Об упаковке - Для упаковки

Под зорким оком "Фотошопа"

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

16.05.2014

Комментариев: 1

Несколько дней назад, бороздя бескрайние просторы Интернета, автор совершенно случайно наткнулся на такую вот картиночку. Можно было, конечно, просто посмеяться и навсегда забыть о ней, но автора буквально поразило, как точно создатель этого электронного коллажа уловил тенденцию, присущую в последние годы российскому рынку упаковки.

А именно, стремление производителей конечной продукции «украшать» упаковки своих товаров всевозможными значками и надписями, говорящими о выдающихся качествах содержимого. Насколько оправданной является такая маркетинговая стратегия? На этот вопрос у нас нет однозначного и моментального ответа, поэтому придется забираться в дебри анализа.

Спервоначала обратимся к истокам. Еще в советские годы появилась маркировка, наносившаяся на товары (продовольственные и непродовольственные), признанные весьма качественными. Разумеется, мы имеем в виду Знак качества СССР, который появился в апреле 1967 г. Отметим, кстати, что такая маркировка не присваивалась бессрочно. Через два или три года после его присвоения товар -«лауреат» должен был в обязательном порядке пройти переаттестацию, и в случае заметного снижения качества почетного знака он лишался. Обратим внимание на тот факт, что по всему Советскому Союзу действовала единая система аттестации товаров народного потребления, причем управлялся этот процесс Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

Можно, конечно, сколько угодно умилительно ностальгировать при виде этого пятиугольничка. Но, если принять в расчет трезвые факты, затея оказалась неудачной. И корни этой неудачи кроются в извращенной социально-экономической системе Советского Союза.

Далее по пунктам.

  • Процедура присуждения знака качества была сугубо бюрократической, а следовательно, по определению неэффективной.
  • Присуждение знака не было связано с ощутимым материальным стимулированием качественного труда.
  • В условиях тотального товарного дефицита на рынке товаров народного потребления раскупалось практически все. Дополнительные стимулы к потреблению советскому человеку не были нужны.
  • Многие, в первую очередь молодежь, с глубоким (и, кстати сказать, небезосновательным) предубеждением относились к качеству всех советских товаров, считая их малопригодными. Советское было непрестижным, и понятно, почему. «Фирма» (с ударением на последнем слоге) и качеством была существенно выше, и внешний вид ее был привлекательным, да и достать ее было трудно, а купить в комиссионке или «Березке» – дорого.
  • Ну и, наконец, самое важное для нас. Упаковка как явление в СССР была не слишком распространена на рынке товаров народного потребления. Поэтому продукты, фасовавшиеся прямо в магазине, не имели возможности «сообщить» каждому покупателю, что они отмечены знаком качества.

Но вернемся в наши дни. Если в былые годы в Советском Союзе действовала громоздкая, молоэффективная, но все-таки единая система, то в наши дни производители пустились кто во что горазд. Да, конечно, существует знак обязательной сертификации РСТ, но это, скорее, допуск на рынок, а не оценка потребительских свойств товара.

За последние годы предпринималось несколько попыток ввести добровольную сертификацию качества продукции, но настоящего успеха авторы подобных начинаний не добились. И причин тому несколько. Во-первых, любая сертификация стоит денег, а российский бизнес, особенно в нынешних непростых экономических обстоятельствах, считает каждую копеечку. Во-вторых, Покупательная способность среднестатистического российского потребителя низка и, вероятнее всего, будет снижаться уже в самое ближайшее время. И можно хоть всю упаковку оклеить надписями «Не содержит ГМО», но потребитель купит другой товар, который на семь рублей дешевле. В третьих, значительная часть потребительской аудитории вообще не верит производителям. Мы уже как-то приводили слова, отражающие умонастроения широких кругов россиян: «Если говорят, что все по-честному, значит обязательно обманут». Ну раз и не два нам приходилось слышать: «Без сои? Ну, да! Конечно! Да кто вам поверит?»

А теперь вернемся в самое начало, к нашей «отфотошопленной» пачке с каменной солью. На чем не известный нам художник построил комический эффект? Он взял брутально грубую и низкокачественную упаковку с простейшим продуктом и украсил ее «мини-слоганами», которые не вяжутся ни с дизайном пачки, ни с ее содержимым. Да, действительно, стремясь любыми силами удержаться на рынке, производители товаров широкого спроса стремятся порельефнее предъявить потребителю высокие (подлинные или мнимые) качества своей продукции. Отсюда и всевозможные значки, напоминающие знаки официальной сертификации, или даже обычные синие печати. Некоторые упаковки просто напоминают (продолжим советские аналогии) Леонида Ильича Брежнева с его десятками и десятками орденов. Пробы, так сказать, ставить некуда. Так что выглядит такая упаковка не слишком-то менее гротескно, чем наша «фотошопленая» пачка соли. Здесь, кстати, следует отметить, что переизбыток различных значков на упаковке расфокусирует внимание покупателя, и информация проходит мимо него.

Итак, подведем итоги. Затея с «самодельными» псевдозначками псевдосертификации представляется нам не слишком продуктивной и не слишком перспективной. Такие маркетинговые элементы, как нам кажется, не слишком эффективно воздействуют на потребительское поведение российских покупателей. Мы бы, пожалуй, посоветовали производителям продукции народного потребления искать другие упаковочные и прочие решения для продвижения своих товаров. Это и формат, и объем упаковки, «игра» с продуктовыми линейками, снижение себестоимости, а соответственно, и розничной цены. Но главная наша рекомендация такова. Не украшайте упаковку «липовыми» значками. А возьмите и создайте такой дизайн упаковки – современный, эффектный, цельный, привлекательный, – чтобы у покупателя просто дух захватило и чтобы он обязательно совершил импульсную покупку. Вот это будет правильное решение.


Автор:  Давыдов Евгений, Независимый эксперт по упаковке

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

19.05.2014 11:28vlulyanov

Замечательный и очень характерный снимок и хорошая статья. Юмор хорош. Не хватает только массы и знака "е" рядом. Единственное, с чем не согласен в статье. Система стандартизации и качества в СССР была, действительно громоздкая, но как раз эффективная. "Несоблюдение стандарта преследуется по закону" - такая надпись некогда сопровождала брошюрки ГОСТ. А требования к качеству в стандартах были жестокие. Плюс проверки СЭС. И тот же знак качества надо было подтверждать. А сейчас качество подчеркивается знаком вроде: "Сто лучших товаров Энзенского края". Главное медаль на этикетке расположить! Еще раз спасибо автору за найденный (без сомнения, юморной) снимок и за комментарий к нему.

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru