Об упаковке - Для упаковки

Зачем России нужен Музей упаковки?

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

01.09.2015

Комментариев: 2

Опыт издания в России в течение 25 лет журнала «Тара и упаковка», в условиях перехода от планово-распределительной и командной – к рыночной экономике, а также 11-летний опыт работы Музея упаковки, созданного коллективом журнала, позволяет сегодня сделать некоторые выводы, касающиеся роли упаковки в истории и развитии предпринимательства в России. Ведь история упаковки в нашей стране – совершенно уникальна, как ни в одной стране мира.

Попробуем на некоторое время вернуться назад, во вторую половину XIX и начало ХХ века, и посмотреть, какую роль упаковка играла в той, старой России. Ведь тогда многие продукты питания и товары, производимые в России были хорошо известны не только в странах Европы и Азии, но даже и в Северной Америке. Причем известны не только из-за своего высочайшего качества, но и из-за высокого, для того времени, качества и оригинального дизайна российской упаковки. Русский стиль упаковки, как сегодня русская матрешка, был известен во всем мире!

Но на каждой упаковке, на каждой этикетке, до большевистского переворота, стояли фамилии предпринимателей, владельцев компаний, предприятий, то есть тех, кто создавал богатство и славу России. И вдруг в одночасье все они были названы «буржуями», «врагами народа», объявлены вне закона и к концу 20-х гг. – физически уничтожены!

При этом был уничтожен не только их богатый и прогрессивный опыт предпринимательской деятельности, но на предприятиях уничтожались даже запасы упаковок и этикеток, хранящиеся на складах. А если кто-то и пытался сохранить, спрятать эти запасы – подвергался жесточайшим репрессиям, вплоть до физического уничтожения.

Были уничтожены и большинство мелких и средних и даже крупных компаний, созданных в России еще в самом начале XIX в.

А некоторые наиболее крупные - были национализированы и переименованы «по советски». Так, кондитерская фабрика «Эйнем», стала «Красным октябрем», Торговый дом Абрикосова и сыновей стал кондитерской фабрикой им. Бабаева (красный комиссар, занимавшийся национализацией в Сокольническом районе Москвы), кондитерская фабрика супругов Леновых стала фабрикой «Рот Фронт», парфюмерная фабрика «Рале» стала фабрикой «Свобода», а парфюмерно-косметическая фабрика Брокара, после приватизации стала называться «Новая заря» и т.д. и т.п….

Чудом сохранившиеся образцы упаковок и этикеток того времени сохранили нам имена многих российских предпринимателей, которые трудились во славу России, а после октябрьского переворота 1917 г. были вычеркнуты из нашей жизни и незаслуженно забыты.

При этом следует отметить, что российские предприниматели в начале ХХ в., в условиях жесткой конкуренции, для оформления упаковочной и этикеточной продукции зачастую привлекали известных русских художников. Лишь в самом конце ХХ в. экспертами было установлено, что над оформлением упаковок и этикеток в начале века, в частности, работали такие известные художники, как братья Васнецовы, Бенуа, Билибин, Врубель, Чехонин, а также мастера рекламного искусства Апсит, Бельский, Гапонов, Колесников и др. Идентифицировать образцы упаковок и этикеток, созданных ими в советское время было некому, да и незачем…

Что же происходило с упаковкой в СССР, в последующие 70 лет? В советское время, не смотря на то, что власти не придавали упаковке ни какого значения, над оформлением тароупаковочной продукции работали высоко профессиональные художники-оформители, которыми был создан оригинальный «советский стиль» оформления упаковки. Он использовался на «1/6 части суши» в СССР и был хорошо известен в странах «народной демократии».

В начале 90-х гг. и «советский стиль» оформления упаковки, ставший привычным для миллионов людей Восточной Европы, Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока – был утерян…

Надо сказать, что в это время упаковочная индустрия в странах Западной Европы и Северной Америки интенсивно развивалась. В условиях реальной рыночной экономики ей придавали огромное, приоритетное значение. Уже в 50 - 60 гг. была в Западной Европе и в США была создана мощная индустрия упаковочного машиностроения, созданы новые упаковочные материалы и технологии.

К сожалению, в СССР до самого конца 80-х гг. ХХ века об упаковочной индустрии, как о самостоятельной отрасли экономики, практически не было ни чего известно…

В результате тема архи актуальная для современной российской рыночной экономики, для современных предпринимателей и для страны в целом, оказалась «белым пятном» нашей истории.

Искусствоведы, историки еще будут изучать упаковки и этикетки, созданные в России и в СССР в XIX – ХХ вв., - как произведения не только прикладного, но и высокого искусства, и как сохранившиеся исторические документы. Предприниматели, дизайнеры, рекламисты маркетологи будут использовать опыт своих недавних предков, изучать сохранившиеся упаковки и этикетки, как инструмент рыночной экономики. Это неизбежное будущее российской экономики, российской культуры.

Причем Музей упаковки несет не только просветительские, но и образовательные функции. Дело в том, что технологии производства и эффективного использования упаковки, дизайн упаковки, в СССР никогда не изучались и не преподавались ни в одном высшем или среднем специальном учебном заведении. Процессы изучения и преподавания этой новой для России темы, сегодня находятся в зачаточном состоянии.

Преподаватели – исключительно «самоучки». Их работу никто не координирует и их квалификацию ни кто не повышает. Единых стандартов новых специальностей, программ обучения, справочников, учебных пособий в нашей стране практически нет…

Сегодня только в Музее упаковки, где сконцентрирован и представлен не только российский и мировой опыт предыдущих лет, но и прогрессивный зарубежный опыт, можно будет узнать, как и когда был создан тот или иной упаковочный материал или вид упаковки, как он эволюционировал в течение веков или лет, как повлиял на развитие мировой и национальной экономики, на развитие цивилизации. Здесь можно будет узнать, как и когда появлялись новые упаковочные технологии, в том числе технологии утилизации и вторичного использования упаковочных отходов.

Создание Музея упаковки и его работу готовы поддерживать все, кто заинтересован в развитии производства и потребления тароупаковочной и этикеточной продукции.


Автор:  Смиренный Игорь, Гл. редактор журнала «Тара и упаковка»

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

01.09.2015 21:39vlulyanov

В целом согласен с уважаемым Игорем Николаевичем. Но... Ну, не стоит, Игорь Николаевич, "играть на заезженной пластинке". "К сожалению, в СССР до самого конца 80-х гг. ХХ века об упаковочной индустрии, как о самостоятельной отрасли экономики, практически не было ни чего известно…" Вопрос первый. А сейчас что известно? Длительные разговоры о признании упаковочной отрасли как самостоятельного сектора к чему нибудь привели? Вопрос второй. Посмотрите книгу "Классификационно-номенклатурный справочник упаковочного оборудования для пищевых продуктов" М. "Легкая и пищевая промышленность", 1982. Тогда Вам, надеюсь станет известно об орасли в виде около 500 единиц упаковочной техники разного назначения, выпускавшихся на почти 50 предприятиях разных министерств.

01.09.2015 22:19vlulyanov (добавлю)

Но еще раз, в целом с Вами согласен. К сожалению, вся история упаковочной отрасли (признаной или нет - какая разница?) нашей страны сопровождается потерями. Такое ощущение. что потерь было даже больше, чем достижений. Но ведь были достижения. Поэтому согласен, Музей необходим. Только замыкаться на искючительно на этикетках, на мой взгляд, не стоит. Стоило бы там хотя бы коснуться истории упаковочной техники нашей страны.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru