Об упаковке - Для упаковки

ПЛАКАТНАЯ ЛИНИЯ ОТЦА И СЫНА ЗЕЛЕНСКИХ (часть 1)

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

02.06.2015

Комментариев: 1

В отечественной истории оформления упаковок пищевой продукции и ее рекламы отметились многие талантливые, крупные, а порой и великие художники. Выяснилось: среди них есть и те, кто связаны семейными и родственными узами. Рассказываем о двух таких родственниках – отце и сыне.

Принимаясь за подготовку материала, автор прекрасно понимал, что он «садится не в свои сани»: ведь сам он не художник, не эксперт в живописи, не искусствовед и даже не опытный любитель изящных искусств. Поэтому не стоит считать эту работу каким-то исследованием. Оно, будем надеяться, еще предстоит. Просто автор посчитал, что не может не поделиться своим маленьким «открытием», открытием, пусть и для себя, двух больших русских художников, и искренне просит читателей не судить его строго.

Тайна двух пионеров

«Слоняясь» по бескрайним просторам интернета в поисках сведений по истории упаковки и упаковывания в нашей стране, случайно наткнулся на два рекламных плаката, где в качестве главных персонажей «отметились» советские пионеры. Плакаты были выпущены в одном 1939 году и авторами указывались художники с одинаковой фамилией: Зеленский. Фамилия в нашем деле известная, неоднократно называвшаяся в статьях журнала «Тара и упаковка», посвященных истории отечественных упаковок. Но выяснилось, что под одной фамилией скрывались два разных художника.

Автором левого плаката является Александр Николаевич Зеленский, а правого – его сын Борис Александрович Зеленский. Сами художники не были пионерами в отечественной рекламе, не были самыми известными. Они были одними из многих. Но далеко не «рядовыми» в рядах художников, трудившихся в этом направлении искусства.

ОТЕЦ: ОТ АВАНГАРДА К СОЦРЕАЛИЗМУ

Начало творческого пути

Александр Николаевич Зеленский родился в Астрахани в 1882 году. В 1901-1904 годах учился в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище, которое тогда располагалось на Мясницкой улице в Москве. Когда точно он попал в Петербург – неизвестно, но в 1910-е годы он работал именно в городе на Неве. Некоторые источники указывают, что до революции он уже выполнял рекламные плакаты табачных изделий, но такие плакаты (во всяком случае, хотя бы приписываемые А. Н. Зеленскому) найти не удалось.

Но это вовсе не означает, что Александр Николаевич в то время не имел отношения к рекламе, в том числе пищевых продуктов. Нашлась его работа, в которой он восхвалял швейные машинки «Зингер», оформляя, как бы сейчас сказали, фирменный магазин.

Макет витринной рекламы бисквита «Старт» на одном из интернет-ресурсов отнесли к 1920 году.

Но, создается впечатление, что ошибочно. Уж очень близка она по построению к предыдущей, да и присутствие твердого знака в названии продукта, указывает, что создана инсталляция не позднее 1918 года.

В обеих работах чувствуется влияние русского авангарда. Хотя в то же время имеются примеры работы А. Н. Зеленского того же периода во вполне реалистическом духе.

Табачный «капитан»…

В 1922 году он назначен главным художником Петроградского (позже Ленинградского) табачного треста. И тут реклама и оформление табачных изделий становятся его служебной обязанностью. В его работах уже не чувствуется авангард, его плакаты, рекламирующие папиросы «Пушки» (1926 год) и «Сафо» (1929 год), сейчас признаны примером разновидности авангарда: конструктивизма.

Оба они были представлены на выставке «Плакат русского конструктивизма 1920-х – 1930-х гг.», проходившей летом 2010 года во Франции. Отдельно отметим, что первый из плакатов ненароком сообщает нам, что контрафакт был и тогда.

К сожалению, не удалось установить список всех марок папирос, макеты пачек которых готовил художник. Точно известно только, что и пачка, и реклама папирос «Совет» – его работы.

В своем труде А. Н. Зеленский не замыкался на табачных изделиях с берегов Невы. Так в 1925 году вышел его плакат «в честь» папирос «Наша марка», выпускавшихся в Ростове-на-Дону.

И «старшина» другой рекламы

В 1929 художник переезжает из Ленинграда в Москву. Там он готовит несколько рекламных плакатов Мосельпрома, один из которых, созданный в год переезда, приводим здесь:

С этого года нет точных сведений о его работах табачной направленности. Хотя некоторые источники называют его фамилию при определении авторства этикетки папирос «Казбек». Но ни подтвердить, ни опровергнуть это пока невозможно.

Постепенно он отходит и от традиций конструктивизма. Тем более что это направление искусства начинает у нас подвергаться гонениям. И если в плакате 1930 года еще чувствуется нечто от авангарда, то далее его творчество идет по пути соцреализма.

При этом, художник иногда показывает удивительную изобретательность. Как изобразить холод? А вот, например, так, как в плакате 1938 года:

Плакат, наверное, требует пояснений, особенно, для молодых людей. До начала 60-х годов прошлого века бытовые холодильники были для большинства населения страны в диковину. А ведь скоропортящиеся продукты надо как-то хранить. Имелись предприятия, находившиеся в подчинении Наркомата (потом Министерства) пищевой промышленности, которые заготавливали лед. Для этого, чаще всего – на окраинах населенных пунктов, обычно в специально подготовленных ямах, зимой намораживали лед. Потом ямы укрывались. Летом по мере необходимости ямы открывали, откалывали какое-то количества льда, который развозили, прикрыв рогожей, чаще гужевым транспортом, и хозяйки его покупали.

Или вот еще плакат 1938 года:

Если мороженое надо требовать всюду, так почему же не на лыжне? Другой плакат того же года выпуска изобретательности не требовал, но до чего же изящно изображение настоек!

Можно найти сообщения, что Александр Николаевич был достаточно известным пейзажистом, а также работал в области книжной графики, но подробных сведений об этой его деятельности найти не удалось. Да и это не совсем по теме портала, где публикуется статья.

Последний же плакат художника, известный автору материала, датируется 1940 годом:

Умер Александр Николаевич Зеленский в 1942 году, находясь в эвакуации в Йошкар-Оле. Сын его в это время тоже был отправлен в эвакуацию, но в Оренбург. А были бы они вместе – может, и пожил бы Александр Николаевич еще.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

02.06.2015 09:55Прохожий

Спасибо, Владимир Николаевич. Никогда бы не подумал, что Вы возьметесь за такую тему. Но получилось очень интересно, с душой. Будем ждать продолжения этой истории.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru