действительно, очень важно, когда на упаковку не только приятно смотреть, но и хочется взять ее в руки, погладить. Красивых картинок много в Инете, а к товару мы прикасаемся. Наверное, я на много-много процентов кинестетик )

26.12.2015 03:52Kanmariks

Организаторы выставки Агропродмаш-2015 порадовали посетителей небольшим весёлым роботом, который катается по павильонам, развлекая публику.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru