Об упаковке - Для упаковки

Бремя летних отпусков: стремление облегчить его или облегчить карман отпускников?

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

11.06.2014

Начинается пора летних отпусков. Приятное, но и одновременно суетное время. Как и где провести отпуск? Как не испортить себе настроение неудачным выбором? Как решить многочисленные проблемы, связанные с отпуском? Отечественные производители пищевых и «околопищевых» продуктов всегда старались помочь нам в этом. Иной раз, намекая нам на способы и места отдыха. А чаще, эксплуатируя отпускную тему для пользы своего товара.

Слово «туризм» в России имеет несколько значений, хотя всегда это какое-то перемещение в пространстве. Но турист может с рюкзаком пробираться по непролазным чащам или сплавляться по горным рекам. А бывает туризм и вполне цивилизованный – посещение богатых своей историей населенных пунктов, курортов и круизные путешествия на морском или речном судне.

Товары для «Руссо туристо» и туриста «ихнего»

Турист с рюкзаком или в палатке – довольно распространенная тема спичечных этикеток. Чаще, это просто пропаганда такого вида отдыха.

Но выпускался и продолжает выпускаться товар, без которого опытный «рюкзачный» турист редко выйдет в поход – специальные спички, которые горят и под дождем, и на ветру. В советские времена эти спички назывались «охотничьими» или «ветровыми».

Сейчас предлагаются «персональные» спички для охотников и туристов, хотя разница между теми и другими не очень заметна.

Но самая известная продукция для «рюкзаковых» отдыхающих – консервы «Завтрак туриста», популярная тема анекдотов и карикатур.

Появились они (и консервы, и анекдоты) в 1960-е годы. Варианты «Завтрака» были различны. Первоначально наибольшее распространение получили мясорастительные консервы, где крупа, чаще перловая, была смешана с небольшим количеством кусочков некоего явно не лучшего мяса, а то и подобия мяса в виде сухожилий, свиной шкурки и т. п. Существовал, впрочем, и сейчас встречается, рыбный вариант подобной смеси.

Кстати, на представленной банке можно разглядеть «маленькую хитрость» производителя. «Консервы рыбные» – выписано крупно, а вот наличие в продукте крупы упоминается меленькими буквами среди ингредиентов.

Порядок с мясными консервами «Завтрак туриста» был наведен с 1978 года, когда начал действовать ГОСТ 9936-76, содержавший технические условия их производства. С этого времени они стали изготавливаться из низкосортной свинины, говядины и баранины с добавлением того, что упоминалось ранее.

Понятно, что этим «дешевым и сердитым» продуктом иностранного туриста не привлечешь. Для них, кроме традиционного сувенирного «набора»: водка, икра и матрешка, табачная промышленность страны регулярно предлагала еще один истинно русский продукт – папиросы. Вот как выглядели папиросы, выпускавшиеся в 1933-36 годах в Ленинграде

и Ростове на Дону.

В 1960-е годы идея выпуска папирос для иностранцев продолжала претворяться в жизнь.

Папиросы высшего сорта «Советский Союз», вариант пачки которых был оформлен исключительно латиницей, предназначены явно для них же.

Несмотря на усиленную борьбу с курением, традиция сохранилась до наших дней. Не думаю, что папиросы «Беломорканал» в жестяной пачке широко экспортируются, а вот в качестве хорошего сувенира «а ля рюсс» для иностранцев они вполне подойдут.

Для отечественных путешественников, имеющих плохую привычку «подымить», выпускались изделия проще. Например, сигареты «Турист», снабженные гербами древних городов русского «Золотого кольца», где на обратной стороне пачки немного рассказывалось об этом маршруте.

Раньше, оказывается, табачные изделия не оповещали (о своем вреде), а даже, бывало, и просвещали.

«Ах, белый теплоход, бегущая вода, уносишь ты меня, скажи, куда?»

Гербы древних городов использованы и в оформлении водки «Золотое кольцо». Путешествие по старинным городам, как и карта Кавказа и его черноморского побережья на пачке папирос Intourist, – это уже приглашение в поездку, в круиз.

Реклама круизов – регулярная тематика советских спичечных этикеток. Чего только не предлагалось «простым советским людям». Так, путешествовать по Днепру спички призывали два года подряд: в 1963 и 1964.

Грустно сейчас смотреть на это «филуминистское ретро». Как грустно смотреть и на этикетку с Одесским оперным театром.

Предлагалось, впрочем, посетить и множество других местностей Советского Союза, в том числе, старинные русские города. Напоминая при этом, что кроме «Золотого кольца» есть и другие замечательные населенные пункты.

Двусмысленно выглядела круизная тема на сувенирной серии спичечных коробок 1965 года, посвященной Балтийскому морскому пароходству. Если этикетка сообщала о морских судах, или предлагала маршрут «Ленинград – Таллин» – это было ничего.

Но когда упоминались рейсы на Копенгаген, Хельсинки или Стокгольм, сразу приходила мысль о «железном занавесе», который с превеликим трудом пускал упомянутого советского человека дальше границ страны.

«Курортный роман»

Куда как проще было провести отпуск на отечественных курортах. И спичечные этикетки постоянно напоминали о них. Неоднократно выпускались серии о местах традиционного отдыха на Северном Кавказе или достопримечательностях Крыма.

Но большего внимания удостоилось Черноморское побережье Кавказа, а если точнее сказать, то спичечные фабрики готовы были «расцеловать город Сочи». Причем, как в собственных его границах, так и в понятии Большого Сочи.

Как «не забывали» его и табачники, регулярно, выпуская папиросы и сигареты с названием «Сочи».

При этом надо отметить, что у производителей разной продукции часто были одинаковые предпочтения в изображении архитектурных памятников. Так железнодорожный вокзал Сочи встречался как на спичках, так и на сигаретах.

Но больше, пожалуй, «повезло» башне на горе Ахун. Ее изображение многократно встречалось на упаковках и спичек, и сигарет, и папирос.

Часто появлялось на этикетках различных товаров и некое узнаваемое сооружение на Ялтинской набережной.

Говоря о названиях продукции, надо отметить, что встречались как «обезличенные», вроде множества «курортных» или «прибрежных» изделий, так и привязанные к более конкретной географической точке, например портвейн «Сурож», так в древности русские называли нынешний Судак.

Удивительно, но Анапа, традиционно считавшаяся всесоюзной детской здравницей, не удостоилась быть наименованием какой-либо продукции для детей. Зато вина с названием «Анапа» было достаточно, от рислинга, до продукции для любителей «красненького» покрепче.

Пищевых продуктов «детского» назначения, в названиях которых обыгрывалась бы тема отдыха, не так уж и много. Вспоминаются вафли «Артек», да и давно известные конфеты «Курортные», выпускающиеся до сих пор. Длительный «курортный роман» отечественной пищевки продолжается.

***

Вообще же, тема летнего отдыха, которую активно используют производители товаров широкого потребления, в частности, пищевой продукции, неисчерпаема. Надо ждать новых брендов.

Ну, а читателям – хорошего отдыха! И успешного преодоления приятного «бремени» летних отпусков.


Автор:  Ульянов Владимир Николаевич, Эксперт портала Unipack.Ru, бывший конструктор упаковочного оборудования

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru