Об упаковке - Для упаковки

Хлеб всему голова

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

22.10.2014

Одним из важнейших продуктов, входящих в продуктовую корзину россиян, всегда был и остается хлеб, и свое положение он занимает совершенно заслуженно. Хлеб, а также остальные продукты данного сегмента можно использовать в дополнение к большому количеству видов блюд, а иногда на столе у россиян хлеб выступает и в роли основного блюда.

В зависимости от способа приготовления хлеб принято разделять на формовой и подовой. При выпечке формового хлеба используется специальная хлебопекарная форма, а подовой хлеб выпекается на хлебопекарном листе. Оба способа приготовления хлеба пользуются большой популярностью и в наше время.

Оглядываясь на историческое значение данного продукта в прошлом страны, можно говорить о том, что хлеб пользовался популярностью у всех славянских племен. Во времена Древней Руси хлеб являлся символом мира. По обычаю те, кто разделял хлеб между собой, становились друзьями на всю жизнь. Также существовала традиция целовать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства.

В дальнейшем в истории России влияние хлеба только увеличивается, что связано с расширением земель. С улучшением технологий производства хлеб становился все более массовым продуктом, употребляемым большей частью населения.

А в наше время благодаря прогрессу в развитии техники любой житель России может печь хлеб по своему собственному вкусу, не выходя из дома. Тем самым, наблюдается очередной этап в рамках развития культуры потребления хлеба в России.

Различные географические особенности, а также связанные с ними факторы привели к тому, что у хлеба и хлебобулочных изделий появились свои собственные, национальные рецепты приготовления.

Более подробно классификация видов хлеба и хлебобулочных изделий представлена ниже:

Таблица 1. Классификация хлеба и хлебобулочных изделий

Наиболее популярными видами хлеба в России считаются ржаной (черный) и пшеничный (белый), которые и составляют основной спрос на рынке. Следом за данными видами хлеба популярными видами хлебной продукции в России можно назвать лаваш, пиццу, а также багет.

Одним из наиболее важных факторов, обуславливающих состояние рынка, является крайне низкий срок хранения хлеба и хлебобулочных изделий, что, несомненно, говорит о больших перспективах для ретейла открытия собственного локального производства данной продукции. Этот факт приводит к усилению влияния сетевой розницы на рынке, представители которой проводят политику низких цен и активно развивают собственное производство хлебобулочных изделий в мини-пекарнях. Такие предприятия создают серьезную конкуренцию хлебокомбинатам, однако полного вытеснения изделиями мини-пекарен при розничных сетях традиционных хлебобулочных изделий, по мнению экспертов, не произойдет.

В дальнейшем при анализе насыщенности конкурентной среды на данном рынке было выявлено, что количество игроков здесь очень велико, это делает рынок чрезвычайно конкурентным, поскольку доля основных игроков данного рынка не превышает 2%.

Среди основных игроков на российском рынке хлеба можно выявить:

  • ОАО «Фацер» – Европейская часть России;
  • ОАО «Каравай» – Европейская часть России;
  • ОАО «Липецкхлебмакаронпром» – Европейская часть России;
  • ОАО «Первый хлебокомбинат» – Урало-Сибирский регион;
  • ОАО «КБК "Черемушки"»– Европейская часть России.

Наиболее известными торговыми марками на рынке являются такие бренды, как «Хлебный дом», «Ягодное лукошко», «Краюшки», «Чародейка», «Персидская ночь», «Медовик».

В рамках проведения сегментации рынка можно отметить следующее:

  • 70% занимает массовая традиционная продукция, к которой относится ржаной, пшеничный хлеб, а также сухари и баранки;
  • 15% – нетрадиционные (национальные) сорта хлеба, а также пирожки и булочки;
  • 10% – диетическая продукция;
  • 5% – элитные изделия.

При рассмотрении элитных хлебобулочных изделий необходимо упомянуть, что данную нишу в основном занимают мелкие частные пекарни.

Говоря об основных тенденциях в рамках развития отдельных сегментов рынка, необходимо отметить, что ожидается падение доли массовой продукции и рост премиальных изделий.

Рассмотрим основные количественные показатели изучаемого рынка.

В рамках оценки данных по объемам производства, специалистами компании были использованы данные ФСГС РФ.

При анализе использовались следующие категории:

  • хлеб и хлебобулочные изделия;
  • хлеб и изделия хлебобулочные, прочие.

Диаграмма 1. Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в РФ за 2010-2013гг., тыс.тонн

Источник: «Маркет Аналитика», по данным «ФСГС РФ», 2014 г.

Как можно увидеть на диаграмме 1, объемы производства хлеба за весь рассматриваемый период показывали уверенное снижение, и в 2013 году по сравнению с данными 2012 года темп роста снизился на максимальное значение в 2,53%, что говорит об отрицательных тенденциях развития рынка.

Помимо того, эти данные также представлены в региональном разрезе.

Диаграмма 2. Структура производства хлеба и хлебобулочных изделий в РФ в натуральном выражении в разрезе федеральных округов за 2013г., %

Источник: «Маркет Аналитика», по данным «ФСГС РФ», 2014 г.

Как можно увидеть на диаграмме, основными производителями хлеба и хлебобулочных изделий являются Центральный и Приволжский федеральные округа, чья совокупная доля вместе составляет около 50% всего производства данной продукции в РФ.

Следом за данными федеральными округами расположились:

  • СФО – 13% доля в объеме производства по РФ;
  • ЮФО – 10%;
  • СЗФО – 10%.

Доли всех остальных федеральных округов не превышают 10%.

В заключение можно сказать, что в целом в условиях сильнейшей конкуренции со стороны производителей, представителей сетевой розницы за занимаемую долю на рынке наблюдается сокращение объемов выпечки хлеба. Кроме того, как было отмечено ранее, на рынке уменьшается доля традиционного (массового) продукта, который уступает место продукции премиального сегмента.


Автор:   Константин Савенков, ведущий аналитик отдела маркетинговых исследований компании «Маркет Аналитика»

Другие публикации в спецпроектах:

АГРОПРОДМАШ-2019

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru