Об упаковке - Для упаковки

ПЛАКАТНАЯ ЛИНИЯ ОТЦА И СЫНА ЗЕЛЕНСКИХ (часть 2)

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

05.08.2015

В отечественной истории оформления упаковок пищевой продукции и ее рекламы отметились многие талантливые, крупные, а порой и великие художники. Выяснилось: среди них есть и те, кто связаны семейными и родственными узами. Рассказываем о двух таких родственниках – отце и сыне.

Продолжая «поездку» в чужом транспортном средстве, сообщим о том, что удалось выяснить о младшем из художников Зеленских.

См. также ПЛАКАТНАЯ ЛИНИЯ ОТЦА И СЫНА ЗЕЛЕНСКИХ (часть 1)

Тайна двух пионеров

К моменту создания плаката с пионером, пьющего сразу из двух стаканов натуральные соки (не будет ли ему от этого плохо?), 25-летний Борис Александрович Зеленский был автором нескольких рекламных произведений, например, киноплакатов. Вообще же его деятельность, первоначально под руководством отца, началась в 1931 году. И его плакат этого периода приводим здесь:

СЫН: ОТ СОЦРЕАЛИЗМА К ТОНКОЙ ПРОНЗИТЕЛЬНОСТИ

«Юнга» изящных искусств

Борис Александрович Зеленский родился в Петрограде в 1914 году. Первым его учителем по технике рисунка стал отец. В 1925-1927 годах учился в студиях Ленинграда. А после переезда семьи в Москву с 1930 по 1939 год практически непрерывно постигал живописные науки, в том числе, два года под руководством К. Ф. Юона.

При этом постоянно работал. Из ранних его работ известен автопортрет 1931 года (холст, масло).

А портрет Есенина того же периода не столь давно выставлялся на интернет-аукционе Восточно-европейского антикварного дома.

«Матрос» рекламного плаката

Достаточно широко известны несколько его плакатов, рекламирующих пищевую продукцию. Кроме указанных выше им были созданы: плакат, предлагавший курить сигареты «Аврора» (1950 г.), и плакат, рекламирующий плавленые сыры (1949 г.).

Кстати, в нескольких источниках указывается, что эти плакаты созданы в соавторстве с И. Кашиной. Особенно часто это говорится про второй плакат. К сожалению, о художнице-соавторе ничего узнать не удалось. Не удалось найти и некоторые работы Б. А. Зеленского этого плана в подлиннике, но отыскиваются их эскизы. Одна из таких предварительных работ 1950 года приводится здесь:

«Старший офицер» плаката агитационного

Работал художник и над плакатами других направлений: спортивными, агитационными, социальными и политическими.

Как бы споря с бравым флотским старшиной с плаката «Авроры», приучает молодежь к здоровому образу и учит их суровому морскому делу пожилой отставной старшина с плаката, призывающего вступать в ДОСФЛОТ.

Тут требуются пояснения. ДОСФЛОТ (Добровольное общество содействия флоту) – организация, существовавшая примерно три года. Образовалась в 1948 году, когда ОСОАВИАХИМ разделилось на три общества. В 1953 году все они вновь объединились, образовав ДОСААФ.

Пожалуй, самый известный агитационный плакат Б. А. Зеленского, этот тот, где он изобразил доярку Александру Петровну Ананьину (вышел в 1950 году).

Полностью приводим имя Героя Социалистического труда по той причине, что одним указом от 07.04.1949 высокое звание было присвоено двум дояркам одного колхоза, имевшим к тому же одинаковые фамилии и имена. Конечно, можно поиздеваться над данным произведением соцреализма, хотя бы за то, что заслуженная труженица села расхаживает по пастбищу в белоснежном халате, украшенном золотой медалью «Серп и Молот» и комсомольским значком. Но, согласитесь, плакатный портрет показывает нам ее реальной молодой женщиной, а не неким символом, за которым всем животноводам страны надо тянуться.

И «адмирал» киноплаката

Но наибольших успехов художник добился в плакатах-афишах, рекламирующих фильмы. Над ними он работал всю жизнь. Из довоенных работ Бориса Александровича стоит отметить плакат 1936 года к фильму «Цирк».

Не удалось установить, выходил ли плакат Б. А. Зеленского к фильму «Волга-Волга», но оригинал макета к плакату интересен.

Как замечателен и эскиз плаката к фильму, название которого хоть и не указано, но все и так его вспомнят.

Откровенно жаль, что в качестве официальной афиши фильма была выбрана работа другого художника. Возможно, причина в том, что эскиз выполнен в «старой» манере киноплаката: многофигурной и многоэпизодной.

Надо отметить, что во второй половине 1950-х годов изменяется подход к произведениям советской литературы и искусства. Теперь герой лишается черт некоей «плакатности» (даже если он изображен на плакате), становится многограннее. Читателю и зрителю предлагаются более тонкие черты его характера, его переживания и размышления. Коснулось это и плаката, в том числе и киноафиш. При этом выявилась тенденция сокращения числа фигур на рекламирующем фильм плакате.

Надо сказать, что Борис Александрович создавал плакаты ко многим лучшим советским фильмам: «Судьба человека», «Оптимистическая трагедия», «Коммунист», «Они сражались за Родину» и другим. «Не обошел вниманием» и зарубежные фильмы, шедшие в советском кинопрокате. И в большинстве из своих работ второй половины 1950-х – 1970-х годов он добился удивительно точной и тонкой передачи главных черт героев фильмов.

Не знаю, пользовался ли художник своим «служебным положением» (в 1950-е он возглавлял отдел плакатов Московского отделения Союза художников), но создал он более 400 киноплакатов. Из всех их приводим здесь четыре. На наш взгляд, в них наилучшим образом достигнута тонкая пронзительность переживаний и судьбы героев, передана их судьба, так уж случилось в данных фильмах, трагичная.

В плакате к фильму «Сорок первый» 1956 года видна трагедия Марютки – главной героини и фильма Г. Чухрая, и повести Б. Лавренева, по которой снята лента: противоречие между любовью и долгом, приведшее к убийству любимого.

Плакат того же года к фильму «Отелло» С. Юткевича. Двух любящих друг друга людей объединяет кроваво-красный плащ, одновременно закрывая светлые одежды героини и предсказывая их страшную судьбу. И больше никаких деталей.

Нет никаких деталей и в плакате 1964 года к другому фильму по пьесе В. Шекспира – «Гамлет» режиссера Г. Козинцева. Единственная фигура главного героя на черном фоне тонко подчеркивает его острое одиночество.

Если два предыдущих плаката статичны, то афишу к фильму «Летят журавли» (1957 год) специалисты характеризуют приемом динамизма, используемого автором.

Чтобы закончить тему связи творчества Б. А. Зеленского с кинематографом, сообщим, что в 1950-е годы он работал над мультфильмами в качестве художника-мультипликатора. Из них назову только один – «Пирожок» (1956 год, режиссер П. Носов) лишь по той причине, что запомнил его в детстве.

«Тайны» прикладной графики

Хотя Борис Александрович считал себя плакатистом, он много работал в книжной графике для «Политиздата» и издательства «Молодая гвардия», рисовал для журналов «Огонек», «Советский цирк», «Крокодил» и делал карикатуры для республиканских сатирических журналов.

Отмечают, что Б. А. Зеленский трудился и в прикладной графике – этикетки, товарные знаки. А вот это для нас интересно, т. к. это, по сути, оформление упакованной продукции.

К сожалению, авторством этикеток и прочих элементов оформления упаковок у нас никто всерьез не занимался. Даже в тех редких случаях, когда автора называют, эти сообщения, порой, вызывают сомнения. Поиски автора этих заметок с достаточной долей уверенности позволяют утверждать, пусть, и не очень твердо, что серия этикеток подарочного набора спичек «Советское кино» 1965 года была выполнена Б. А. Зеленским.

Да и кому еще, как не главному киноплакатисту страны могли поручить такое задание?

Умер Борис Александрович Зеленский в 1984 году в Москве. Картины художника сейчас находятся в залах и запасниках нескольких музеев страны и частных собраниях по всему миру. Коллекция его плакатов – в Российской Государственной библиотеке. Там же и плакаты его отца.

***

Вот так, разбираясь с «тайной» двух «рекламных» пионеров, удалось, если и не открыть, то приоткрыть «тайны» двух «капитанов» плакатного искусства нашей страны.

В том помогли материалы журнала «Тара и упаковка», а также интернет-ресурсов: www.evans.ru/rus/zelensky/, http://vk.com/album-38222429_160468663, www.animator.ru/, www.plakaty.ru/, www.ngart.com/, www.sergiev.ru/, www.artposter.kiev.ua/zelenskiy-boris/, http://www.rucig.ru/, http://hobby-ua.com/, http://www.fillumenistika.ru/


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования


Подписывайтесь на наши новости в соцсетях и рассылке Unipack.Ru:


Делитесь нашими публикациями в ваших соцсетях:

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru