Об упаковкеДля упаковки

Рынок упаковки-2015, проверка на прочность!

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

04.08.2015

Unipack.Ru, как и обещал, предлагает читателям расширенную версию репортажа с конференции «Национальной конфедерации упаковщиков» («НКПак»), которая состоялась 18 июня 2015 года в рамках выставки RosUpack 2015. Краткую новость об этом мероприятии мы уже публиковали.

Заголовок новости и репортажа повторяет один из основных докладов конференции, с которым выступил Владимир Чуйков, президент Национальной конфедерации упаковщиков «НКПак» и одновременно председатель совета директоров Группы компаний «Готэк». Но сама конференция называлась «Российский упаковочный рынок в новых экономических и геополитических условиях». И надо сказать, что представленные доклады полностью соответствовали теме конференции – по тому кругозору и широте вопросов, которые были затронуты.

Помимо общеотраслевого доклада Владимира Чуйкова прозвучали и другие выступления. Директор по маркетингу и продажам ООО «Биаксплен» Илья Папуша интересно рассказал о том, как его компания выходила на европейский рынок, с какими трудностями столкнулась и о том, за что они платят два процента европейским посредникам.

О состоянии рынка тарного картона в Европе сообщила Ирина Ван ден Несте – старший редактор аналитической компании RISI.

Андрей Гурьянов, президент «Лиги переработчиков макулатуры РАО „Бумпром”», проинформировал собравшихся о ситуации на рынке макулатуры. Еще ряд докладчиков выступил с более прикладными вопросами, касающимися разработки и создания упаковки.

Но сначала вернемся к докладу Владимира Чуйкова и раскроем ряд его тезисов более подробно. Перед началом выступления Владимир Чуйков оговорился, что его выступление – это, скорее, не столько доклад, сколько попытка рассуждения и анализа ситуации. Тем интереснее были мысли докладчика. Для начала скажем, что Владимир Чуйков дал определение кризису 2015 года. Он назвал его рукотворным – из-за его природы, восприятия и последствий. Связано это, кончено же, в первую очередь с санкциями в отношении России. Но геополитический кризис – это только первая часть глобального кризиса, который захлестнул всю упаковочную отрасль.

Второй кризис, который наложился на первый – изменения в рамках экономического цикла. И еще один кризис – это структурный, следствием которого является отсутствие приоритета промышленного развития в российской экономике.

Уже очевидно, что санкции в отношении России – это всерьез и надолго. Если же говорить об экономических циклах, то циклы Жюгляра и Кондратьева, как указывает Владимир Чуйков, будут находиться в депрессии, а цикл Китчина снова войдет в фазу роста. На повышающей волне последнего в 2017-2018 годах нас может ожидать очередной экономический спад.

На основании вышесказанного докладчик прогнозирует «неизбежное будущее», в котором темпы роста мировой и российской экономики будут существенно ниже, чем прежде. А нынешнее поколение топ-менеджеров и владельцев, прогнозирует докладчик – и это, пожалуй, главное – просто физически, исходя из временных рамок экономических циклов, не смогут увидеть экономический подъем, аналогичный предыдущим годам бурного роста.

Теперь отойдем от макроэкономики и посмотрим на наш рынок ближе. Сегодня инвестиции в упаковочную отрасль катастрофически падают, а предприятия закрываются, и это уже не мелкие локальные производители, а достаточно крупные компании. Что, впрочем, не удивительно: по статистике, пусть грубо, за последние лет двадцать количество производителей упаковки выросло в три раза, а производители сырья, как в гибкой упаковке, так и в бумажной, показали единичный прирост. В результате образовался дефицит сырья, и поставщики поднимают цены, а производители упаковки вынуждены скатываться к самой примитивной – ценовой форме конкуренции.

Кроме того, известный факт: производительность труда принципиально не изменилась, а рост зарплат так или иначе присутствовал постоянно.

В качестве примера из собственной практики Владимир Чуйков привел цифры, которые были в свое время рассчитаны одной исследовательской компанией: операционная рентабельность производства тарных картонов не должна быть ниже 45%, но только при условии правильного калькулирования. «Но что такое правильное калькулирование? – задает Владимир Чуйков вопрос и сам же отвечает. Правильное калькулирование – это калькулирование на будущее с учетом издержек. То есть необходимо успеть заложить в цену продукта амортизацию оборудования, чтобы по истечении срока амортизации владелец или инвестор заработали достаточно денег на покупку как минимум такой же техники. Часто ли производители упаковки, любой упаковки, подчеркивает докладчик, подходят к ценообразованию таким образом? Ответ на поверхности: нет. А один из ключевых факторов, влияющих на такой подход к ценовой политике предприятия – это безответственность. Очень мало кто закладывает средства на расширение производства, на будущее. Отсюда один из главных выводов: чтобы выживать и развиваться, владельцам и акционерам необходимо, прежде всего, инвестировать в структурный капитал, где интеллектуальная составляющая – крайне важная часть этого капитала, и только затем уже в технологии и компетенции.

Для этого, по мнению Владимира Чуйкова, необходимо развивать бизнес-культуру, именно культуру, а не предпринимательские навыки, что не одно и то же. Именно культура позволяет глобально мыслить, и не на короткий период – на три-четыре года – а гораздо дальше.

Хорошим продолжением темы стало выступление Ильи Папуши, директора по маркетингу и продажам ООО «Биаксплен», с докладом «Экспорт как возможность развития». Эта компания входит в крупнейшую нефтехимическую компанию «Сибур Холдинг», и тем интереснее её опыт выхода на европейский рынок с пленками БОПП.

В 2011 году «Биаксплен» запустил две новые линии по производству БОПП-пленок. Часть новых объемов компания постаралась предложить европейским потребителям. И вот здесь производитель столкнулся с рядом трудностей.

Во-первых, как отметил Илья Папуша, постепенно проявилось главное отличие в ведении бизнеса между нами и европейскими компаниями: это совершенно другая ментальность. Например, там нельзя вести переговоры с клиентами, не имея за плечами реальных объемов той самой продукции, которую вы продаете. То есть в Европе не принято разговаривать конкретно и одновременно в категории будущего времени.

Во-вторых, в Европе совершенно другой уровень сервиса. Но в это понятие входит не техническая составляющая, а опять-таки ментальная: планирование, отношение к срокам, договорам, степень ответственности – все это резко отличает, по мнению докладчика, нас от европейских бизнесменов.

Для работы на европейском рынке обязательно нужны агенты – еще один вывод Ильи Папуши. Местные дистрибуторы исключительно хорошо знают свой рынок и говорят с потребителями на одном языке.

И постепенно стало очевидно, что «Биаксплен» платит агентам два процента не за посредничество, а как раз за работу с этой ментальностью.

«Европа нас обучает, – говорит Илья Папуша, – и нас, и наших клиентов. И этим нужно заниматься, даже если это стоит денег», – вот его резюме.

С докладом «Сырьевой кризис: да или нет?» выступил Андрей Гурьянов, президент «Лиги переработчиков макулатуры РАО „Бумпром”». Главные тезисы доклада – это перечисление и анализ основных факторов, определяющих развитие рынка в 2015 году. Как следовало из презентации, и внешние, и внутренние факторы слишком негативны, чтобы ожидать положительной динамики на рынке переработки макулатуры.

Сегодня наблюдается рост стоимости макулатуры из-за снижения объемов розничной торговли. К тому же в России непозволительно низкий уровень сбора макулатуры по сравнению стой же Европой (25% против 70%). Все это ведет к снижению маржинальности предприятий, так как цены на макулатурные картоны растут медленнее, чем того требует рынок. В совокупности с другими факторами все это не способствует улучшению ситуации в отрасли.

Что предлагает «Лига переработчиков»? Основные инициативы касаются изменений в налоговой политике: освобождение от НДС и НДФЛ операций по реализации макулатуры, запрет на экспорт макулатуры, участие в разработке подзаконных актов. И конечно консолидация отрасли для решения общих задач – это еще один посыл Андрея Гурьянова как участникам конференции, так и своим коллегам.

Еще из аналитики стоит рассказать о выступлении представителя аналитической компании RISI Ирины Ван ден Несте с докладом «Состояние рынка тарного картона в Европе (баланс спроса-предложения, ценовые тренды, прогноз роста), методология ценового индекса РИСИ».

Несколько слов о RISI. Это независимая аналитическая компания, которая готовит новости, прогнозы, обзоры рынков для целлюлозно-бумажной промышленности. Компания имеет несколько офисов в мире, а в России работает последние два года.

Что ждет рынок тарного картона, тренды на рынке, что происходит в мире и конверсии БДМ (бумагоделательных машин) под производство тарного картона – вот основные темы выступления Ирины Ван ден Несте. Она постаралась представить тенденции на ближайшие пять лет.

В Европе идет восстановление роста спроса как на тарные, так и на коробочные картоны, при этом тарные картоны показывают более высокий спрос. В структуре тарного картона на сегодняшний день преобладают макулатурные виды (76-77% во всей Европе, включая Турцию). Снижение веса коробок при сохранении упаковочных свойств тары – еще один тренд, который будет постепенно преобладать на рынке.

Интересны новости о том, что многие производители традиционных (графических) бумаг – Metsä Board, Stora Enso, SCA Packaging, – стремясь удержаться на рынке, модернизируют свои бумагоделательные машины под производство тарных картонов. А существенный избыток мощностей по производству газетной бумаги даже заставляет некоторые предприятия закрываться. И это еще одна глобальная тенденция.

Большой раздел доклада был посвящен сравнительному анализу прибыльности различных видов бумаг, картонов и готовой продукции. В результате Ирина Ван ден Несте представила следующие выводы:

  • спрос на тарные картоны растет, при этом он выше уровня коробочного картона;
  • маржа макулатурных видов – самого большого сегмента – сдерживается быстрым ростом мощностей;
  • прибыльность упаковочных видов остается выше прибыльности графических бумаг;
  • упаковка не может быть новой панацеей для компаний, выходящих из сегмента графических бумаг.

Такова, пожалуй, аналитическая часть конференции. Из уважения и благодарности к организаторам стоит добавить, что генеральным спонсором конференции, помимо Группы компаний «Готэк», выступила компания SFT Group – вертикально интегрированный холдинг гофроупаковочной отрасли.


Автор:  Ламакин Матвей, Корреспондент Unipack.Ru

Другие публикации в спецпроектах:

RosUpack-2017

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru