Об упаковке - Для упаковки

Всё, что вы хотели знать о гигиеническом дизайне

Добавить статьюПодписка на рассылкуПоиск по разделу

03.02.2014

Комментариев: 3

В первый день работы выставки «Упаковка/УпакИталия», 28 января 2014 г., в рамках деловой программы «Форум будущего» состоялся доклад Веры Фриче, представителя Союза немецких машиностроителей VDMA, на тему «Что такое Hygienic Design» («гигиенический дизайн»).

В начале презентации Вера Фриче перечислила предпосылки гигиенического дизайна. Почему именно сейчас стали столь актуальны гигиенические аспекты изготовления упаковки для пищевых продуктов? Это в значительной степени связано с демографическим развитием в глобальном масштабе. Сейчас население Земли составляет более 7 млрд человек. А к 2050 г. оно увеличится на 30 %. Развивается урбанизация. Увеличивается количество городов, сами города становятся крупнее, превращаются в мегаполисы, растёт численность их населения. И всё это население необходимо снабжать продуктами – безопасными, гигиенично упакованными и удобными в обращении. Популярна продукция глубокой заморозки, потому что она может долго храниться. Кроме того, люди хотят потреблять экологически чистую пищу – без консервантов и ароматизаторов, которые могут нанести вред здоровью. Гигиеничность упаковки очень важна для пищевой промышленности.

В этой связи Вера Фриче напомнила слушателям о микроорганизмах, приведя несколько цифр. Микроорганизмы играют значительную роль в производстве продуктов. Но при этом представляют собой и угрозу. Чрезвычайно малый размер микроорганизмов не позволяет человеку увидеть их невооруженным глазом. Размер вирусов – от 0,015 до 0,3 микронов, размер бактерий – 1-5 микронов, грибков – 5-10 микронов, простейших – 5-50 микронов. Для сравнения: размер крупинки соли составляет 500 микронов (0,5 мм). Если бы люди были столь же малы, как микроорганизмы, всё население нашей планеты уместилось бы в стаканчике из-под йогурта.

Микроорганизмы встречаются нам повсюду. Их, по разным оценкам, в 10-100 раз больше, чем клеток в человеческом организме. Здоровый человек носит на себе около 2 кг микроорганизмов.

Бактерии самовоспроизводятся. Вирусы – это микроорганизмы-паразиты, возбудители заболеваний. Многие плесневые грибки, размножающиеся спорами, содержат аллергены. Зелёная плесень – распространитель афлатоксинов, смертельно опасных для человека микотоксинов, вызывающих отравления и множество тяжёлых болезней.

Не все микроорганизмы вредны. Они нужны, например, при изготовлении сыра, пива, йогурта, колбас. Но и они могут становиться загрязнителями продуктов. Поэтому при производстве пищевых продуктов необходимо контролировать объём микроорганизмов.

Роковое свойство микроорганизмов – их невозможно уничтожить при определённой температуре, можно только уменьшить их популяцию. Бактерии обладают гораздо большей сопротивляемостью по отношению ко всем негативным факторам, чем человек, и гораздо более гибко адаптируются к изменяющимся условиям существования.

Микроорганизмы нередко становятся причиной заражения продуктов и, как следствие, заболеваний людей, употребивших данные продукты в пищу, что наносит большой ущерб компаниям-производителям, приводя к потере имиджа и снижению оборотов компаний.

Вера Фриче сообщила, что в 2012 г. в Германии произошло 84 вспышки заболеваний, вызванных отравлениями пищевыми продуктами, из них 55 случаев совершенно точно связаны с загрязнением продуктов микроорганизмами, например, сальмонеллой, бактериальными ядами. Из этих 55 случаев 10 % были вызваны неудовлетворительной очисткой оборудования для производства продуктов, т. е. подобных вспышек заболеваний можно было бы избежать при соблюдении гигиенических правил и при эксплуатации оборудования, отвечающего требованиям гигиенического дизайна.

По мнению Веры Фриче, тема очистки оборудования – одна из главных тем в разговоре о пищевой промышленности, так как надлежащая очистка оборудования позволяет удалить до 99,9 % имеющихся на нём микроорганизмов.

Ещё в 1950-х гг. немецкий инженер-химик Герберт Зиннер занимался изучением воздействия процессов очистки на пищевые продукты и установил, что есть четыре основных фактора, влияющих на качество очистки. Они получили известность как «круг доктора Зиннера». Эти факторы – температура (при которой производится очистка), химия (химические свойства моющих веществ, их концентрация), механика (механическое, в том числе кинетическое, воздействие на очищаемую поверхность) и время. Все эти факторы тесно взаимосвязаны.

Как правило, очистка и дезинфекция оборудования осуществляются в несколько этапов:

  1. Предварительная очистка (удаление крупных поверхностных загрязнений).
  2. Основная очистка (растворение с помощью чистящих средств этих загрязнений).
  3. Мойка (удаление как остатков грязи, так и самого моющего/чистящего средства).
  4. Дезинфекция (уничтожение микроорганизмов).
  5. Смывание.
  6. Сушка.

Очистка оборудования – сложный комплексный процесс, который должен быть рассчитан на конкретную прогнозируемую разновидность загрязнения.

Для этого необходимы эффективные методы очистки, а также оборудование, изготовленное в соответствии с нормами гигиенического дизайна.

Далее Вера Фриче подробно остановилась на концепции гигиенического дизайна.

Гигиенический дизайн – это не только соблюдение определённых правил,

но и выбор техники, оборудования, которое доступно для качественной очистки, в результате чего будут произведены чистые пищевые продукты. Каждый продукт обладает своими собственными характеристиками. Допустим, мясной сок легко удаляется с помощью горячей воды и моющих средств, а удалять остатки мёда гораздо сложнее. То есть многое зависит от того, какой именно продукт выпускается на той машине, которая подлежит очистке.

Гигиенический дизайн включает в себя учёт особенностей оборудования, его деталей, узлов, видов производимой продукции, что позволяет устранить вредное химическое, микробиологическое и физическое воздействие при производстве, переработке, складировании и упаковке пищевых продуктов. Если это достигается при дизайне оборудования, такой дизайн называется гигиеническим. Кроме того, гигиенический дизайн оборудования позволяет выпускать пищевые продукты без вредных добавок и гарантирует безопасность производства качественного продукта.

Таким образом, гигиенический дизайн – это глобальное понимание того, как определенный продукт может быть произведён и упакован на производственном предприятии при помощи перерабатывающего и упаковочного оборудования силами специально обученного персонала таким образом, чтобы гарантированно исключить воздействие на продукт:

  • нежелательных объектов (например, насекомых);
  • вредных субстанций (например, машинного масла);
  • патогенных микроорганизмов (например, сальмонеллы);
  • микроорганизмов, негативно влияющих на качество продукции.

Гигиенический дизайн, в частности, означает, что поверхность оборудования, с которой соприкасается пищевой продукт, можно очистить, не разбирая всю машину. В Европе есть ряд законодательных положений, требующих использования именно такого оборудования – например, Директива по машинному оборудованию.

Контактные поверхности должны быть доступны и легко поддаваться очистке, так как одна из крупнейших проблем – проблема образования отложений на поверхности оборудования.

Если поверхность шероховатая, это противоречит принципам гигиенического дизайна, так как в этом случае трудно обеспечить очистку оборудования от микроорганизмов. То же касается поверхностей с какими-либо дефектами (например, с трещиной).

Многое зависит также от качества сварки, ровности сварного шва, который во время очистки не должен оказаться убежищем (карманом) для микроорганизмов.

Вера Фриче также подчеркнула важность соответствия коммуникаций требованиям гигиенического дизайна (в частности, трубопровод должен иметь конфигурацию, дающую возможность его легко очищать).

Остро стоит проблема герметичности. Насосы должны быть полностью интегрированы в оборудование. Важно обращать внимание на углы, гайки и т. п. Сварные швы не должны располагаться в углах, а на той части, которая соприкасается с продуктами, не должно быть болтов или шурупов с пустотами или углублениями – в противном случае очистка затрудняется.

Важно, чтобы в зоне над продуктом не было источников загрязнения пищевых продуктов – например, смазочных материалов. Если нет возможности технологическими средствами обеспечить герметичность продукта, желательно использовать безопасные масла.

На конвейерную ленту могут попадать сверху капли. Важна герметичность упаковки и аккуратная подача упаковочного материала, при которой сверху не попадает грязь, необходимо следить, чтобы упаковочный материал не загрязнялся при очистке соседнего оборудования.

Вера Фриче отметила, что очистка оборудования вручную – это большой расход времени, а также средств на оплату труда персонала, плюс низкая надёжность. Поэтому всё больший интерес в мире вызывает автоматическая очистка. Разновидности влажной автоматической очистки: COP (Cleaning out of Place); CIP (Cleaning in Place); SIP (Sterilization in Place). Основные ставки делаются на CIP и SIP – очистку и стерилизацию по месту производства, при которой не нужно разбирать оборудование. Очистка на месте оборудования и упаковочных машин конструктивно сложнее, но является важным фактором обеспечения высокого качества и безопасности пищевой продукции.

По данным, полученным в результате исследования Союза немецких машиностроителей VDMA, на очистку оборудования уходит 25-30% всего времени, затрачиваемого на процесс производства пищевых продуктов. Автоматизация позволяет ускорить процесс очистки.

В конце своего выступления Вера Фриче перечислила аргументы в пользу гигиенического дизайна. Это качество и безопасность продукции, повышение доступности оборудования в производственном процессе, снижение затрат на поддержание функциональности оборудования, увеличение интервалов сервисного обслуживания оборудования (чем меньше частей, тем проще процесс очистки, плюс свободный доступ к компонентам).

Кроме того, использование базовых принципов гигиенического дизайна позволяет сократить потребление воды и потребление электроэнергии. А тот, кто заботится об экологичности производства, получает преимущества в конкурентной борьбе.


Автор:  Бушмаринова Екатерина, Автор Unipack.Ru

Другие публикации в спецпроектах:

upakovka 2020 - 28 международная специализированная выставка упаковка и переработка

Источник: Unipack.Ru

Все статьи рубрики Все статьиВерсия для печатиПоиск по разделу

Читайте по теме:

Все производители и поставщики продукции

Комментарии

03.02.2014 12:17August

У немцев, похоже, пунктик на гигиене. Удивительно, что у них вообще отравления бывают.

03.02.2014 18:49Евгения - August

И при этом, заметьте, у них "на очистку оборудования уходит 25-30% всего времени".

04.02.2014 17:29Сергей

Гигиенический дизайн - это дизайн прокладок женских. Русский язык беднеет ...

Обсуждение окончено

На портале представлено: предприятий видов продукции и оборудования
Зарегистрировано: пользователей
Мы в соцсетях:
Рейтинг@Mail.ru