Об упаковке - Для упаковки

Спичечный коробок в литературе и фольклоре

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

04.06.2015

Комментариев: 12

Упаковка – обложка, «домик» для содержимого, с этим не поспоришь. Но часто она является «домиком» и для чего-то ещё – для каких-то эмоций, воспоминаний, впечатлений, вызванных тем, что находится или находилось в упаковке. Я писала об этом в статье о парфюмерном флаконе.

Не потому ли так много людей собирают различные виды упаковки? Так как писатели и поэты – тоже коллекционеры (коллекционеры слов), все коробочки, баночки, флакончики и т.п. рано или поздно приходят в литературу. И за каждым образом тянется шлейф ассоциаций.

Например, конфетная обёртка ассоциируется с ощущением сладости, флакон из-под духов – с приятным запахом, винная бутылка – с лёгким опьянением, куражом.

А спичечный коробок, герой сегодняшней статьи, – с чем он связан в мире наших мыслей и чувств?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо кратко рассказать об истории спичек и спичечного коробка, которая непроста и драматична и, как любая история, «вплетена» в литературу.

Затопили камин. Смотрю на огонь. А что такое огонь – никому не известно.
Саша Чёрный. Дневник фокса Микки

Человечество всегда хотело приручить огонь – то есть мочь вызывать его в любую минуту. Это означало меньшую зависимость от климатических условий, от смены времён суток, возможность тепловой обработки пищи и т.п. Все способы добывания огня до появления спичек были трудоёмки и несовершенны.

Некоторые источники утверждают, что первые спички были изобретены в Китае в Х в., однако, речь идёт просто о щепках, смазанных серной кислотой. Они легко вспыхивали от трения о шершавую поверхность, но для этого всё-таки была нужна искра.

Самовозгорающиеся спички появились много позднее. Их изобретение связано с открытием фосфора. Как многие из открытий, оно было сделано случайно. Отставной гамбургский солдат Хеннинг Брандт в 1669 г. пробовал себя в роли алхимика и пытался сделать то ли золото, то ли философский камень (версии расходятся). В ходе опытов ему понадобилось нагреть смесь выпаренной мочи и белого песка. В результате образовалось вещество, которое светилось в темноте и впоследствии получило название «фосфор» («светоносный» в переводе с греческого).

В 1680 г. Роберт Бойль, ирландский физик (один из авторов закона Бойля-Мариотта) нанёс фосфор на полоску бумаги, чиркнул по ней палочкой с серной головкой и «добыл огонь», но не счёл это событие важным и открытие не запатентовал.

И только более столетия спустя, в 1805 г., Жан Шансель, французский химик, создал спичку, головка которой состояла из смеси серы, бертолетовой соли и сахара. Это была уже настоящая спичка. Но, чтобы она зажглась, её нужно было опускать в стеклянный пузырёк с концентрированной серной кислотой! И такие пузырьки все спокойно носили с собой в комплекте со спичками! Разумеется, многие люди, случайно разбив стеклянный сосуд, получали сильнейшие химические ожоги.

Наш яркий блеск неугасим,
Он служит высшей цели!
Чирк! Никогда мы не сгорим!..
Тут спички и сгорели.

С. Маршак. Сказка про спички. Из Ганса Кристиана Андерсена

Джон Уокер, английский аптекарь, стал в 1826 г. создателем первых спичек, зажигавшихся трением. Их головки состояли из смеси серы, хлората калия, сульфида сурьмы и сахара.

Но коробка всё ещё не придумали! Зажигались такие спички, если ими чиркали о наждачную бумагу. При этом они имели отвратительный запах, горели неравномерно, пылающая смесь разбрызгивалась, что было опасно, и вскоре продажу спичек Уокера в Германии и Франции запретили.

Один из важных критериев качества спичек – чуткость спичек. Этот термин означает лёгкость, с которой воспламеняется головка спички при трении. Чуткость спичек бывает высокой и низкой. Если она очень высокая, значит, спички не соответствуют требованиям техники безопасности и могут самопроизвольно возгореться (например, во время транспортировки).

В 1830 г. Шарль Сориа, французский студент, несколько изменил состав спичечной головки, добавив к смеси серы и бертолетовой соли белый фосфор (вместо сульфида сурьмы). Спички после этого хотя бы перестали взрываться в руках. Однако получить патент на своё изобретение Сориа не смог: у него не было денег на оплату патента. Спустя два года сделавший такое же открытие немецкий химик Каммерер запатентовал фосфорные спички и организовал их производство.

Спички с белым фосфором уже не взрывались в руках, но зажигались мгновенно при соприкосновении с любой твёрдой поверхностью. Запах горящего белого фосфора оказался тоже крайне неприятным, но самым печальным было то, что белый фосфор представлял собой сильнейший яд. Рабочие предприятий по производству спичек часто получали отравления с летальным исходом, нередко приобретали тяжёлое заболевание – фосфорный некроз костей (особенно часто – некроз челюсти).

Первый спичечный коробок с наклеенной на бок шершавой бумагой появился предположительно в 1833 г. Теперь не надо было носить спички россыпью, искать подходящую поверхность, чтобы чиркнуть спичкой. Но иногда спички зажигались прямо в коробке от трения друг о друга.

Одна упаковка спичек из белого фосфора в ту пору содержала смертельную дозу яда, чем нередко пользовались самоубийцы – чтобы свести счёты с жизнью, достаточно было просто проглотить определённое количество спичечных головок, растворив их в воде. Есть свидетельство этому и в русской литературе.

В России производство фосфорных спичек начало развиваться с 1833 г.

В пьесе «Безотцовщина», написанной Чеховым-гимназистом (известна также как «Пьеса без названия» и «Платонов»), одна из героинь совершает попытку самоубийства именно с помощью спичек:

Платонов. Саша, что ли? Говори, Николай! Этого еще недоставало! Что с ней?
Трилецкий. Спичками отравилась!
Платонов. Что ты говоришь?
Трилецкий (кричит). Спичками отравилась!

Токсичность спичек в России заметили довольно быстро: многие рабочие спичечных производств умирали, многие становились инвалидами.

В 1845 г. Министерство внутренних дел предписало губернаторам «дозволять» содержать спичечные фабрики только купцам – чтобы ограничить тайную куплю-продажу фосфора.

Тем не менее к 1848 г. в стране работало уже более тридцати спичечных мануфактур. Резко увеличилось количество пожаров. Это послужило поводом к выходу Высочайшего повеления «О правилах производства и продажи зажигательных спичек», которое разрешало спичечное производство только в столицах – Москве и Санкт-Петербурге и требовало от производителей отпускать спички с фабрик для продажи только упакованные по тысяче штук в жестяных коробках с выплатой за каждую коробку по рублю серебром в городскую казну.

Эти требования, разумеется, разорили практически все спичечные фабрики. Через год осталась одно спичечное производство – фабрика А. М. Гезена в Москве, а потребности населения в спичках удовлетворялись почти полностью за счёт импортных поставок.

В это время в Европе химики продолжали работать над устранением недостатков, усовершенствованием спички.

Огнеопасный и токсичный белый фосфор нужно было чем-то заменить. Это сделали в 1844 г., придя к выводу, что необходимый для возгорания контакт фосфора и серы можно обеспечить, не включая фосфор в состав спичечной головки, а нанеся его на шершавую поверхность, о которую спичкой чиркают.

Примерно в то же время был открыт красный фосфор, гораздо менее ядовитый, чем белый, и, в отличие от белого, не воспламеняющийся на воздухе и не имеющий неприятного запаха.

И в середине XIX в. в Швеции началось массовое производство безопасных спичек, получивших название «шведские спички».

«Шведские спички» пришли в Россию только в 1880-х гг. и были поначалу очень дороги и малодоступны. Данная ситуация обыгрывается А.П. Чеховым в опубликованной в 1883 г. пародии на детективный рассказ:

К моим услугам шведская спичка, употребления которой еще не знают здешние крестьяне. Употребляют этакие спички только помещики, и то не все…

Поехал я в Кляузовку и давай вокруг нее описывать спираль. Посетил я на пути все лавочки, кабачки, погребки, спрашивая всюду шведские спички. Всюду мне говорили «нет». Колесил я до сей поры. Двадцать раз я терял надежду и столько же раз получал ее обратно. Валандался целый день и только час тому назад набрел на искомое. За три версты отсюда. Подают мне пачку из десяти коробочек. Одной коробки нет как нет… Сейчас: “Кто купил эту коробку?" Такая-то… «Пондравилось ей… пшикают».

(А.П. Чехов. Шведская спичка)

Повсеместное производство спичек в Российской Империи и Царстве Польском было разрешено только в 1859 г.

Конфеты были Ландрина,
А спички были Лапшина…

С. Маршак. Быль-небылица

Развитие производства «шведских спичек» в России связано с именем Василия Андреевича Лапшина, выходца из крестьян, ставшего успешным предпринимателем. Он в 1879 г. стал владельцем первой фабрики по производству безопасных спичек в деревне Хотитово Новгородской губернии. Через некоторое время у него было уже семь спичечных предприятий. Спички Лапшина пользовались огромным спросом, они получили серебряную медаль в Москве в 1882 г., золотые медали на выставках в Антверпене (1883), Амстердаме (1885), Париже (1900).

В 1890 г. Лапшин был уже купцом первой гильдии, его спичечное «объединение» носило название «Ираида» (так звали дочь предпринимателя). У Лапшина были склады готовой продукции в Петербурге, сам он там жил на Садовой. Торговцы спичками акционерного общества «В.А. Лапшин» выкрикивали на улицах: «Спички Лапшина горят, как солнце и луна!»

Почти забытый ныне поэт Серебряного века Николай Агнивцев писал в эмиграции (потом он вернулся, жил и умер в СССР):

Как вздрогнул мозг, как сердце сжалось!
Весь день без слов, вся ночь без сна!..
Сегодня в руки мне попалась
Коробка спичек Лапшина.

Ах, сердце – раб былых привычек,
И перед ним виденьем вдруг
Из маленькой коробки спичек
Встал весь гигантский Петербург.

Исакий, Петр, Нева, Крестовский,
Стозвонно-плещущий Пассаж,
И плавный Каменноостровский,
И баснословный Эрмитаж…

(Н. Агнивцев. Коробка спичек)

В 1900-1902 гг. в Хотитово было поставлено из Швеции 70 станков, которые изготавливали до миллиона спичечных коробков в день!

Спичечное производство продолжало развиваться вплоть до революции 1917 г.

Так с чем же ассоциируется у писателей и читателей спичечный коробок?

С теснотой. Читаем у Б. Пастернака:

Коробка с красным померанцем –
Моя каморка.
О, не об номера ж мараться
По гроб, до морга!

(Борис Пастернак. Из суеверья. 1917)

«Вернувшись в Москву, Пастернак снял маленькую комнату у въезда в Лебяжий переулок (дом 1, кв. 7). Ее окно выходило на Кремль и Софийскую набережную, поверх деревьев Александровского сада, который в этом месте был гораздо шире теперешнего. „Коробка с красным померанцем — моя каморка…“ – писал он об этой комнате в 1917 году в стихотворении „Из суеверья“. Это значило — размером со спичечный коробок. Сравнение было понятно современникам: на этикетке спичек часто изображался яркий оранжево-красный померанец, горьковатый родственник апельсина».

(Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография).

С теплом и светом. Лучше всего, на мой взгляд, об этом сказано Константином Ваншенкиным:

Вспыхнувшая спичка,
Венчик золотой.
Маленькая стычка
Света с темнотой.

Ночи всё бездонней,
Но опять, смотри,-
Домик из ладоней,
С огоньком внутри.

Где на перекрестках
Мрак со всех сторон,-
Сруб из пальцев жестких
Слабо озарен.

(К. Ваншенкин. Спичка).

С огнём/опасностью. Тут и известное всем «спички детям не игрушка», и такая вот загадка:

Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими ... (спичками).

С лёгкостью преображения действительности (вспоминается есенинское «И, как будто зажигая спички, говорю любовные слова»).

С доступностью и дешевизной. С прошлым, которое утрачено навсегда.

Николая Агнивцева я уже цитировала.

Конечно, спичечный коробок – нередкий гость песен в жанре городского шансона (И коробку спичек жгу я На три сигареты "Прима).

Но завершить статью хочется не совсем обычным стихотворением Александра Галича, приведя его целиком:

Ты можешь найти на улице копейку
И купить коробок спичек,
Ты можешь найти две копейки
И позвонить кому-нибудь из автомата,
Ну, а если звонить тебе некому,
Так зачем тебе две копейки?
Не покупать же на две копейки
Два коробка спичек!

Можно вообще обойтись без спичек,
А просто прикурить у прохожего,
И заговорить с этим прохожим,
И познакомиться с этим прохожим,
И он даст тебе номер своего телефона,
Чтоб ты позвонил ему из автомата...
Но как же ты сможешь позвонить ему из автомата,
Если у тебя нет двух копеек?!

Так что лучше уж не прикуривать у прохожего,
Лучше просто купить коробок спичек.
Впрочем, и для этого сначала нужно
Найти на улице одну копейку...

(А. Галич. Песня про счастье или Попытка чистого верлибра, 1957)


Автор:  Бушмаринова Екатерина, Автор Unipack.Ru

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

04.06.2015 09:48Клавдия

Очень интересно. Отличный текст!

04.06.2015 11:16Евгения

Вроде бы просто спички, цена которым была одна копейка... Но как написано? Получилось очень душевно. Спасибо.

04.06.2015 11:34Ekaterina Bushmarinova

Клавдия и Евгения, спасибо! Кажется, я наконец научилась отвечать тут на комментарии. Очень приятно знать, что тебя читают!

04.06.2015 12:01Оксана Картельян

Прекрасная информативная статья с оригинальным подходом и нетривиальным изложением. Спасибо автору!

04.06.2015 13:20vlulyanov

Можно и я свой "пятачок", как бывший филуменист внесу? Спичечный коробок (научно говоря: пенал) - единственная тара, которая всегда сопровождалась этикеткой. Из-за опасности пользования первыми спичками. Так сказать, инструкция по применению на них печаталась.

04.06.2015 14:10Ekaterina Bushmarinova

Оксана, спасибо! От журналиста приятно слышать. Владимир Николаевич, спасибо, буду знать! С большим интересом прочитала две Ваши статьи (пока больше не успела) - про вождей на спичечных этикетках и "Философствование на тему упаковки". Ещё буду читать!

05.06.2015 06:42Mr.Green

Право, гсопода! А эта нетленка? "Он уехал прочь на ночной электричке, с горя б закурить, да промокли все спички..."

05.06.2015 13:46Ульяна Валерьевна

Спасибо большое за статью, очень познавательно интересно и живо-живо.

05.06.2015 14:33Ульяна Валерьевна

Спасибо большое за статью, очень познавательно интересно и и живо-живо.

08.06.2015 21:24Galina Demirbash

Как всегда, интересно, ярко, познавательно, поэтично, уникально и проникновенно! Каждое слово, каждая деталь в этой статье написано с невероятным, Высшим мастерством талантливого Художника Слова! Спасибо замечательному автору - Екатерине Бушмариновой за эту статью.

12.06.2015 08:50Татьяна

Замечательная статья! Есенинские строчки в контексте звучат противоположно тому, как я прочитала их здесь, удивительно.

12.06.2015 14:50Ekaterina Bushmarinova

Спасибо всем! Татьяна, а я и в стихотворении Есенина, и в статье толкую его "и как будто зажигая спички" как некое полуавтоматическое действие, привычное, обычное, не требующее душевных и умственных усилий.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru