Об упаковкеДля упаковки

Дао бережливого производства

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

09.10.2014

Комментариев: 1

Слово «дао» китайского происхождения, оно переводится на русский словом «путь». Как известно, Лао-Цзы говорил о дао как о пути совершенномудрого правителя, глубинной основе всех вещей. Первопроходцем современной системы так называемого «бережливого производства» (lean production) стала японская корпорация Toyota, сформировав своеобразный подход к бизнесу, некое дао, объединяющее мировоззрение и ведение бизнеса. Принципы бережливого производства в настоящее время популярны во всем мире. Не стала исключением и наша страна.

Сергей Литти, эксперт по развитию производственных систем, выступил на IV Международном мясном конгрессе «Инструменты бережливого производства в мясной промышленности», прошедшем 8 октября 2014 г. в рамках выставки «Агропродмаш-2014», с докладом на тему «Опыт внедрения концепции бережливого производства на предприятиях мясной промышленности».

По словам Сергея Литти, некоторые люди, узнав, что бережливое производство впервые было внедрено на предприятиях японской компании Toyota, удивляются такой популярности японской системы в самых разных отраслях экономики. В России пока только 2% предприятий внедряют у себя эту концепцию. В Европе эту систему взяли на вооружение не менее 80% производственных компаний. Сергей Литти отметил: «Здорово, что в мясном бизнесе появились, наконец, крупные компании, такие как «Черкизово», «Мираторг», которые обратили внимание на бережливое производство и внедряют у себя эту концепцию. Toyota начала внедрять свою систему еще в 1950-х гг. и никогда не скрывала этого. Но особый интерес именно к этой компании возник в 1980-е гг., потому что именно тогда обратили внимание на то, что показатели этой японской корпорации значительно отличаются от средних показателей по отрасли. Чистая прибыль оказалась в 8,3 раза выше, производительность в 1,5 раза выше, чем у ближайшего конкурента по отрасли.

За счет чего можно повысить эффективность? Первое – это техническое перевооружение и модернизация. Очень важный аспект, тем более на фоне отставания в этой сфере многих российских предприятий. Необходимость этого в основном осознают все. Второе – развитие технологии. Бесспорно. Третье – развитие кадров. Как правило, наши производственники на этом перечне и останавливаются. Но есть еще одна составляющая – операционное совершенствование. Когда мир стал присматриваться к работе фирмы Toyota, специалисты стали задаваться вопросом: «Наверное, у них какие-то особенные станки и технологии». Но скоро все поняли, что Toyota ничем особенным не отличается от конкурентов. Джеффри Лайкер в своей книге «Дао Toyota» пишет: «Чем больше я изучал TPS и проникался дао Toyota, тем лучше я понимал, что это система, которая обеспечивает людей инструментами для непрерывного совершенствования своей работы. Дао Toyota – это доверие к людям. Это своего рода культура, а не совокупность приемов и методов совершенствования и повышения эффективности».

По словам Сергея Литти, система бережливого производства работает с потоками создания потребительской ценности. Много внимания уделяется выстраиванию взаимоотношений, ответственности, информации и т.д. Перевод понятия lean production «бережливое производство» не совсем точно отражает его суть. Слово lean означает «постный», «стройный», а у нас это понятие воспринимается как экономия и даже прижимистость в управлении. Вовсе нет. Сергей Литти сформулировал квинтэссенцию этого понятия: все выполняемые операции должны максимально добавлять потребительскую ценность. Нужно внимательно анализировать каждый процесс, создается ли там потребительская ценность. Все, что не создает непосредственно потребительской ценности – это потери. В менеджменте Toyota есть специальный термин 無駄 (муда), означающий «потери, отходы». Речь идет о любой деятельности, которая потребляет ресурсы, не создавая ценности. Получается, что бережливое производство работает со шкалой времени. Доля времени, создающего ценности, не превышает 30%, а 70% времени не создает ценности. Таким образом, по словам Сергея Литти, основной задачей бережливого производства является ускорение. Не снижение затрат, а сокращение времени. Нельзя сокращать то, что должно быть сделано по технологии. Нужно сокращать время этих процессов. Слово «бережливый» здесь можно отнести главным образом ко времени. То есть, если обычный процесс производства занимает, например, 20 часов, то бережливый займет 15 часов.

Не создают ценности для клиента: перепроизводство; излишние перемещения, манипуляции, усилия работников; не оборачиваемые запасы; ожидание, простои; дефекты, брак и их исправление; транспортировка. Еще одна фаза довольно сложно поддается оценке: надо понять, насколько все, что делает предприятие, нужно клиенту. Некоторые вещи заказчик не воспринимает, например: излишнюю точность, излишнюю обработку, излишнюю упаковку. Это скрытые потери, поскольку большинство людей их не оценивает. Если спросить «Сколько денег потеряла компания из-за того, что договор был заключен не за 10 дней, а за 40 дней?». Возможно, на предприятии даже и не поймут такого вопроса.

В стратегии бережливого производства очень много внимания уделяется процессам. Обычно при разработке стратегии учитываются такие показатели, как прибыль, окупаемость, выручка, доля рынка. Здесь же речь идет о процессах: скорость выполнения заказов, количество простоев и т.д.

Сергей Литти сформулировал собственное определение бережливого производства. Это совершенствование деятельности людей за счет вовлечения их в процесс поиска, анализа, разрешения и предотвращения проблем. Система основана не на одном супергерое, а на том, что очень многие люди вовлечены в этот процесс. Это стратегия маленьких улучшений, маленьких шагов вперед.

Докладчик дал несколько советов о том, как разворачивать программу бережливого производства. Внедрять ее непросто. Известно, что примерно 30% компаний достигает полного успеха во внедрении бережливого производства. Для начала необходимо создать стратегию, инфраструктуру преобразования, систему обучения и мотивации, обеспечить информационную поддержку и поддержку команды. Стратегия должна быть четко сформулирована. Причем стратегия – не удел одаренных одиночек. На нижних уровнях люди знают процессы лучше. Затем нужно составить список, на кого вы будете опираться в своих преобразованиях (мастера, начальники цехов и пр.). Далее надо подумать, как организовывать проекты. Например, имеется задача – сократить процесс переналадки какого-то станка. Как это организовать? Первым делом нужно создать стандарт управления проектами по развитию. Еще один процесс, который необходимо организовать в компании – это работа с предложениями сотрудников. В этой сфере заложен огромный потенциал. По мнению Сергея Литти, затраты на вознаграждения по проектам будут окупаться 1 к 5. То есть, на каждый рубль, вложенный в систему премирования рационализаторов, будет получено 5 рублей отдачи.

Кроме всего этого, нужна система тотального непрерывного обучения на тех уровнях – экспертов, ключевых партнеров и рабочих. Всего необходимо обучить примерно 5% от всего списочного состава предприятия. Важный вопрос – мотивация. Нужно ставить задачи по постоянному улучшению процессов. Очень простой и верной Сергей Литти считает мысль: «Работнику все равно, когда руководителю все равно».

Сергей Литти рассказал, что внедрял программу бережливого производства на 20 предприятиях. В 50% случаев удалось добиться успеха, а в 50% – не получилось. Получалось тогда, когда высший руководитель сам был вовлечен в этот процесс, активно участвуя в нем. Сроки внедрения бережливого производства составляют примерно 5-7 лет. С наскока этой задачи не решить.

Самый главный эффект от внедрения, помимо увеличения финансовых показателей, – формирование совершенно новой корпоративной культуры.

Надо сказать, что докладчику удалось заинтересовать слушателей темой бережливого производства.


Автор:  Бредис Михаил, Главный редактор Unipack.Ru

Другие публикации в спецпроектах:

АГРОПРОДМАШ-2017

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

10.10.2014 12:15August

Логика железная. Вещь полезная. Только думать много надо. Анализировать. И еще самурайский дух не помешал бы.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru