Об упаковке - Для упаковки

Что остается производителям гофроупаковки?

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

11.12.2014

Комментариев: 7

Экспертный совет НКПак уже неоднократно обращал внимание на проблему низкой отраслевой рентабельности производства гофроупаковки, о чем говорилось и на состоявшемся в сентябре с.г. совместном заседании Комитета ТПП РФ по лесному комплексу, полиграфической промышленности и упаковке и НКПак. По оценкам экспертов, на тот момент падение рентабельности производства гофропроизводителей создавало угрозу банкротств и риски для потребителей упаковочных материалов. Для эффективной работы большинству предприятий требовалось повышение цен ориентировочно на 10-15%.

Вернуться к обсуждению этого вопроса заставляют события, которые происходят в последние месяцы уходящего года и имеют непосредственное отношение к положению дел в отрасли.

Первое значимое событие – это падение курса рубля относительно основных валют. И это ключевой фактор, который вызвал целый ряд негативных последствий для производителей гофрокартона и упаковки из него. Во-первых, произошло удорожание импортных компонентов, используемых в производстве. Ни для кого не секрет, что на абсолютном большинстве предприятий установлено оборудование иностранного производства, которое требует импортных деталей и оснастки. Сюда также можно отнести некоторое сырье и материалы: краски, ФПФ и т.п. По предварительным расчетам, произведенным аналитиками Экспертного совета НКПак, для разных предприятий это приведет к удорожанию одного квадратного метра продукции на 9-21 коп. в зависимости от состояния оборудования и динамики курса валют.

Во-вторых, в неприятную ситуацию попали производители гофропродукции и тарных картонов, которые приобретали оборудование за счет валютных кредитов с более низкой процентной ставкой. Исходя из динамики падения курса валют (текущий курс доллара на 57% выше курса начала января, евро – на 42%), нетрудно посчитать рост тела кредита и выплат по процентам в рублевом эквиваленте.

И, наконец, в-третьих (и это второе значимое событие, являющееся следствием первого) – объявленное подорожание тарных картонов. И его влияние трудно переоценить. Основное сырье в структуре себестоимости занимает не менее 75%, поэтому рост цен в обязательном порядке скажется на росте издержек производителей. По этой причине данный фактор аналитики подвергли более внимательному рассмотрению.

Почему именно изменение курса валют спровоцировало рост стоимости тарных картонов? Первым, как известно, о повышении цен объявил АЦБК, производитель крафтлайнера и целлюлозного флютинга. Судя по публикациям в прессе, это связано с влиянием резкого изменение курса рубля на стоимость инвестпроектов компании, а также на стоимость обслуживания и возврата предыдущих заимствований. Судя по настроениям на рынке, АЦБК просто взял первый удар на себя, и в ближайшем будущем (не позднее января-февраля 2015 года) произойдет подорожание как целлюлозных картонов и бумаг от других производителей, так и макулатурных видов (о чем, кстати сказать, уже объявил целый ряд производителей).

Есть ли возможность противостоять повышению цен на основное сырье для производства гофрокартона? Практически нет, и вот почему.

Значительная, но не основная доля целлюлозных тарных картонов (ЦТК), произведенных в РФ, отправляется на экспорт. При этом обычно цена на внутреннем рынке заметно (на 15-20%) превышает экспортные цены, что обусловлено наличием таможенной пошлины на ввоз ТК из-за рубежа. Падение рубля привело к росту экспортной выручки в рублевом эквиваленте, но также сделало внутреннюю цену ниже экспортной в пересчете на рубли. Производителей ЦТК в РФ можно пересчитать по пальцам одной руки. Его доля в производстве гофропродукции и так в последние два года сократилась до практически минимально допустимых значений из-за разницы в стоимости с макулатурным сырьем. Поэтому, какой бы тяжелой ни была экономическая ситуация в России, и как бы отрицательно ни относились к росту цен изготовители гофрокартона, речь идет об упущенной выгоде для ЦБК. Объявленные 13% прироста цены на крафтлайнер и целлюлозный флютинг – ни что иное, как компенсация разницы внутренней и внешней цены после первого резкого скачка курсов валют, рассчитанная исходя из стоимости импортного ЦТК на внутреннем рынке с учетом таможенной пошлины и издержек на доставку. С учетом того, что рубль продолжил ослабление и перешагнул очередную «психологическую» отметку, очередное повышение цен на целлюлозные тарные картоны стало более чем вероятным. Теперь факторами, которые могли бы способствовать снижению цен на ЦТК для внутреннего потребителя, может стать только сопоставимый с падением рост рубля по отношению к основным валютам и образование излишков крафтлайнера на внутреннем рынке в связи со снижением спроса. Вероятность реализации и первого, и второго фактора невысока: первого – в силу происходящих событий внутри страны и за ее пределами, второго – по причине намеченного АЦБК в первые месяцы 2015 года длительного останова на модернизацию КДМ 1.

Как поведут себя в складывающейся ситуации производители макулатурных тарных картонов (МТК)? Повысят цены вслед за производителями ЦТК. Многие потребители сырья считают, что традиционно низкий спрос на их продукцию в течение первого квартала позволит сдержать рост цен за счет сокращения объема закупок. Производителей и, главное, свободных мощностей по производству МТК больше, поэтому и шансов противостоять росту цен больше, чем в случае с крафтлайнером и целлюлозным флютингом. Есть только целых два «но».

Первое – вероятный рост спроса на МТК. «Низкий сезон», в первую очередь, обусловлен снижением спроса на гофроупаковку. Ситуация на рынке такова, что переговорная сила и возможность для маневра у потребителей упаковки выше, чем у ее поставщиков. Чтобы сдержать натиск без потери объемов, производителям гофроупаковки в очередной раз придется думать о том, как сокращать возросшие издержки. Наиболее эффективный способ – увеличить пропорции МТК, доведя его долю, скажем, до европейских пограничных 72%. Поэтому значительное сокращение закупок тестлайнеров и макулатурных флютингов маловероятно. К тому же, пример повышения цен на МТК весной текущего года продемонстрировал готовность изготовителей этого вида сырья консолидироваться в трудный момент. И упрекнуть их особенно не в чем: они также имеют валютные кредиты на дорогостоящие БДМ и КДМ, и так же столкнулись со значительным ростом издержек на содержание оборудования, химикаты и т.п. По расчетам аналитиков Экспертного совета НКПак, компаниям достаточно незначительно сократить производство, чтобы привести сниженный спрос и предложение в равновесное состояние. Поэтому единственным компромиссным вариантом видится поэтапный рост цен в течение первого квартала 2015 года.

Что остается производителям гофроупаковки? Ответ очевиден: последовать примеру своих поставщиков. Игнорировать рост издержек в этой ситуации не сможет уже никто, даже вертикально интегрированные производители, у которых в силу все того же падения рубля значительно выросла себестоимость производства картонов и бумаг. Расчеты аналитиков Экспертного совета НКПак показывают, что рост издержек в течение первого квартала 2015 года составит от 1,20 до 2,50 рублей на квадратный метр для компаний различного типа. Чтобы его скомпенсировать, надо повысить цены в среднем на 8-15%. Добавим сюда упомянутые в начале текста 10-15%, о которых речь шла в сентябре, исходя из оценок доходности производителей на тот момент, и получим диапазон, в котором должно состояться реальное повышение.

Что будет, если этого не произойдет? В первую очередь – кризис ликвидности, все признаки которого уже можно наблюдать на примере отдельных компаний. Давление со стороны потребителей гофроупаковки через тендерные закупки, как следствие, цены – ниже уровня декабря 2013 года при растущих издержках – все это привело к постепенному вымыванию оборотного капитала и создало предпосылки для развития кризиса в отрасли. Чтобы этого избежать, повышение цен должно было состояться гораздо раньше. Рост стоимости тарных картонов только усугубляет ситуацию, и многие кризисные явления, свидетелями которых нам придется стать в ближайшее время, скорее всего, уже неизбежны, а это в свою очередь создаст некоторым потребителям проблемы в обеспечении упаковкой.

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

11.12.2014 19:42vlulyanov

Сразу сообщаю, что данное мнение, "на мой непросвещенный взгляд". Посему, не претендую на истину. 1. В советские времена ящики из гофрокаротона были оборотной тарой. И действительно, два-три оборота эта тара вполне выдержит. Почему бы не вернуться к такой практике, хотя бы частично? Особенно относительно устоявшихся связей "поставщик - магазин". 2. Значительную часть запчастей для импортного оборудования можно изготавливать в стране. Это не очень хорошо по отношению к зарубежным поставщикам техники, но что делать? Заодно хоть чуток загрузим мощности наших машиностроителей. Целиком мы таким образом проблему не решим, но ослабим.

17.12.2014 09:37Mr.Green

Владимир Николаевич частенько надевает на себя маску дилетанта, хотя мы давно знаем его уровень профессиональной и житейской мудрости. У меня маленькая ремарка по поводу возврата в оборот гофротары. Действительно, даже сейчас в современном ГОСТе прописано, что гофротара может использоваться, по-моему, ажно до 4 раз. Но! На самом деле за последние 10-15 лет (как раз с кризиса 1998 года, когда рубль резко просел, а импортные продукты за день стали в 4 раза дороже) российская пищевая промышленность сделала огромный рывок.

17.12.2014 09:38Mr.Green

Посмотрите сколько появилось новых, крупных, совершенно современных холдингов, в том числе и федеральных, и мировых. Макфа, Эссен, все российские жировые комбинаты (холдинг НМЖК, ЕЖК), огромные обновлённые кондитерские холдинги (Нестле, Россия, Объединённые кондитеры, РотФронт и т.д., и т.п.), абсолютно полноправные игроки на мировом рынке - российские поставщики круп, сахара, муки, подсолнечных масел и прочая, и прочая. А посмотрите на птицеводческие и мясные холдинги! КОМОС, Микоян, Черкизово... И прочая, и прочая! Я к чему всю эту песнь пою. К тому, что почти у всех - абсолютно современное, новейшее оборудование и в том числе - упаковочные автоматические линии по укладке и сборке гофроящиков. А они к сожалению могут использовать только новые гофроящики, причём исключительного качества. А те, кто могут себе это позволить - конечно оборачивают гофротару, тем более, что она действительно становится только дороже. Впрочем, как и всё сегодня.

17.12.2014 19:50vlulyanov - Mr.Green

Увы, коллега, прекрасно знаю, как работают фасовочные и упаковочные автоматы на заготовках коробок и ящиков, в. т. ч. имею в виду и крой картонных пачек. Даже новые, но чуть где-то замятые заготовки, и автомат останавливается. Но ведь не все такие крупные. Есть идея для наших машиностроителей. Изготавливать полуавтоматы для упаковывания в гофроящики. Там обычно ящик формируется вручную. Т. е, вполне можно использовать оборот. Ну а с технической точки зрения - полуавтомат не велика хитрость. Технология давно известна. Покупатели, думаю, найдутся.

29.12.2014 14:28Anton

Да идея для машиностроителей хорошая. Но где комплектующие для подобных автоматов брать? Все импорт(((

14.01.2015 15:17ss18

Идея использования оборотной гофроупаковки, к сожалению, не применима в России по следующим причинам: 1) Как правильно было уже замечено, бОльшая часть крупных производителей продуктов питания использует автоматы. БУ лотки и ящики там не пройдут. 2) Дистрибуция очень широкая и как возвращать ящики в Москву, где находится производство из Еката или СПб? Ящики станут золотыми. 3) При СССР 90% всей тары были американскими ящиками, причем строго определенными размерами согласно ГОСТ (Ящик №1, Ящик "2 и тд). Логотипов(брендов) на них не было, поэтому они могли быть использованны различными предприятиями. 4) По-моему, Санпин запрещает использовать оборотную тару для ряда продукции (например, детское питание или проудкт с прямым контактом с коробом (курица). 5) Сети сейчас неплохо зарабатывают на том что продают пустые коробки макулатурщикам и продавать дешево или отдавать вообще бесплатно как в СССР поставщикам никогда не будут.

14.01.2015 15:27ss18

Как было замечено в статье, цены на картон в России на 15-20% дороже экспортных. Если учесть, что Европа и Китай никогда не будут покупать из России картон дороже, чем если это могут купить внутри своих стран, то возникает вопрос. Почему все без исключения российские потребители продуктов питания, техники, мебели и тд. должны платить Илиму и АЦБК огромные деньги? Гофра используется везде, ящики, произведенные в РФ стоят дороже, чем в Европе! Все мы платим на 20% дороже в стоимости гофры как минимум нежели европейцы. И это происходит в стране, которая явялется мировым лидером по запасам леса. Почему в Бразилии бананы стоят не так как у нас или в Европе? Почему в ОАЭ бензин стоит 10 рублей, а не 100 руб как в Европе? И самое главное, почему из-за роста евро и желания дополнительной наживы ЦБК российский народ должен платить еще больше?

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru